Что-то мало мне показалось Испании - очень хочется снова вернуться туда. Сначала вроде дела разгребала накопившиеся, а сейчас появилось свободное время и таак хочется в Испанию опять...
В этом году мы осуществили прошлогоднюю задумку - встретить Пасху в Толедо. Мы узнали, как они носят гигантские изображения по своим узким и крутым улочкам - с трудом! К сожалению, фотографий немного получилось, ибо мы не освоили еще приемы ночной съемки толком. Но надеюсь, что вместе с описанием фотографии дадут представление о процессиях Толедо на Страстную неделю, Семану Санту.
Процессия - это много людей, построенных в колонну, как на параде и движущихся от церкви к церкви. Впереди процессии обязательно несется крест. Еще один обязательный элемент процессии - огромные фигуры на платформах, или же целые скульптурные группы. Называются такие платформы пасо, представляют они Иисуса, Деву Марию, какого-нибудь известного святого или сцену из их жизни. Процессия несет минимум одно пасо, а часто и больше. Каждую процессию организует особое братство, потому люди в процесии одеты в костюмы цвета своего братства.
Процесии возникли в Испании в 16 веке как ответ на Реформацию в Европе. В Испании, как мы знаем, Реформации никогда не было, а возникших немногочисленных протестантов оперативно отловили инквизицией. Но волнения были, и были придуманы покаянные процессии. Члены покаянных братств ходили с закрытыми колпаками или капюбшонами лицами, ибо негоже гордится своими страданиями. Единственный раз в истории Испании, когда члены процессий нарочно шли с открытыми лицами - это было во время Гражданской войны, когда участие в процессиях могло закончится арестом. Члены братств тогда нарочно не скрывали лиц. чтобы показать, что они не боятся преследований за веру.
Процесии бывают очень разными - одни больше похожи на карнавальные шествия, другие - более строгие, оставляющие ощущение чего-то древнего и средневекового. Одни сопровождаются оркестром, другие - только барабаном. Существует "тихая" процессия, единственный звук которой (кроме постукивания специальных посохов тех, кто несет пасо) - звук специальных трещоток. Существуют женские процесии, в который участвовать могут только женщины, шахтерские, военные... Не бывает двух одинаковых процессий. Плюс в каждом буквально городке испании они отличаются рядом местных особенностей. Процесии многих городов отмечены министерством культуры Испании как "национальное наследие".
В этом году дожди помешали прохождению ряда процессий, которые пришлось отложить или отменить, чтобы не замочить ценные пасо. А в Севилье прохождению процессий мешали и анархисты, считающие такие процесии "позором". На русском языке кстати я не нашла эту новость, хотя испанские СМИ о ней активно говорили на все лады. Но в скобках замечу, что испанские новости, которые мы там смотрели, по темам значительно отличаются от испаских новостей на русском языке. Тем не менее множество процессий благополучно прошло, и мы участвовали в нескольких в Толедо.
Пасо. На платформах установлены деревянный скульптуры или даже целые скульптурные композиции. Многие скульптуры - древние, в некоторых городах они хранятся в музеях как произведения искусства. Но в Страстную неделю они перемещаются на улицы и в церковь. Каждое пасо имеет свое имя, а платформа украшается гирляндами цветов, драпировками из богатых тканей. Часто скульптуры, особенно Богоматери, одеты в дорогие, расшитые золотом одежды и украшены настоящими драгоценностями. Во время Гражданской войны именно эти ценности чаще всего пропадали, но после войны, при Франко, многое из утраченного было восстановлено.
Пасо Nuestra Senora del Rosario ("Наша Госпожа Розария") из церкви Эль Сальвадор:
Из той же церкви пасо Santisimo Cristo de la Fe (Calvario):
Пасо из францисканского монастыря Сан Хуан де лос Рейос:
А вот это особенное пасо, собственно даже не пасо, а крест с мертвым Иисусом, изображенным весьма натуралистично. Santisimo Cristo de Buena Muerte - Пресвятой Христос Благой Смерти:
Пасо из церкви Сантьяго де Аррабаль (она же - Сантьяго эль майор):
Первая процессия - доминиканская. Члены браства и настоящие доминиканские монахи здесь не в высоких колпаках, а в капюшонах, тоже впрочем закрывающих лица. Толедо - город с очень узкими улицами, даже те из них, которые широкие, все равно по нашим меркам узкие. Потому хорошие места, чтобы видеть процессию, нужно занимать заранее. Мы этого не знали, так что выход процесии получился поверх голов :)
Вот уже вынесли процессионный крест:
А это из ворот монастыря Санто Доминго эль Реаль выносят пасо (на нем изображен Христос, несущий крест):
Процессия движется по определенному маршруту, часто по пути заходя в другие церкви, потому большинство наблюдающих бегает от точки к точке, чтобы получше рассмотреть все. На первый раз мы решили дождаться возвращения процесии и действительно, через часа два она вернулась в монастырь. Эта процессия была строгой, сопровождалась барабанным боем и грегорианским пением, и в ней не было сеньор (о сеньорах расскажу позже), члены браства были в доминиканских строгих черно-белых одеждах. некоторые несли довольно большие кресты, примерно треть шла босиком. Это когда ночью плюс 7, брусчатка на улице... Шли они со свечными фонарями и, хоть сейчас Толедо неплохо освешщен электричеством, что-то древнее чувствовалось в этой процесии, как будто бы время отмоталось лет на 500 назад. Легко представить, как это все выглядело в 16 веке, без электричества и вообще всего современного. Эта "машина времени" произвела на нас глубокое впечатление своей архаичностью и не-театральностью. Не возникло ощущение шоу, там совсем иное...
Барабанщик:
Несущий крест даже во время остановок не опускает его конец, не опирается на него. Обратите внимание: здесь кающийся идет не только с крестом, но и босиком:
Тяжелое пасо несут члены братства на плечах. Несущими командует распорядитель - он командует ритм и когда отдыхать. На отдыхе пасо ставится на такие шесты с распорками вверху, когда пасо несут, этими шестами пользуются ка кпосохами, отстукивая ритм по брусчатке:
Когда процессия вновь вернулась в монастырь, зрители приветствовали участников аплодисментами. А затем, к нашему изумленгию, ворота монастыря не закрылись, а всем желающим было разрешено зайти в церковную капеллу для благословения, чего в любое другое время делать никак нельзя - этот монастырь не предназначен ни для посещений туристов, ни даже не открывает ворота для мессы мирян. Вот как там внутри, ретабло:
Потолок:
Следующая процессия была более театрализованной, но она была как бы самой главной - шла от Кафедрального собора, в ней несли целых пять пасо. Участвовали как мужчины, так и женщины, и за каждым пасо шел оркестр. Очень красиво играют испанцы, особенность их мелодий, особенно маршевых, в том что они примерно раза в полтора чаще шагают. Потому и мелодии на наш слух быстрые.
Члены братства в традиционных колпаках:
В этой процесии было меньше архаики и больше театральности, но и тут некоторые несущие крест шли босыми:
В этом братстве состоят как мужчины, так и женщины. К сожалению, муж постеснялся сфотографировать сеньор. Это особоая часть процесии - женщины всех возрастов (самой маленькой было годика 4, самой старшей - лет 90), в длинных черных мантильях, в черных костюмах, со знаками браства и одинаковыми хрустальными четками и белыми платками торжественно шла перед пасо. Причем все были на очень высоких каблуках, включая очень пожилых бабушек.
Пасо несомое на руках, члены братства сдвинули колпаки, чтобы видеть, куда идут:
А это пасо - на колесах. Внизу, под платформой, находятся люди, которые его толкают, а снаружи - те, кто его везут. Это легче, чем нести на руках, но тоже тяжелая работа:
Главные люди города, включая алькальда, то есть мэра Толедо и священство:
Вообще же на процессиях, как дневных, так и ночных, много детей. И в качестве зрителей, и в качестве участников. Подавляющее большинство не капризят, а усталые просто засыпают. Вообще испанцы детей любят, относятся спокойно к их шумному присутствию в любом месте, включая церковь. Видимо, поэтому большинство детей ведут себя на удивление прилично. Несколько слов про охрану. Массовые такие мероприятия конечно нуждаются в регулировании. Места процессий освобождаются от машин, улицы временно перекрываются, а проход для участников процессий отделяется такими дурацкого цвета розовыми ограничителями, на которых виснут зрители. Полиции на удивление немного. У нас на таких массовых штуках ее куда больше, плюс курсанты всяких школ МВД и войска спецназа. Там - тихо и спокойно. Как-то раз на ночной процесии я оглянулась и увидела на почтительном расстоянии крадущиеся за процессией машины полиции. Тихо и беззвучно, чтобы не мешать. Они рядом и в случае чего оперативно могут прискакать и вмешаться, но их присутствие незаметно.
Последняя процессия, собственно не совсем процессия, а Крестный путь. Со всеми 14 стояниями и заходами в дружественные монастыри занял 3,5 часа. Вернулись мы с мужем домой в общем утром уже :) Но как же это прекрасно, хоть и тяжело. А мы ведь не несли пасо или крест, просто шли за процессией.
Выход процесии из монастыря сан Хуан де лос Рейос:
Надеюсь очень, что этот прекрасный обычай переживет нас и наших внуков еще.