Столетие плана ГОЭЛРО

Dec 21, 2020 00:10





В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 года. Художник Л. А. Шматько. 1957 г.



Всем доброго дня, дорогие друзья!

Сегодня исполняется ровно сто лет ГОЭЛРО - Государственному плану электрификации России. Многие десятилетия информация об этом плане, которая преподносилась нам в публицистике и литературе (от детской до научно-популярной), основывалась на мифах. Со времен так называемого «зрелого сталинизма» (конец 30-х - 40-е годы) многие авторы утверждали, что царская Россия  не имела собственной энергетической базы, план ГОЭЛРО -  творение  Октябрьской революции и лично Ленина, а одним из главных идеологов электрификации России был Сталин. После разоблачения «культа личности» из структуры этого мифа убрали фигуру Сталина, но суть изменилась мало. Где-то с 90-х годов в рамках либерально-прозападного дискурса стали утверждать, что роль Ленина и большевиков в разработке и реализации плана ГОЭЛРО ничтожна,  план создан не русской/российской научно-технической мыслью, а позаимствован из зарубежных разработок. Более того, план будто бы и не был выполнен,  а то, что все-таки сделано, удалось благодаря зарубежной помощи.  И те, и другие мифотворцы либо замалчивали, либо вообще отрицали роль промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы. Попробуем разобраться...



У карты ГОЭЛРО (В. И. Ленин и Г. М. Кржижановский). Художник П. Н. Андрианов. 1957 г.

1. Россия вступила на капиталистический путь развития позже ведущих стран Западной Европы и США (в полной мере только после отмены крепостного права в 1861 году); она значительно отставала от них по многим параметрам. Располагая огромными природными богатствами, она добывала во много раз меньше полезных ископаемых -  угля, железной руды, нефти,  выплавляла гораздо меньше чугуна и стали. Но темпы промышленного развития России были более высокими, чем на Западе. Только за 1890-е годы ее промышленное производство выросло вдвое, а в тяжелой промышленности -  почти втрое.

А что происходило  в электроэнергетике?  Уровень оснащенности российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли одновременно с ними. Однако 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт. ч, тогда как в США -  236 кВт. ч.  Все строившиеся в России электростанции -  в  Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Баку, Риге  имели крайне ограниченное число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Значения величин их тока и частот имели колоссальный разброс, никакой единой системы при разработке этих станций не существовало. Дискутировался вопрос: а где строить тепловые электростанции, в местах добычи топлива (и передавать дальше энергию по линиям электропередач), либо в промышленных регионах, и подвозить к ним топливо?

Опыт по созданию районных станций, работавших на местном, а не на привозном топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (ныне Ногинск) соорудили торфяную электростанцию «Электропередача», энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением в 70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор «Электропередачи» Г. М. Кржижановский. Тогда он высказал главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали основой  плана ГОЭЛРО. На электротехнических съездах ученые и инженеры принимали резолюции о государственном значении электроснабжения, о необходимости сооружения крупных электростанций вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек, о связывании этих станций развитой сетью электропередач. Реакция государственных властей была близка к нулевой...



В.И. Ленин и Н.К. Крупская на митинге в честь открытия электростанции в деревне Кашино Волоколамского уезда Московской губернии 14 ноября 1920 года. Художник В. Б. Скуридин. 1954 г.

2. А вот вождь большевиков В. И. Ленин был большим энтузиастом электрификации России. Если Маркс в XIX веке утверждал, что капитализм -  эпоха пара, то Ленин считал, что эпохой электричества станет социализм (и наоборот). Он видел в электрификации не только технологическую, социальную, но и чисто политическую задачу. Ленин хотел буквально «завоевать» крестьянство, полагая, что в получившей свет глухой деревне обеими руками будут голосовать «за» и поддерживать ту силу, которая этот свет принесла.

К концу 1917 года в России (особенно в обеих столицах) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. И уже в ноябре Ленин по предложению имевшего пятилетний опыт работы на торфяной электростанции «Электропередача» инженера И. И. Радченко дал указание о строительстве под Москвой Шатурской  торфяной электростанции. Он проявил интерес и к работам Г. О. Графтио по проектированию Волховской гидростанции под Петроградом. В январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, которая предложила создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой орган, Электрострой, появился в мае месяце, а одновременно с ним был образован Центральный электротехнический совет (ЦЭС) -  преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов. В состав его вошел цвет русской электротехнической науки: И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, А. Г. Коган, Т. Р. Макаров, В. Ф. Миткевич, Н. К. Поливанов, М. А. Шателен и многие другие.

Скажем прямо, среди видных организаторов производства, в том числе энергетиков, талантливейших ученых и инженеров, были лица, прямо причастные к революционному расшатыванию страны - Л. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, П. Г. Смидович, социал-демократы с большим стажем. (Революционная одиссея Красина, его нелегальная работа под прикрытием успешного бизнеса - сюжет для захватывающего сериала). Но что заставило взаимодействовать с большевиками лиц из приведенного выше списка, не участников и не сторонников революционных событий, чистых технократов с хорошим образованием, с дворянским или буржуазным происхождением? (Кажется, только Винтер был сыном рабочего, а Рамзин - земского учителя). а. Патриотизм в их собственном понимании, вера в то, что развитие науки и техники сможет привести к прогрессу страны, лучшей жизни для народа. Они скептически относились к идеологии советской власти, отвергали ее методы, но полагали, что борьба с ней вредна для России. б. Прежде они никак не могли реализовать свои идеи, а вот новый режим проявил политическую волю, с большим интересом поддержал все их новации. в. Личные соображения, эгоистические или просто прагматические, называйте это как угодно. Сотрудничавших с соввластью энергетиков обеспечивали жилплощадью, пайками, социальными льготами (что немаловажно в условиях послевоенной разрухи, голода, холода),  защищали от обысков, конфискаций, уплотнений, выселений...



В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в деревне Кашино. Художник Н. А. Сысоев. 1969 г.

3. В декабре 1918 года ЦЭС организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны, а примерно через год Кржижановский послал Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности» и получил на нее восторженный отклик и просьбу написать об этой проблеме популярно. Буквально за неделю Кржижановский написал специальную брошюру, она была моментально издана. Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил, а Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО -  Государственного плана электрификации России. Комиссия состояла из девятнадцати человек во главе с Кржижановским. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом народных  комиссаров, который выпустил 21 декабря 1920 года постановление «О плане  электрификации России. VIII Всероссийский съезд Советов (22-29 декабря) окончательно одобрил этот план. (Съезды Советов, напомним, играли тогда роль парламента).



Схематическая карта электрификации России.

4. ГОЭЛРО являлся планом развития не одной энергетики, а всей экономики, но  прежде всего тяжелой индустрии. Предполагался максимально возможный подъем производительности труда -  за счет интенсификации и рационализации, замены мускульных усилий людей и животных механической энергией. Предлагалось использовать в основном местное топливо, в том числе малоценные угли, торф, сланцы, газ и древесину.

Восстановление разрушенной экономики рассматривалось в плане лишь как часть программы -  основа для последующей реконструкции, реорганизации и развития народного хозяйства страны. Всего он был рассчитан на десять и пятнадцать лет с четким выдерживанием сроков конкретных работ. Разработан план очень детально: в нем определялись тенденции, структура и пропорции развития не только для каждой отрасли, но и для каждого региона. Впервые в России авторы плана ГОЭЛРО предложили ее экономическое районирование исходя из наличия источников сырья, сложившегося территориального разделения труда, удобного и хорошо организованного транспорта. Было выделено семь основных экономических районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский,  Западной Сибири и Туркестана.

План ГОЭЛРО стал первым государственным планом в России и положил начало всей последующей системе советского планирования  (будущим пятилетним планам). В июне 1921 года Комиссию ГОЭЛРО упразднили, а на ее основе создали Государственную общеплановую комиссию -  Госплан, который и стал руководить  всей экономикой страны.



Лампочка. Художник Н. И. Барченков. 1970 г.

5. Программа «А» плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства, была выполнена уже в 1926 году. А к 1931 году (минимальному десятилетнему сроку) были перевыполнены все плановые показатели по энергостроительству. Вместо запроектированных 1750 кВт новых мощностей ввели в эксплуатацию 2560 кВт, а производство электроэнергии только за один последний год увеличилось почти вдвое. К концу же пятнадцатилетнего срока (1935) советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье  место в мире после США и Германии.

Постепенно исключались поставки зарубежного оборудования -  за счет роста собственного энергомашиностроения. Если в 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС, то к середине 1930-х годов в стране функционировали такие гиганты, как «Электрозавод» (Москва), «Динамо» (Москва), «Красный котельщик» (Таганрог), Турбогенераторный завод (Харьков). Начиная с 1934 года СССР уже не нуждался в импорте для энергостроения.

Само же строительство шло невиданными прежде темпами. И причиной тому был не только энтузиазм народа. Значительную часть строителей составляли не только призванные в так называемые «стройтрудармии» красноармейцы, но и заключенные. Сегодня еще часто говорят, что для финансирования программы индустриализации (и электрификации в том числе) советское государство распродавало сокровища отечественной культуры и занималось экспортом зерна и другого продовольствия, причем именно в то время, когда в Поволжье и на Украине свирепствовал голод. Скажу сразу (приходилось детально изучать эту тему): да, распродажа произведений искусства имела место, но она не покрыла, да и не могла покрыть даже в малой степени этих расходов. Часть намеченных на вывоз сокровищ - усилиями музейщиков, видных деятелей культуры - в итоге осталась в стране.



Свет. Художники С. П. и А. П. Ткачевы. 1974 г.

6. Что же до экспорта продовольствия, предоставим слово специалисту -  профессору МГИМО, экономисту В. Ю. Катасонову:

«Во-первых, обращает на себя внимание, что зерно не занимало слишком большого места в советском экспорте. Максимальные доли зерна в сельскохозяйственном экспорте были зафиксированы в 1924, 1930, 1931 и 1937 гг. Но даже максимальные значения доли были меньше 50%. Не следует забывать, что другими важными статьями аграрного экспорта были мясо, масло, яйца, жмых, живой скот. В отдельные годы вывоз масла, например, превышал вывоз зерновых. А в общем экспорте СССР максимальная доля зерновых была достигнута в 1927 году, но и она была менее четверти. В отдельные годы доля зерна составляла менее 10% всего советского экспорта.

Во-вторых, видно, что динамика зернового экспорта была очень неравномерной как в стоимостном, так и физическом выражении. Максимальные физические объемы пришлись на 1930-1931 гг. На втором месте по этому показателю находится период 1926-1927 гг. А вот по стоимостным объемам экспорта зерна периоды 1926-1927 гг. и 1930-1931 гг. почти одинаковы».





Предельно схематичные плакаты Окон Роста (Российского телеграфного агентства).

7. Помощь зарубежных специалистов имела место, но это были в основном так называемые шеф-инженеры и консультанты, при помощи которых производились монтаж и наладка поставленного из-за границы оборудования. Как ни парадоксально, к сложным и даже аварийным ситуациям приводили не только низкая квалификация части советских рабочих, вчерашних деревенских жителей, но и привычки представителей западных фирм.  Иностранцам были непривычны внеурочный и трехсменный труд, игнорирование сна, отдыха, своевременного питания во имя скорейшего ввода объектов в эксплуатацию. Они жили по своим правилам и своему распорядку. Так, на строительстве Штеровской ГРЭС на Луганщине в ее новеньком бетонном фундаменте при испытаниях образовались глубокие трещины. Оказалось, что английские спецы регулярно и с одинаковыми интервалами устраивали перерывы в работе. И бетон на тех уровнях, на которые он должен был подаваться в эти паузы, успевал подсохнуть, а в результате плохо схватывался и при первой же вибрации дал трещины. После иска, предъявленного английской фирме, ей пришлось переделывать всю работу.

Но в большинстве своем иностранцы работали честно и качественно и получали помимо зарплаты правительственные благодарности, подарки и даже награды. К середине 1930-х годов необходимость в зарубежной помощи отпала, но часть иностранцев  не захотела покидать СССР и оставалась вплоть до самой войны. Были и те, кто уехать не успел, и судьба многих их них оказалась трагической. Одних под какими-то надуманными предлогами репрессировали советские «органы», сослав в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток. Кто-то застрял на оккупированной территории, был интернирован в Германию и уже там подвергся репрессиям.



Плакат по технике безопасности. Для многих людей это оказалось откровением - как правильно ввернуть или вывернуть лампочку. "Потуши свет!" - и многие по привычке дули на лампочку, как на керосинку, еще в 1940-е гг. (это не выдумка - из рассказов моего отца).



Что дает электросельстрой деревне. Плакат О. Грюна. 1922 г.

8. По-разному сложились и судьбы членов Комиссии ГОЭЛРО. Все они принадлежали к энергетической элите страны, а должности, которые они занимали к началу 1930-х годов, соответствовали верхним ступенькам в советской иерархии.  Многие из них пользовались известностью и популярностью в народе. Видимо, это и побудило Сталина убрать электрификаторов с руководящих постов и выдвинуть на первый план своих людей: А. А. Андреева, Л. М. Кагановича, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе. Многих главных творцов плана ГОЭЛРО «передали» в систему Академии наук. Минуя все необходимые промежуточные ступени, академиками стали И. Г. Александров, Б. Е. Ведереев, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Г. М. Кржижановский. Но не у всех судьба сложилась столь радужно. Из одного только руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель, Б. И. Угримов. Проходил по делу «Промпартии» Л. К. Рамзин, первоначально приговоренный к расстрелу (!). Каким-то образом его вынудили дать нужные показания, затем отправили работать в «шарашку», а позднее и вовсе «помиловали», вернув на научную и руководящую работу, осыпав всевозможными наградами. Однако прежние коллеги его сторонились, и умер он в 1948 году, вскоре после своего никем не замеченного шестидесятилетия...



Подписная реклама журналов "Электричество" и "Электрификация" времен нэпа.



Подписка на акции для постройки Ляпинской электростанции (Ярославская губ.). Опять же. это времена нэпа.

9. Еще один миф в отношении плана ГОЭЛРО таков: мол, это план  не оригинальная разработка, он «содран» с книги немецкого профессора политэкономии К. Баллода «Государство будущего, производство и потребление в социалистическом государстве» (1898). С этой книгой отечественные электрификаторы были хорошо знакомы и при разработке плана ГОЭЛРО ею пользовались. Однако, как отмечают специалист по истории техники В. Л. Гвоздецкий и другие ученые: а) сам этот материал -  всего лишь абстрактный кабинетный проект, вопрос о его реализации никогда не стоял; б) российские научные кадры от зарубежных не отставали, а в некоторых отношениях (строительство экономики с опорой на энергетику) даже опережали их; в) природа, сырьевые ресурсы России, ее территория, экономика, демография, национальный менталитет, денежная система достаточно уникальны, что исключают возможность полного заимствования чужих программ.



Да будет свет! Художник В. А. Завьялов. (Дата создания на самом плакате не обозначена, но ясно, что это поздняя стилизация под 1920-е гг. Во-первых, мы видим в правом верхнем углу логотип объединения "Боевой карандаш". Во-вторых, Саяно-Шушенскую, Зейскую, Нурекскую ГЭС начали строить только в 1960-е гг.)

10. План ГОЭЛРО сыграл в жизни нашей страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести Россию - СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана по сути сформировала всю отечественную экономику. Составление и выполнение плана ГОЭЛРО стали возможны благодаря сочетанию ряда факторов: а) серьезного промышленном потенциала старой России, б) высокого уровня русской научно-технической школы, в) сосредоточения в одних руках всей экономической и политической власти, г) традиционного соборно-общинного менталитета народа и его послушно-доверительного отношения к верховным правителям. План ГОЭЛРО и его реализация доказали высокую эффективность системы государственного планирования в условиях жестко централизованной власти и предопределили развитие этой системы на долгие десятилетия.

Как мы будем жить дальше, сможем ли творчески учесть весь этот опыт или бездумно отбросим его - вопрос к ныне действующим и идущим на смену молодым поколениям...

план ГОЭЛРО, 100-летие плана ГОЭЛРО, индустриализация России, электрификация России, русская наука и техника, история России

Previous post Next post
Up