Общественный транспорт Дубаи заслуживает особого внимания. Несмотря на то, что коренные жители мегаполиса ездят исключительно на собственных автомобилях, город построил суперсовременный метрополитен, монорельс, трамвай и даже оснастил кондиционерами остановки и переходы. Благодаря тому, что по российским правам нам не удалось получит машину напрокат, мы протестировали практически все его виды на себе и ничуть не пожалели.
1. Метро - транспорт №1 в Дубаи. Электропоезда метро функционируют в полностью автоматическом режиме без машинистов. Воздух на всех станциях метро, переходах и в поездах кондиционирован и поддерживается на уровне 20 °C.
2. Платформы отделены от поездов прозрачными стенами с раздвижными дверьми, исключающими падение человека или предметов на рельсы. На каждой станции дежурит несколько полицейских на случай нештатной ситуации.
Сейчас построены 2 линии, общей протяженностью 74,6 км и 49 станций. В планах на строительство еще 2 линии, на которых будут курсировать 99 пятивагонных составов. Длина каждого состава 75 метров, по 40 сидячих мест в каждом вагоне.
3. Производитель подвижного состава - японская фирма Kinki Sharyo. Составы работают в автоматическом режиме, возможен также переход на ручной режим при помощи скрытой в головном вагоне панели.
4. Станции метро очень современные и поражают своей чистотой. На каждой станции есть туалеты, такие же чистые и оборудованные всевозможными датчиками.
5. Вагоны метро разделены на несколько зон: "золотой" класс, секция для женщин и детей и обычные места, составляющие 80% состава. Проезд для детей до 5 лет и с ростом менее 90 см - бесплатен. В обычных вагонах метро Дубаи всегда многолюдно и нет свободных мест - этот вид транспорта самый быстрый и пользуется популярностью.
6. Стоимость поездки зависит от количества пересеченных территориальных зон, на которые разделен город. Сегодня таких зон в городе семь. Для оплаты используются смарт-карты NOL: "Красная", "Синяя" и "Серебряная", "Золотая".
"Красная" действительна один день и только в том транспорте, в который осуществлен первый проход. Пополняемые "Серебряная" (или аналогичная именная "Синяя") и "Золотая" действуют 5 лет в любом транспорте, стоят 25 AED, из которых 19 можно потратить на проезд.
Короткая поездка в пределах 1 зоны по "Серебряной" карте стоит 3 AED (47 руб.), 2 зоны 5 AED, более 2-х зон - 7.5 AED. Поездка по "Золотой" карте стоит в 2 раза дороже, зато в вагоне "золотого" класса. Поездки по "Красной" карте дороже, чем по "Серебряной" на 1 AED: 4, 6, 8.5 соответственно.
7. В "золотой" половине вагона обычно мало людей и есть сидячие места. При движении состава в сторону «Jebel Ali» "золотые" пассажиры обозревают ландшафт так, как машинист в обычных поездах, то есть пассажиры находятся в головном вагоне. Но не обязательно платить в 2 раза больше, чтобы побыть на месте машиниста: при движении в обратную сторону "золотой" вагон расположен в хвосте, и побыть в головном вагоне может любой желающий.
8. Большая часть станций надземная на эстакаде, однако есть небольшой подземный участок с несколькими станциями.
9. Система подачи электричества основана на технологии контактного рельса, когда электроэнергия доставляется по непрерывному твёрдому проводнику, находящемуся сбоку полотна или между рельсами.
10. Все переходы в метро, которые мы встречали были крытыми и кондиционированными. Часто они очень длинные по 1.5 км. и оснащенные травалаторами.
11. Трамвай в Дубаи - молодой вид транспорта. Открытие самой современной трамвайной системы в мире состоялось 11 ноября 2014 года. Трамваи разработал французский железнодорожный гигант Alstom, известный нам по совместным проектам с РЖД. В каждом вагоне 4 секции, есть несколько отсеков: золотой, обычный и женский. Интересно, что силовой кабель идет по земле, поэтому нет никаких нависающих над рельсами проводов.
Трамвай работает с 6 утра до 1 ночи (по пятницам с 9 до 21), в час пик интервал составляет 10 минут, в остальное время - 12.
Оплата проезда осуществляется теми же картами NOL по тем же тарифам.
Сейчас работают 11 станций, некоторые из них соединяются с метро и монорельсом.
12. Водный автобус (Water Bus) в Дубаи - еще один вид пассажирского транспорта, пришедший на смену старинным лодкам абрам. Водный автобус на 36 человек оборудован застекленной кабиной с кондиционированием.
Water Bus курсирует только в бухте Дубай Марина (Dubai Marina).Режим работы: ежедневно с 10 утра до 11 вечера каждые 20 мин, в пятницу с 12 дня до 12 ночи каждые 15 мин. К оплате принимается карта NOL, стоимость проезда равна 2 дирхам.
13. Такси в Дубаи так же пользуется большой популярностью. Если ехать семьей на небольшое расстояние, то оно обойдется дешевле метро.
14. Добираться на остров Пальма Джумейра на такси выгоднее практически всегда, т.к. поездка на монорельсе не дешева.
15. Дубайский монорельс - первый монорельс на Среднем Востоке - начинается у самого основания пальмового острова станцией Палм Гейтвэй. Станция имеет на своей территории бесплатную парковку на 1600 машин и соединена пешеходным переходом со станцией трамвая Палм Джумейра (Palm Jumeirah). Линия была открыта 30 апреля 2009 года. Монорельс заканчивается уже на острове станцией Atlantis Resort рядом со знаменитым одноименным отелем.
16. Строительство 5,45-километровой линии монорельса началось в марте 2006 года под руководством Marubeni Corporation. Испытания нового вида транспорта начались в ноябре 2008 и продлились до апреля 2009.
17. Дубайский монорельс использует систему Hitachi Monorail. Бюджет проекта составляет 400 млн. долларов.
18. Пока это не столько общественный транспорт, сколько увлекательная обзорная поездка над новым чудом света.
19. Монорельс способен обслуживать до 40000 человек в сутки, однако вагоны практически пустые.
20. Поезд на монорельсовой дороге тоже обходится без машиниста.
21. Время работы: ежедневно 09:00 - 21:45, поезда ходят каждые 15 минут. Цена в одну сторону 20 дирхам (310 руб.); в обе - 30Дх. Время поездки около 10 минут. Интересно, что смарт-карту на проезд необходимо вернуть при выходе, терять и мять ее не стоит.
22. Остров-пальма активно застраивается, скоро новые отели и апартаменты примут новых жителей и туристов.
23. Сейчас работают только три станции, но планируется открыть еще три:
Atlantis Aquaventure - отель Atlantis The Palm и парк развлечений;
The Pointe - закрыта;
Nakheel Mall - торговый центр (станция пока закрыта);
Al Ittihad Park - открылась в июле 2017, выход к Galleria Mall;
Palm Gateway - конечная станция и переход к трамваю;
Dubai Internet City - строящаяся станция и переход к поездам метрополитена, поезда до нее пока не доходят.
24. Когда остров полностью застроится и заселится, монорельс ждет возрождение: здесь будут функционировать 9 составов (пока их только 4), по три вагона каждый.
© 2018 Pelato. Фотографии автора блога. Полная или частичная публикация разрешена только с моего согласия.