Католический храм (здание). Часть 2.

Jan 07, 2013 15:40

Заключительная половинка статьи.

В нефе также располагается конфессионал (исповедальня), напоминающий чаще всего деревянную будку или большой шкаф. Он должен быть сделан так, чтобы соответствовать архитектуре здания, но также и чтобы быть явным знаком таинства примирения. Конфессионал устроен так, чтобы человек мог исповедоваться священнику без смущения, именно поэтому чаще всего лицо прихожанина не видно священнику из-за резной перегородки между ними. Иногда конфессионал весь и состоит из одной решетки. Чаще всего конфессионалы помещаются вдоль боковых сторон храма, там, где есть достаточно свободного места. Также принято, чтобы кающийся располагался во время исповеди лицом к алтарю и дарохранительнице.

Проходя по нефу, обратим внимание на своды. Сводом называют кровельное сооружение из перекрывающих проем каменных арок. Несмотря на свою прочность, каменные или бетонные своды нуждаются в дополнительной опоре, эту роль часто играют выступающие части стены, называемые контрфорсами. Разумеется, своды и контфорсы представляют собой заманчивые поверхности для художественного выражения религиозной мысли. Средневековые своды часто расписывали под звездное небо, позже там начали помещать изображения ангелов и сцены из небесной жизни и Библии, особенно на купольных сводах. Мастерство архитекторам придает сводом легкость, часто кажется, что своды невесомы и, как парашюты, удерживаются только внутренним давлением. Подобная легкость вызывает ощущение парения и помогает отвлечься от повседневных мыслей и настроится на высшее.
Великолепный расчет конструкции сводов, визуальная гармония, для которой архитекторы применяли все свое мастерство и познания, свидетельствовали о том, что интеллект, воля и творческие задатки, считавшиеся даром Небес, использовались по назначению - для прославления Божьего творения. Архитекторы стремились построить как можно более сложные своды не только затем, чтобы прославить себя и посоперничать с другими мастерами, но, по большей части, чтобы прославить своим сооружением величие Бога. Гармоническая геометрия, лежащая в основе архитектурных решений, отражает порядок Вселенной и вызывает восторг, приближая верующего к пониманию Замысла Господа. А форма свода может многое сказать тому, кто изучает церковную архитектуру.

Главный неф ведет нас к пресвитерию - части храма между нефом и алтарем, или, можно сказать, что алтар расположен внутри пресвитерия. Название пресвитерия указывает на то, что туда можно входить только клирикам - пресвитерам. В действующем храме не стоит заходить в пресвитерий, чтобы лучше разглядеть алтарь или заалтарные образы.

Обычно пресвитерий и алтарь располагаются в восточной части храма. В храмах старой постройки пресвитерий может либо входить в хор (будучи его центральной или восточной частью), либо располагаться между хором и алтарём. Если храм с такой постройкой действующий, то есть в нем совершаются службы, нередко можно наряду со старым алтарем видеть и новый, использующийся после литургической реформы 1969 года. Пресвитерий и алтарь часто находятся в сужающейся части храма. Снаружи алтарную часть храма можно узнать по полукруглому выступу - апсиде.

Говоря о пресвитерии, полезно помнить, что католическая Вселенская Церковь иерархична, то есть состоит из различных членов: глава ее - Христос; Папа Римский, епископы и священники служат в качестве alter Christus ("второго Христа"), а монашествующие и миряне выполняют свои функции как часть Церкви Воинствующей. Иерархичность Церкви отражается в литургии.

Отсюда следует, что, если и Церковь, и литургия иерархичны, храм должен эту иерархичность отражать. Наиболее очевидным это становится, когда размышляешь над различиями между нефом и пресвитерием. Пресвитерий должен быть отдельной от нефа частью церкви. Отсюда провозглашается Писание, здесь священник приносит Священную Жертву Мессы, и здесь же обычно принимают Иисуса в Пресвятом Таинстве.

Почему пол в пресвитерии выше, чем в нефе? Этому есть две основных причины. Первая - символическая: если пресвитерий представляет голову Христа, естественно будет, если голова окажется выше, нежели тело.

Во-вторых, пресвитерий приподнимается над нефом для того, чтобы прихожане могли лучше видеть различные части литургии, совершаемые в нем. Так им предоставляется более полный обзор амвона, алтаря и трона, с которого епископ обращается к народу. Но пресвитерий ни в коем случае не следует приравнивать к сцене.

Пресвитерий отличается особым убранством. Один из видов такого убранства - алтарная преграда. Она не только служит тому, чтобы выделять пресвитерий, но и может быть вполне функциональна. Обычно возле нее, смиренно и почтительно преклоняя колени, прихожане получают Святое Причастие. Вне же Мессы верные могут молиться здесь перед Святыми Дарами, скрытыми в дарохранительнице или выставленными на алтаре. У алтарной преграды, как и на скамьях, верующие имеют возможность принять традиционную для католиков позу молитвы.

До недавних пор алтарная преграда имелась почти во всех католических церквях, где служили по Римскому обряду. Так было по меньшей мере с XVI столетия. До того вместо нее существовала низкая стена, имевшая практически ту же функцию и зримо отделявшая пресвитерий от нефа, не нарушая связи между ними.

Самый важный и достойный элемент пресвитерия - и всей церкви - это алтарь, место, где приносится Евхаристическая Жертва. Собственно говоря, вся церковь строится ради алтаря, а не наоборот. По этой причине все зрительные линии церковного здания должны сходиться к алтарю, подобно тому, как литургия Святой Мессы имеет своей центральной (или высшей) точкой Пресуществление, когда посредством рук священника хлеб и вино превращаются в Тело, Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа. Жертвенный алтарь столь важен для католического культа не потому, что это стол, на котором готовится общинная трапеза, а, в первую очередь, потому, что здесь священник вновь совершает крестную Жертву Христа.

В огромном большинстве церквей, возведенных за последние две тысячи лет, алтарь занимает центральную позицию в пресвитерии и стоит либо отдельно, либо у стены, а за ним - декоративная запрестольная перегородка и дарохранительница. Отдельно стоящие алтари встречаются чаще, они строятся затем, чтобы священник мог обходить вокруг них, когда совершает каждение. В результате литургической реформы 1969 года в католических храмах принято ставить алтари в виде стола, без высокой спинки и стоящие так, чтобы за них можно было зайти. Это связано с тем, что литургия стала совершаться лицом к народу. В результате во многих церквах старые алтари были убраны, в других же существуют два алтаря - и старый, и новый, как в соборе Нотр-Дам-де-Пари (Париж).

Постоянные алтари, обычно - каменные, возникли в Европе впервые в IV в., когда христиане обрели свободу публичного богослужения. Почитание мучеников, умерших за Христа, было столь сильно, что в те годы почти каждая церковь, особенно - в Риме, строилась над могилой одного из них и принимала имя этого святого - например, базилика св. Петра. Во времена гонений на христианство верные собирались в катакомбах, и проводили богослужения прямо на гробах мучеников. С тех пор алтарь часто напоминает форму саркофага - в память о мучениках.

В связи с этой традицией мощи святых помещались внутри алтаря, и до недавних пор требовалось, чтобы в алтаре содержались реликвии по меньшей мере двух канонизированных святых. Этому обычаю до сих пор следуют во многих местах, хотя церковный закон к нему больше не обязывает. Но при посещении храма всегда стоит помнить, что в алтаре, даже старом и явно не использующимся, лежат кости мучеников, умерших за веру Христову, и проявлять к ним должное уважение.

Действующий алтарь от недействующего визуально определить можно по белой ткани, которая прикрывает действующий алтарь. Недействующие алтари, например, выставленные в музеях церковных, не прикрыты.

Иногда над алтарем возводится деревянный или металлический навес, вроде того, что создал в базилике св. Петра Бернини. Называется он балдахином. Обычно балдахин состоит из четырех колонн и покоящегося на них купола. Его цель - дополнительное привлечение внимания к алтарю, особенно если он стоит не у стены.

Поскольку служба соединяет Небесное и земное, украшения алтаря часто указывают на слияние Небес с земным временем и пространством. Образы можно разворачивать на нескольких уровнях понимания: подобно тому, как на Небесах ангелы и праведники собираются вокруг престола Господа, так и участвующие в литургической службе собираются вокруг алтаря, где пребывает сам Господь под видом вина и хлеба.

Алтарь, как самая важная часть церкви, дополняется и украшается многочисленными предметами поклонения. Поскольку все они либо используются в религиозном действе, либо подчеркивают его важность, произведения искусства, окружающие алтарь, относятся к числу самых заметных в церкви. Алтари покрывают несколькими слоями ткани, часто - вышитыми или с кружевами. У алтаря и на алтарь ставят высокие свечи в искусно сделанных подсвечниках.

В католической традиции образы помешаются и за алтарем на особых экранах - заалтарные образы. Особенно они величественны в Испании, где носят название ретабло. Над их созданием трудились лучшие художники своего времени.

Еще одна важная часть пресвитерия - амвон. Само слово "амвон" означает по-гречески "возвышенное место". Амвоны строились в церквях по меньшей мере с XIII века, когда францисканцы и доминиканцы уделяли проповеди особое внимание, однако не противопоставляя и не предпочитая ее Евхаристическому Жертвоприношению. Часто амвоны оформлялись так, что становились произведениями искусства, не только функциональными, но и красивыми. Обычно на них помещались резные изображения сцен из Писания. Именно высокий амвон лучше всего подходит - со всех точек зрения - для провозглашения Слова Божия всему собранию верных.

Хотя обычно амвоны располагаются в левой части пресвитерия, нередко их можно видеть и перед самым нефом, также слева. Они могут быть как отдельно стоящими, так и прикрепленными к боковой стене или колонне. Амвоны в нефе стали помещать после Реформации. Располагаются они там, где лучше всего акустика. В правильно построенной церкви с хорошим амвоном для громкого и четкого провозглашения Слова не требуется никаких микрофонов. Способствует этому также и звуковой отражатель - особый навес, находящийся над головой того, кто стоит на амвоне. Он помогает его голосу достигать сидящих в нефе. И, конечно же, высокий амвон не только способствует слышимости, но и дает прихожанам возможность лучше видеть чтеца или проповедника. Амвон отличается от кафедры тем, что с него возвещают Слово Божие, то есть зачитывают отрывки из Библии. Кафедра же предназначена для проповеди. Но в современных церквах такого различия не проводят.

Ни при каких обстоятельствах в католической церкви амвон не может располагаться в центре пресвитерия. Причина не в том, что он не играет важной роли в католическом богослужении. Но он не находится в центре потому, что подчинен (как и все остальное, сколь бы значимо оно ни было) алтарю Жертвы, на котором совершается главное для католиков - Священное Жертвоприношение Мессы.

Согласно рубрикам, то есть правилам Мессы, в пресвитерии должно присутствовать распятие. В соответствии с католической традицией, следует, чтобы оно несло изображение Иисуса, страдающего на кресте. Это способствует нашему соединению с крестными страстями Христа, и «сходит с пути прямого тот, кто заказал бы распятие такого вида, чтобы божественное тело Искупителя не несло никаких знаков Его жестоких страданий». Распятие помещается в пресвитерии либо на стене над алтарем, либо за ним, поскольку то, что оно представляет, неразрывно связано со Священным Жертвоприношением Мессы, которое и совершается на алтаре.

Дарохранительница происходит от передвижного строения вроде шатра, описанного в Ветхом Завете и называвшегося "скиния", или, по-латински, "tabernaculum" (отсюда и другое название дарохранительницы - табернакула). Шатер этот использовался для богослужений до того, как был построен Храм Соломона. Раскинутая посреди пустыни скиния хранила присутствие Божие в Ковчеге Завета точно так же, как наши нынешние табернакулы хранят Подлинное Присутствие Иисуса под видом хлеба и вина.

Чтобы способствовать почитанию Евхаристии, дарохранительница должна находиться на достойном ее месте. Самое обычное и очевидное ее расположение - по осевой линии пресвитерия, за алтарем Жертвы. Однако там, где архитектура конкретной церкви этому мешает, дарохранительница иногда размещается в пресвитерии слева или справа, или же в пристроенном к нему боковом алькове.

Где бы ни располагалась дарохранительница, она должна иметь прямую физическую связь с алтарем. Если алтарь не виден от дарохранительницы или дарохранительница - от алтаря, она, скорее всего, оказалась не на своем месте. В церквах и соборах, куда из-за их исторического значения стекается множество паломников, Святые Дары иногда занимают отдельную часовню. Но и эта часовня должна быть построена так, чтобы отношения между нею и главным алтарем были очевидны. Например, в соборе св. Патрика в Нью-Йорке это достигнуто тем, что часовня, ежедневно использующаяся для публичного выставления Святых Даров и их почитания, находится непосредственно за пресвитерием.

Входя в храм, католик оказывает почтение самому Христу, явленному зримо в Святых Дарах. Почтение выражается в том, что верующий преклоняет колено в ту сторону, где находятся Святые Дары. Чаще всего они находятся за главным алтарем храма, если же их там нет - верующий найдет их и преклонит колено или поклонится им и в другом месте храма. Нельзя верному войти в храм и не оказать почтение Святым Дарам, если они там есть.

В пресвитерии, кроме алтаря, амвона, дарохранительницы могут размещаться Sedilia - кресла для отправляющих службу священнослужителей. В старых храмах они каменные или деревянные, в новых - это стулья или скамьи. Еще может быть в алтарной части каменная чаша - туда сливают святую воду, оставшуюся после богослужения, и она через специальное отверстие стекает в землю.

Хотя речь у нас шла в основном о частях церкви, имеющих отношение прежде всего к публичному культу, предназначение храма не может быть сведено к этой, хотя и главной, его функции. Церковь - дом, вмещающий не только публичную литургию, но и такие богослужения, как публичные - литургия часов, процессии, майские коронации, крестный путь - и частные: евхаристическая адорация, чтение Розария и других молитв, обращенных к заступничеству Девы Марии и святых. Поэтому для католического храма важны и необходимы статуи, мощи, свечи и так далее. Расскажем чуть подробнее о некоторых обычаях и связанных с ними архитектурных элементах.

Почитание Девы Марии и святых. В крупной церкви или соборе может быть множество приделов - отдельных помещений, где находятся статуи Девы Марии и святых, иконы, мощи, боковые алтари. Католики почитают не сами изображения, а святых (хотя, как всякие люди, верующие могут и забывать о высоких принципах собственной религии). Дева Мария, в отличие от святых, может быть «приписана» к месту почитания - Дева Мария Парижская, или Дева Мария Монсерратская, или Гваделупская. Являясь жителям этого места, Дева Мария творит чудеса и учит, как поклоняться Иисусу. Святые же более исторически-конкретны, и если уж святой Олаф - норвежский, значит, никаким другим он быть не может. Но почитать его можно, конечно, и не в Норвегии и не норвежцам, как и Деву Марию Гваделупскую почитают не только в Латинской Америке.
Кроме «общей» или местной Девы Марии в приделах могут быть изображения как общепопулярных, так и сугубо местных святых. Разумеется, в церкви обязательно присутствует изображение того, в честь кого эта церковь и названа. И если иные святые подписаны, то об именах и заслугах других нужно узнавать у местных жителей, или же из путеводителей.

Приделы могут быть пристроены к основному зданию позже его возведения, а потому отличаться по стилю. Убранство разных приделов и часовен также может быть весьма различным. Придел Девы Марии чаще всего находится в самом большом приделе за нефом, с восточной стороны от главного алтаря.
Часто статуи, мощи и иконы ставятся не в особом приделе, а в нише, отгороженной от нефа рядом колонн.

Крестный путь. Это богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа. По традиции состоит из 14 остановок на пути. Каждая остановка описана в Евангелии, соответствующий отрывок из которого и зачитывается верующим. В храме часто висят таблицы Крестного пути, изображающие эпизоды из Евангелия, верующие двигаются по храму процессией, делая остановки у этих табличек, совершая молитвы и коленоприклонения. Особенно часто Крестный путь повторяют во время Страстной недели - последней неделей перед Пасхой. Особые стояния совершаются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме - так как часть традиционного Крестного пути находится вне пределов храма, то там другие стояния, числом также 14.

Процессия - это шествие, составляющее часть богослужения или так называемую благочестивую практику, то есть не относящееся непосредственно к литургии, но традиционное и не запрещенное церковными властями действие. В славяно-византийской лексике процессии часто называют крестным ходом. В католичестве процессия символизирует жизнь христианина и его паломничество к Царствию Небесному. Можно сказать, что процессия - паломничество в миниатюре. Процессии бывают двух основных типов: праздничные и покаянные. Особенно торжественные процессии во всем католическом мире совершаются на праздник Тела Христова, когда верующие идут крестным ходом не только по храму, но и по улицам и даже до соседних сел и городов.

Евхаристическая адорация, или поклонение Святым Дарам - особого рода богослужение, во время которого и совершается поклонение выставленным Святым Дарам. Адорация - это выражение веры реальное присутствие Иисуса Христа в евхаристических дарах, в вине и хлебе. Обычно Святые Дары выставляются в дароносице на главном или одном из боковых алтарей храма, где верующие поклоняются им в безмолвии, или же читая молитвы. На празднике Тела Христова Святые Дары несут во главе процессии верующих.

Все это служит одной цели - помочь человеку почитать Триединого Бога. Все - во славу и честь Господню, ибо приносит к нам небесное и вечное посредством простого здания - церкви, дома Божия, построенного и украшенного людскими руками, святого места, подобающего вышнему.

Другие примечательные детали архитектуры и убранства.

Помимо главного алтаря, часто в храме имеются боковые алтари. Они в храме для того, чтобы либо служить много месс множеством священников, либо чтобы служить мессу в память какого-то святого, чье изображение и находится над алтарем.

Деамбулаторий - внутренняя галерея в апсиде храма, в пространстве за алтарем. По ней паломники совершают обход вокруг алтаря и посещают крипту. Небольшие помещения амбулатория - венец капелл - распространенный элемент французских соборов.

Окна, особенно украшенные витражами, дают возможность проникнуть в храм естественному свету и символизируют знание, посредством которого Бог просвещает человека. Окна бывают простые и сложные, самых различных форм, бывают со ставнями и ложные. Но никогда они не воспринимаются просто как дыры в стене, в структурной композиции здания они указывают на замысел и цели. Оконное окружение выступает как разновидность перехода от горизонтали к вертикали, часто используя для этого изменение материалов, и дает хорошую возможность украсить храм декоративными и символическими образами. На витражах изображены как сцены из Библии и жития святых, но и указания на донаторов, дававших деньги на постройку храма или создание витража. Донаторы изображаются на витражах либо лично, либо - гербом или же картинкой, изображающий род занятий донаторов, как на одном из витражей Шартского собора.

Реликварий - ларец, где содержатся (или содержались) реликвии - почитаемые предметы особо духовной ценности, например части Истинного креста, Терновый венец, мощи святых или кусочки их одеяний. Реликварии часто бывают очень сложной формы, состоятельные прихожане жертвовали на них золото, серебро, драгоценные камни. Как и дарохранительницы-табернакли, реликварии часто делали в форме небольших зданий, что напоминает об их происхождении от шатра и предрекает грядущие Небесные богатства. Иногда под реликварий отводится отдельное помещение в церкви.

Крипта - в сущности, это подвал церкви. Часто используется для захоронений. Во многих современных больших соборах исторического значения крипты отведены под музеи церковной утвари.

Клуатр - крытая галерея, обрамляющая внутренний дворик квадратной формы, засаженный культурными растениями. Квадратный сад символизирует землю, возрожденную Христом. Гуляя по клуатру, священнослужители и монахи предавались благочестивым разговорам, размышлениям, а также читали молитвы. На стенах галерей часто изображены сцены из Библии и жития святых.

Гробы и надгробные плиты. Многие прихожане, особенно - донаторы церкви, епископы, короли, монашествующие - пожелали быть похороненными прямо в церкви. Чтобы гробы не мешали движению прихожан, их часто прикрепляли на стены, или же хоронили под полом церкви, оставляя на поверхности только надгробную плиту. Так что внимательнее присматривайтесь к полу, по которому идете в старом храме. Особенно почитаемые покойники лежат в специальных помещениях - усыпальницах. Часто там проводят отдельные богослужения.

Интересным, хотя и не обязательным для храма элементом украшения башен и крыши являются горгульи и химеры. Горгульи - фантастические существа, выполняющие функцию водостоков, чтобы вода не лилась прямо под фундамент храма и не размывала его. Горгульи призваны изображать тех, кто лишен царства Небесного, но иногда в водостоках используют очень странные образы, например, отдельно человеческой ноги, как в монастыре Сан-Хуан де лос Рейес (Толедо, Испания). Химеры - это мифические создания, составленные из частей различных животных. Химеры крепятся ко внешней стороне зданий, но они не служат водостоками, как горгульи. Они символизируют беспорядок в мире, отвергнувшем Бога.

Разнообразное назначение храмов.

Кроме общих функций, храмы также выполняют и специальные. Паломнические церкви предназначены для почитания мощей святых, чудотворных икон или статуй. Их отличает широкая галерея в обход алтаря, так как почитаемые вещи находятся как раз в пространстве за алтарем. Храмы монастырские обычно небольшие, предназначены для собрания монастырской общины. Кафедральные соборы названы так потому, что в них находится епископская кафедра - место служения епископа, главы епархии. В таких соборах можно видеть епископский трон.
Мартиарии - церкви, построенные на месте казни христианских мучеников в память о них, часто имеют форму круга - толоса.

Храм похож на сундук с сокровищами, и чем больше знаешь, тем больше можно в них увидеть. Об архитектурных стилях зданий храмов, о том, как они менялись в зависимости от времени и места, о сюжетах живописи и скульптуры можно почитать в других статьях на нашем сайте.

В этой статье использованы:
Статья Майкла Роуза «Экскурсия по Дому Божьему», размещенная здесь: http://www.unavoce.ru/library/rose_tour.html

Книга Дениса Р. Макнамара «Как читать церкви»

католичество, статьи, храмы, паломничество

Previous post Next post
Up