Английской королеве Елизавете в день ее рождения был преподнесен подарок - обычное рисовое зерно, на котором красовались японские изящные пейзажи, выполненные акварелью.
Искусство микроакварели в Японии и Китае известно очень давно. В свое время оно даже существовало как цеховое производство. Микроакварели выполнялись на зернах, тонких деревянных дощечках, шелке. Одна из акварелей, выполненная на рисовом зерне тринадцать веков назад, еще в эпоху китайской императорской династии Тан, хранится в Лувре. Особенно широко были распространены акварели на шелке, вытканном из паутины особого вида пауков. Самые крупные из таких акварелей по размерам не превышали современных монет. Шелк натягивался на серебряную или золотую проволочку, служившую рамкой. И потом на ткань наносилась акварель. Несколько таких картин сохранилось до наших дней. Они поражают филигранностью рисунка и свежестью невыцветающих красок. Акварель наносилась очень тонким слоем, поэтому рисунок насквозь просвечивается, как современная кинопленка. Секреты изготовления красок и технология нанесения тончайших мазков забыты или утеряны.
Есть сведения, что микроакварели и надписи на зернах были известны и в Древней Греции.
Японский художник Хокусаи Кацусика (1760-1849 гг.), автор всемирно известных «Сто видов Фудзи», тоже увлекался микроминиатюрами. Однажды, демонстрируя свое умение, он, бегая по площади с ведром туши и делая на ходу мазки метлою, за несколько минут нарисовал на городской площади образ божества величиной в 200 квадратных метров. Рисунок можно было рассмотреть лишь с крыши находящегося рядом храма. А потом за такое же время он нарисовал пару воробьев на зерне кукурузы. Рисунок был настолько мал, что рассмотреть его можно было лишь через увеличительное стекло.
Прежде чем документальное описание этого случая попало мне в руки, я делал акварельные рисунки на зернах риса, яблони, груши. Но линии, которые удавалось нанести на зерно, все же были грубы, а каждый отдельный мазок получался однотонным по светотени. Толщина очень тонких линий практически не регулировалась нажимом на кисточку. Именно из-за этого все известные надписи на рисовых зернах выполнены методом гравировки с последующей грунтовкой какой-нибудь краской. Конечно, каждый мастер делает это по-своему, но принцип нанесения очень тонких линий пока что остается один и тот же.
Надпись на зерне требует умения проводить очень тонкие линии, из которых складываются буквы (или рисунок). Как же древние мастера на одном квадратном миллиметре без применения резца могли наносить до 15 уверенных мазков? «Не является ли рассказ об очень быстром создании микрорисунка японским художником непосредственным описанием метода нанесения тончайших мазков?» - подумал я, прочитав о Хокусаи Кацусика. Ведь ни один мастер, пробуя нанести кисточкой тончайший рисунок, не станет делать это очень быстро. А может быть в этой простой и очевидной несовместимости скорости нанесения рисунка и огромной сосредоточенности и заключается вся трудность?
Сел за микроскоп и, набрав кисточкой акварельный раствор, как только мог быстро и как никогда не делал, смелыми движениями начал писать на зернышке первую пришедшую на ум фразу. Буквы, словно выводимые не мною, а кем-то другим, легко ложились в строки. Удивление было настолько велико, что в первые секунды я даже не мог воспринять сделанное всерьез. Попробовал еще раз. Надпись получалась легко как никогда. Между тем буквы были настолько малы, что прочитать их невооруженным глазом было невозможно.
Исписав рисовое зерно, взял другое, все еще не веря, что постиг такой несложный и древний прием нанесения тончайших штрихов. Писал весь вечер. Писал и рисовал на зернышках просто так, наслаждаясь необыкновенной простотой приема.
Впоследствии, еще более усовершенствовав кисточку, научился на зернах яблони делать такие тонкие штрихи, которые уже не могли быть тоньше из-за самой структуры ткани зернышка.
Но какова бы ни была кисточка - более или менее тонкая - неизменным остается одно правило: время между смачиванием кисточки акварелью и нанесением мазка не должно превышать 3 секунд, а пауза между нанесением мазков однажды смоченной кисточкой не должна быть более 1 секунды. Это объясняется тем, что кончик кисточки на воздухе почти сразу обволакивается пленкой высыхающего раствора, что препятствует стеканию краски. И для получения мазка уже нужен значительный нажим, при котором тонкая линия или штрих невозможны. При работе же над акварелями обыкновенных размеров все, даже самые тонкие, мазки проводятся со значительным нажимом. И художник, прежде чем сделать мазок, может медлить, держа в руке мокрую кисточку. При микроакварели это недопустимо, ибо, если каждый мазок будет наноситься наново смоченной кисточкой, рисунок выйдет грязным и «замученным», так как всякий новый после смачивания кисточки мазок имеет некоторую долю неточности по месту нанесения и по густоте цвета. Поэтому микроакварель должна выполняться при максимальном расходовании однажды взятого кисточкой раствора.
Через несколько секунд раствор полностью перестает стекать с конца кисточки, хотя на вид она и влажна. Из этого следует второе правило микроакварельной техники: весь рисунок должен быть предварительно обдуман и отработан до автоматизма, тем более что задержка кисточки на одном месте очень быстро утемняет мазок, так как ткань зерна и груши, и яблони имеет способность очень быстро впитывать в себя воду, быстро накапливая краску на поверхности среза,- акварель внутрь зерна не проникает.
Наложение одного мазка на другой не должно порождать непросвечивающихся мест. Все мазки должны быть свежими и прозрачными. Всякие поправки недопустимы, поэтому каждый мазок должен быть первым и последним. Правильно нанесенный мазок быстро, за доли секунды, подсыхает, образуя по краям едва заметную тонкую контурную линию, которая придает рисунку особенную красоту.
Краски должны быть тонкотертыми, чистыми от примесей. Старые краски лучше по качеству, их цвет более стоек. Лучшими из отечественных красок являются краски в тюбиках «Нева» ленинградского производства.
Лучшие кисточки для работы - китайские № 1 или № 2. Их ворсинки выровнены по толщине, гибкости, смачиваемости. Но для микроакварели эти кисточки требуют дополнительной подготовки или же полной переделки. Кончик кисточки должен состоять из ворсинок, выходящих из ее центра. Лишь в таком случае при наклоне в ту или иную сторону они остаются вместе. В зависимости от тонкости требуемого мазка кисточка должна оканчиваться тремя-восемью ворсинками. Ни одна из этих ворсинок не должна превышать по длине остальные. Если такая есть, ее вырезают у основания. Выдергивать или обрезать сверху нельзя - обрезанная ворсинка начнет «индивидуальничать», отделяясь от остальных, а при выдергивании сдвигаются с места рядом находящиеся ворсинки.
Подготовка кисточки - очень сложное и кропотливое дело, требующее большого навыка, внимания и терпения. Но хорошо собранная кисточка легко дает линию тоньше человеческого волоса. Ею без затруднения на 1 квадратном миллиметре можно нанести больше 100 отдельных мазков.
Перед нанесением рисунка зерна яблони и груши срезаю острым плоским резцом. Зерна диких пород для этой цели лучше: ткань у них более плотная. Акварель, выполненная на срезах зерен, выглядит намного свежее, чем на бумаге. Свет, рассеиваясь в клетках, из которых состоит зерно, высвечивает слои нанесенной краски не только сверху, но и снизу. На бумаге этот эффект намного слабее.
Качество зернышек, пригодных для рисунка, определяется их возрастом, вернее, выдержкой. Все рисунки в последних вариантах я выполняю на зернышках из коллекции 24-летней давности. Молодые зерна после нанесения рисунка могут покоробиться или изменить свой цвет. Рисунки, выполненные на зернах яблони и груши, выглядят намного лучше, чем на рисовом зерне. Рисовое зерно почти не впитывает воду, поэтому краска в пределах каждого мазка ложится однотонным слоем. А на зернах яблони и груши, даже в пределах одного мазка, видны тонкие тональные и цветовые переходы. Кроме того, рисунки на рисовом зерне менее красочны из-за недостаточной белизны ткани зерна.
Но рисовое зерно, почти лишенное растительных масел и воды, более долговечно. В свое время академик Н. Н. Кулешов, читавший нам лекции по растениеводству, показывал рисовые зерна, пролежавшие в египетских захоронениях десятки веков: они были «одногодками» с пирамидой Хеопса, но сохранили свежий вид.
На зернах яблони и груши я выполнил несколько работ. Среди них портреты И. Франко, В. Маяковского, В. Симоненко, Э. Хемингуэя, Микеланджело Буонарроти, Эффенди Капиева.
Как уже говорилось, свежесть рисунка при технике микроакварели возможна лишь при достаточно быстром нанесении краски и при максимальном использовании каждого смачивания кисточки, вследствие чего почти но остается времени для обдумывания каждого мазка. Это в свою очередь обусловливает особый подход к написанию портретов. Все начинается со сбора фотографий и портретов, по которым детально изучается лицо модели. Потом портрет рисуется и повторяется на зернах иногда 30-40 раз. Время выполнения каждого последующего портрета постепенно уменьшается. При этом вместе с психологическим решением портрета, что является главным в работе, порядок нанесения всех штрихов - от первого до последнего - доводится почти до автоматизма. Цель этого - добиться легкости в быстром выполнении портрета. Этот «штурм» требует работы при полной выкладке сил в течение нескольких недель.
Потом на несколько дней прекращаю работу над портретом. После этого выбираю лучшие зернышки и с мыслью, что делаю портрет в последний раз, снова повторяю его. Если по какой-либо причине портрет не нравится, повторяю снова. Обычно таких «последних» портретов приходится рисовать несколько. Но иногда «последний» портрет удается выполнить с первого раза. Все остальные портреты, наброски, уточнения уничтожаю. И с этого момента портрет или рисунок делается неповторимым. Чтобы сделать хотя бы подобный, надо начинать все с самого начала. Но копию сделать невозможно. Техническая трудность здесь не играет роли. Очевидно, в восприятии стирается чувство первого отношения к изображению.
Столь тяжелый труд, требующий упорства и сил, может приносить наслаждение только тогда, когда человек, которого рисуешь, нравится тебе. Это условие для меня является единственным, которое может сделать задуманную работу выполнимой. Следующая глава:
САМЫЙ МИНИАТЮРНЫЙ ПОРТРЕТ ИЛЬИЧА