Основоположник научного искусствоведения Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) в своей знаменитой «Истории искусства древности» примером наивысшего граверного умения упоминает косточку вишни, на которой тирольские мастера выгравировали выпуклыми буквами текст молитвы. Действительно, новое - это хорошо забытое старое... Еще до того, как приобрел в букинистическом магазине книгу Винкельмана, я часто применял плодовые косточки как материал для миниатюр. Но не знал, что косточки могут поддаваться очень тонкой проработке и в деталях.
Оказалось, оболочки косточки вишни, терна, сливы, абрикоса, скорлупа орехов - грецкого и лесного, будучи отполированными, как материал под микроскопом смотрятся совсем иначе, напоминая янтарь и мрамор. Некоторые, например оболочки косточки сливы, имеют на срезе благородный мраморный рисунок. Все без исключения косточки легко обрабатываются и еще лучше полируются. Для работы по ним подходят формы резцов, которыми пользуются скульпторы и резчики по дереву, граверы - по металлу. Но косточки обрабатываются легче, чем металлы, и лучше, чем любая древесина, так как ткань их оболочки не имеет слоистости и во всех направлениях одинакова по своим свойствам. При высыхании она не дает трещин, чего нельзя сказать об обычной древесине.
Резцы хорошо можно изготавливать из зубоврачебных боров, надфилей, придав кончикам желаемую форму, подобную форме больших резцов. Первоначально резец затачивался на наждаке, потом - на оселке. И доводился на пасте ГОИ или, еще лучше,- на алмазной пасте. Зернистость алмазной пасты можно брать 3 или 5 микрон. В качестве притира лучше всего использовать чугунную пластинку.
Косточки хорошо полируются зубным порошком, пемзой, пеплом. Полировка должна быть сухой. Порошок насыпается на чистую сатиновую тряпочку, на которой и полируется оболочка косточки или сделанная из нее деталь, изделие. Окончательный блеск можно навести трением о замшу. Малодоступные места полируются заостренным кончиком палочки из твердого дерева. Палочка время от времени окунается в полировочный порошок.
Кусочки нужных размеров выпиливаются из косточки лобзиком или тонкой ножовкой. Предварительно их можно шлифовать вручную на наждачных бумагах разной зернистости.
Во время гравировки косточка или заготовка из нее приклеивается к небольшой пластмассовой пластинке клеем БФ-2. Сначала капля клея наносится на пластинку, дается время для подсыхания - когда клей уже не прихватывается к пальцу, можно класть косточку. Клей, высохнув, приклеит ее, но не проникнет внутрь материала. Снимать изделие лучше всего утонченным лезвием, осторожно подрезая застывший клей.
Подбирая косточку для той или иной миниатюры, надо обращать внимание на ее биологическую полноценность и однородность.
Первой моей работой, материалом для которой служили косточки, был портрет Т. Г. Шевченко размером чуть больше 1 квадратного миллиметра. Позже были изготовлены портреты-барельефы В. И. Ленина, Леси Украинки, Соломен Крушельницкой, Юлиуса Фучика, Алигьери Данте.
Коротко расскажу о некоторых из них. Портрет В. И. Ленина выгравирован на кусочке вишневой косточки размером 4x4 миллиметра. Площадь самого портрета-барельефа - около 2x2 миллиметра. Под портретом слова вождя: «Мы придем к победе коммунистического труда». Они выгравированы в три ряда выпуклыми буквами. Величина букв такова, что на вишневой косточке их могло бы поместиться до 3 тысяч. Из кусочка вишневой косточки выполнен барельеф великой украинской певицы Соломеи Крушельницкой (1873-1952 гг.). На удлиненной подставке из серо-зеленой яшмы лежит осколок метеорита. На его отполированной поверхности - барельеф красавицы. Ее волосы увенчаны белым нарциссом.
Великой певицей мира называли Соломею Крушельницкую при жизни. Своим пением она очаровала Петербург и Одессу, Рим и Неаполь, Париж и Мадрид, Сантьяго и Монтевидео, Каир и Александрию... Ее ставили в один ряд с такими певцами, как Шаляпин, Карузо, Баттистини, с которыми ее связывала творческая дружба. Перед нею преклонялись выдающийся дирижер Артуро Тосканини, композитор Джакомо Пуччини.
В январе 1902 года Крушельницкая была на гастролях в Петербурге. После триумфального выступления в театре царь со своей семьей, желая еще раз услышать ее пение, пригласил Крушельницкую к себе во дворец. Там она спела несколько сольных арий. А потом исполнила на украинском языке «Веснiвку» Маркияна Шашкевича (музыка Матиюка). Царь, восхищенный пением, спросил, на каком это языке и о чем поется в песне. Крушельницкая ответила на французском языке, что речь идет о панском ярме, а пела она на родном языке.
В свое время киевский профессор И. С. Астапович подарил мне несколько осколков метеоритов. Один из таких осколков я отполировал в виде пластинки, оставив нетронутой форму метеорита по краям и внеся в рисунок контура лишь несколько изменений. Метеорит контрастностью своей формы подчеркивает статичную плавность линий портрета. И по ассоциации символичен: метеор, сгорая, освещает мир.
Портрет Юлиуса Фучика. В герметически закрытой, прозрачной со всех сторон коробочке из органического стекла вертикально укреплена игла. На ее конце - отполированная косточка вишни. Если коробку наклонить, косточка откроется - ее половинки скреплены золотой петелькой. В одной из половинок помещена крошечная пластинка, вырезанная из косточки терна, на которой выгравирован портрет-барельеф национального героя чехословацкого народа Юлиуса Фучика. Барельеф хорошо виден через вмонтированную в крышке систему линз. Работа находится на родине героя - она подарена чехословацким друзьям.
Портрет Алигьери Данте выполнен из кусочка терновой косточки. Размер его - 2x2,5 миллиметра. Аналогичным образом из кусочка вишневой косточки вырезан портрет-барельеф балерины Майи Плисецкой.Следующая глава:
АКВАРЕЛИ НА ЗЕРНАХ