"Азбука в картинах" Александра Бенуа

Nov 26, 2020 23:19





Всем доброго дня, дорогие друзья!

Тема русских азбук и букварей, начатая постом Азбука Шервинского - Конашевича, получила некоторый отклик. Сегодня покажу азбуку выполненную в совершенно ином стиле, да и стоила та книжечка совсем других денег. Речь  пойдет об «Азбуке в картинах» Александра Бенуа.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) -  русский  живописец, график, искусствовед, один из основателей художественного  объединения «Мир искусства». Он автор литературных трудов,  освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный  театральный декоратор,  организатор многочисленных выставок, музейный работник (после революции несколько лет возглавлял Картинную галерею Эрмитажа). Александр Бенуа  (Benois) - сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича  Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа,  внук (с материнской стороны) архитектора Альберта Кавоса, строителя  Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Два его брата -   акварелист Альберт Бенуа и архитектор Леонтий Бенуа. Детство и  многие годы жизни Александра Бенуа прошли в Санкт-Петербурге (ул.  Глинки, 15, недалеко от Крюкова канала).



С 1885 по  1890 год Бенуа был учеником частной гимназии Карла Ивановича Мая  (тогда она размещалась на 10-й линии Васильевского острова, 13). Он скромно называл себя самоучкой, поскольку не  окончил Академию художеств (только посещал ее классы). Бенуа полагал, что художником можно стать лишь  когда непрерывно трудишься.  Александр Николаевич мог за за  один рабочий день заполнить целый альбом рисунками, поработать в мастерской над  начатой картиной, побывать в театральных мастерских, подготовить статью для журнала или газеты,  написать несколько интересных писем. В  1896 году  Бенуа впервые поехал в  Париж. Там он создал знаменитые «Версальские серии» о красоте загородных парков и прогулках Короля-солнца Людовика XIV.  Иллюстрации Бенуа к  поэме Пушкина «Медный всадник» - высшее достижение книжной графики, над ними художник работал  более двух десятилетий. Только одна эта работа могла бы ему дать  право называться одним из крупнейших художников начала XX века. Бенуа участвовал в  организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого  создал ряд блестящих спектаклей. Оформление «Свадьбы Фигаро» (1926) - последняя работа Бенуа в Советской России. Затем художник много работал в миланском  театре Ла Скала,  а оборвалась его жизнь в Париже...

Теперь полистаем азбуку, созданную в полусказочном, изящно-аристократическом стиле. Выпущена книжечка Экспедицией заготовления государственных бумаг (предшественница Гознака) осенью 1904 года и стоила три рубля. Да, три серебряных полновесных рубля с профилем государя императора на аверсе!



Арап, конечно не имеет отношения к арабам. Это собирательное старорусское название жителей Черной Африки, или Африки к югу от Сахары.



Древнерусский боевой дрон, замаскированный под Бабку-Ёжку.



"Почто хулиганишь, храпоидол окаянный?!"



Счастливое у них было детство! Для кого-то такие игрушки русских или немецких фирм - целое состояние. Продукция премиум-класса тогдашнего игрушпрома.



М-даа, я бы в свое время от такой дачки с видом на Финский залив не отказался, а равно и от доброго дедушки генерала/академика. Только здесь на первом плане дед, похоже, из персонала... А вообще-то играть в попаданцев небезопасно: пролетишь мимо 1904 г., попадешь в 1824 г., обернешься не внуком его сиятельства, а дворовым мальчиком. И будут тебя пороть на конюшне как сидорову козу просто потому, "что сегодня суббота".



Да-да, лорд Карнарвон уже начал сюда кататься... осталось совсем немного, и...





Любимый "Питербурх" осьмнадцатого столетия. Мудрецы в напудренных париках из де Сиянс Академии и любопытные аристократки смотрят на звезды.



Иные игрушечки прямо-таки в духе Стивена нашего Кинга, не стал бы ночевать с ними в одной комнате.



Бедный кит с явным омерзением выплевывает Иону.



Без водопровода (скорее всего), электричества и смартфонов под подушкой.



Забавы с карликами. Опять осьмнадцатое столетие, и, скорее всего, период правления "блаженной памяти" государыни нашей императрицы Анны Иоанновны.







Борьба с колонизаторами постепенно становится трендом!



Вспомнилось отчего набоковское "Облако, озеро, башня". Взгрустнулось.





У рыцарей все в порядке: драконы, львы, разбойники, сарацины, бонусом - томные принцессы, освобожденные из заточения.



Сезон скидок.



Театральные спецэффекты.



Тайфуны с ласковыми именами.



"Ну и фокусы у тебя, дядь!"



Собирательный образ мусульманского Востока от Марокко до Бухары. Еще без нефти и газа.



Эх, царица, не слушай их... Легкая тоска по Московской Руси (прямо как у умеренного западника Ключевского).



Зоозащитников на них нет...



Двор европейского монарха средней руки - явно до эпохи Просвещения.



"Дурак ты, хоть и барин!"









Эльфы и у нас теперь в большой моде, только выглядят довольно-таки боевито! А тут концепция совсем иная, детско-сказочная, а не фэнтезийная.



К юнге должен прилагаться гальЮн.





Не забыты даже фита и ижица, явно архаичные уже к концу XIX - началу XX века.

Ну вот, такова была азбука, созданная Александром Николаевичем Бенуа. И не обращайте внимания на мои комментарии: их породили горечь послезнания и здоровый (или не очень) цинизм человека XXI века. Впрочем, Александр Николаевич мог бы и оценить их с юмором, как знать...

история народного образования в России, русские азбуки и буквари, история учебного книгопечатания, художник А. Н. Бенуа, "Азбука в картинах"

Previous post Next post
Up