Не знаю, как я пережила эти четыре дня (половинка былa уже лёгкая).
Теоретически всё понятно и логично: э т о их готовит к жизни, это закаляет, это формирует и укрепляет их характер, повышает самооценку, учит преодолевать трудности, и ла-ла-ла-ла-ла-ла... Да, и ещё туда же: тяжело в учении, легко в бою.
Я всё это понимаю. Меня не надо убеждать, успокаивать, не надо мне всё это разъяснять, похлопывать по плечу и с мудростью черепахи Тортиллы говорить великодушно: Да не беспокойся ты, всё будет хорошо.
И славно, что рядом никого не было. Как хотела, так и переживала.
Не помню, когда я так волновалась за него. Когда в год с лишним он на трёхколёсном велосипедике в больничной накидке укатывал в операционную на несерьёзную процедуру, что-то там с крохотной грыжкой?
Или нет, позже, лет в 7, когда он взобрался невысоко на тонкую ель, а потом решил просто соскользнуть вниз по стволу, как по канату, и распорол живот торчащим обрубком ветви? Побелел, но не плакал. Хорошо, к тому времени недалеко построили больницу, и ехать далеко не пришлось.
Или лет в 10-12, когда шибанул большой палец о стенку гаража, выбил его из лунки, сам двинул его на место, а потом опять побелел, но не заплакал? И опять в ту же больницу.
Но тогда он был рядом, я его видела, можно было прижать его к себе, держать его руку, говорить ему что-то...
Ох, сколько драмы в моём предисловии! А дел-то всего: десятиклассники сходили в поход! Только и всего. На пять дней, если уж совсем точно - 4,5. И четыре ночи.
Что я, в поход не ходила? Ещё как ходила! И в палатках спала, и у костра сидела, и... и...
Н-да, что-то больше ничего и не припомнится. На пару дней ходили, на одну ночь, налегке.
Их класс разбили на пять групп. Восемь учеников и два учителя в группе. Две группы - на Олимпийские горы по разным маршрутам, две - на Рэйниер (самая высокая в Северной Америке гора ниже 48 широты), тоже каждая по своему маршруту, и одна - на каяках к Сан-Хуанским островам.
Мой - на Рэйниер. Один. Второй оставался дома по состоянию здоровья.
На саму её вершину они, естественно, не полезли (но были другие вершины!). По предгорьям там много троп проложено. Есть места, отведённые для палаток, где ночевали.
Фото из походов предыдущих лет. Не кликаются
И всё это ничего. Всё это хорошо. Я довольно оптимистично была настроена. До того как. До того как из любопытства попросила примерять его рюкзак.
Да-с. Настоящий такой рюкзак, не такой рюкзачок, с которым я ходила в походы.
Серьёзный такой рюкзак, в который он всё сложил по выданному школой подробному, обстоятельному списку в рекомендованном порядке - что на дно, что в серединку, что наверх, и ничегошеньки лишнего, с поясом широким вокруг талии, с лямками специально сконструированными, чтобы не врезались в плечи.
Норма - не более 30% веса подростка. Взвесили мешок - 50 фунтов (22,7 кг).
Звучит неплохо. Что такое 22 кг? Кусок торта, как здесь говорят. Раз плюнуть.
И вот он мне помог его на спину надеть. ... Мама моя... что это? Как это?
Я постояла с минуту, сделала несколько шагов и почувствовала, что ноги, от бедра до коленок, начали потихоньку подрагивать.
И с э т и м надо двигаться? Передвигать ноги? В гору? По восходящей?
Моё дитё, такое высокое, но худое ещё дитё, с э т и м будет двигаться по несколько миль за раз, до очередной передышки?
Я, конечно, сказала все правильные слова на дорожку - про то, другое, третье, и не забыла про то, что всё когда-то заканчивается, закончится и их поход.
И они пошли. И прошли. Миль около сорока. В километрах около 60. По восходящей.
И дождь на них лил, и коротенько град, и снег на них падал.
И спали в палатках при температуре ниже нуля, и руки по утрам мёрзли так, что после двух дней мальчишки (про девчонок не знаю) перестали чистить зубы, и мой перестал есть на завтрак овсянку, потому что надо было мыть после неё контейнер, и руки опять же при этом мёрзли.
И просыпались чуть ли не через каждые пол-часа, чтобы повернуться на другой бок, так как ныли плечи и болели бёдра, на которых 'сидели' по правилам распределения веса рюкзаки.
Про туалетные страдания не буду писать, сами можете представить эту сторону бытия под дождём и снегом.
A я всё это переживала в уме. Проверяла погоду на горе, уставившись в изображения снежинок и капель и очень прося небесную канцелярию изменить их на солнышко и лёгкие облачка.
А потом связь. То есть её отсутствие. Радиосвязь только у преподавателей на чрезвычайный случай, вызвать вертолёт.
Бывают же эти случаи, горы всё-таки.
Каждый год на Рэйнире погибает несколько человек из тех, кто желает покорить её вершину. В данном случае о вершине речь не шла, но и без вершины же бывают ЧП - лавины, оползни, землетрясения, извержения, просто 'подскользнулся-упал', с таким-то мешком на спине на мокрой узкой тропе, ... медведи... снежный человек...
У нас тут на северо-западе свой вариант снежного человека - Биг Фут, Большая ступня.
Я накануне как раз документальный фильм ухитрилась посмотреть про группу Дятлова... Очень своевременно ухитрилась...
То есть я здесь, а оно, дитё, там, в горах, в настоящих горах, среди дикой природы?
Да я же... Да он же... Да он же... Птенчик. Рыбка моя. Суслик мой маленький.
Они, преподаватели, думают, что дети уже взрослые. Ну конечно, рост - дяденька, достай воробышка, голос - зайдёшь в дом иногда и замрёшь: какой это чужой мужик разговаривает?
А они же дети ещё. Де-ти.
Оооох, как противно же было первые два дня! Третий и четвёртый тоже противно, впрочем.
Но из школы не звонят, значит, всё идёт по плану.
И вот вернулись.
Едем к парковке. Прямо перед нами - вот он идёт! Раньше нас приехал их автобус! Идёт - высокий, тонкий, с тем же рюкзаком, но наполовину пустым, так как школьное уже вытащено - спальный мешок, баллончик для газа, спецконтейнер металлический для продуктов, чтобы медведи не унюхали.
И девочка рядом с ним идёт. И за локоть его держит! (Но я потом уточнила... нет, не подружка).
Высадились. Он в стороне с друзьями общается.
Мы родители деликатные - не лезем обниматься. Они подростки. Всякие там сюсю, мими, ты мой маленький и т.п. - ни в коем случае. Стоим и культурно ждём.
Идёт. Лицо солнцем чуть опалённое. Солнцезащитный крем по списку в рюкзак уложен, но, естественно, не использовался. Полтора-два дня всё-таки поласкало их солнышко.
Рядом слышится: 'Мама, я здесь, всё в порядке, - девочка разговаривает по мобильному.- Но когда я приеду домой, ты, пожалуйста, меня ни о чём не спрашивай! Я сразу залягу в ванну!'
Юноша говорит кому-то: '... Домой! Привыкать опять к нормальному туалету!'
Другой: 'Теперь я не буду жаловаться на вес школьного рюкзака!'
Oдноклассница, не бывшая в походе, т.к. приболела, жалуется друзьям: 'Это была самая скучная неделя в моей жизни! Лучше бы я с вами в поход пошла!' И фраза ещё не закончена, как парнишка с рюкзаком кричит: 'Молчать! Радуйся, что не пошла!!!'
Едем домой, слушаем своего. Достаёт помятую тонкую тетрадку, в которой по заданию учителя английского языка записывал вечером впечатления за день. Причём, надо было использовать описательный язык, образный.
День 1. Сверкающий снег. Тяжёлый рюкзак. Вкусный сандвич. Горячий пот. Солнечный день. Уставшие плечи. Болящие бёдра. Холодная вода. Забавная палатка. Прекрасная долина. Густой лес. Громкий смех. Крутой утёс. Прекрасный вид горы Рэйниер. ...
День 2. Медленное утро. Так себе овсянка. Вкусные булочки. Запутанная тропа. Каменный обвал. Травянистые луга. Завораживающий ледник. Ноющие плечи. Бесконечный дождь. Холодная палатка. Тёплые браунис. Ветренно. Холодный, как ледник, водопад. Трясущийся подвесной мост. Тяжёлое дыхание.
День 3. Мизерное утро. Непромокаемая одежда. Огромный ледник. Большие холмы. Замёрзшие руки. Толстый слой снега. Величественная вершина. Волшебный вид. Согревающее солнце. Больные плечи. Стонущие мышцы. Счастливые лица. Восторг. Хорошие друзья. Грустное прощание. (Это они пересеклись с другой группой одноклассников на несколько минут). Нескончаемый подъём. Разряженный воздух. Тяжёлое дыхание. Холодная палатка. Много слоёв одежды. Мокрые ботинки.
День 4. Поразительные виды. Быстрый темп. Лёгкие плечи. (Здесь они оставили рюкзаки на привале и провели день налегке). Такое увидеть - раз в жизни.
Огромная гора. Широкие улыбки. Тепло на душе. Снежная равнина. Высокогорье. Ноющие бёдра. Сладкие конфеты. Взошли на гору Skyscraper. Спустились в долину. Обед. Поднялись на вершину горы Fremont.
Дома сразу - в душ. Нормальный горячий ужин. Хотя в походе ужины были неплохие. На портативной газовой плитке готовили пасту, суп, даже как-то пекли сконы. После похода впервые за четыре дня посмотрел на себя в зеркало (девчонки, говорит, периодически закрывали лицо руками: ой, не смотри на меня! Они же тоже были без зеркал.)
Сделал кое-какие выводы. Например. Нельзя экономить на снаряжении и одежде, ботинках. Всё должно быть высококачественное, пусть и дорогое.
Одобрил свой выбор, ничего не подвело: дождевик и штаны не пропустили влагу, ботинки удобные, ноги не стёр.
Обезвоженные продукты (мясо, овощи) оказывается, неплохи на вкус.
Скорость ходьбы удваивается на последних милях при подходе к автобусу, что повезёт домой. Никогда не думал, что девчонки могут так быстро ходить!
А одна девочка ходила быстро на всём маршруте, по логике: Когда больно, лучше идти быстрее, чтобы скорее дойти до привала.
Никакие фотографии не могут передать красоты тех мест, потому что надо повернуться по кругу и увидеть всё панорамно.
Очень помогли занятия спортом и особенно поднятие тяжестей.
Помог опыт похода по вашингтонскому тихоокеанскому побережью в 9 классе - четыре дня, три ночи, с рюкзаками чуточку полегче, где были валуны и мокрые камни, но не было постоянного подъёма и разреженного воздуха.
Самым восторженным моментом, как я поняла, было видеть гору Рэйниер так близко, что, кроме неё, ничего больше не попадало в поле зрения. Вот она, стоит прямо перед тобой и занимает всё пространство, которое охватывает твой взгляд.
'Это, пожалуй, самое красивое зрелище, что я когда-либо видел.'
Так что запомнится этот поход на всю жизнь. И да, с крутого утёса втроём по-братски попИсали вниз в честь своего поднятия на такую высоту.
*
Последний день был самым лёгким (относительно!), так как ходили не с тяжёлыми, а с маленькими, 'дневными' рюкзаками. Подъём на две вышеназванные вершины (там же целый горный массив, и кроме высочайшей горы Рэйниер есть и другие пики) был добровольным. Нашла видео с одной из них, можно посмотреть. Только этот парнишка начинает путь с асфальта, а наши школьники подошли к вершине с другого, дикого места. Дошли они и до пожарной башни, где автор видео провёл ночь. Она была в тот день замкнута. Посмотрели в окошко и кто-то вздохнул - нары будут получше, чем спать в палатке. В начале видео показано, как молодой человек пакует свой рюкзак - примерно такой же, какими пользовались дети.
Можно начать с 0:49 сек.
***
Получили записку от преподавательницы-руководителя группы, она директор начальной школы, ей уже за 60, и следующий её поход со школьниками - в каньоны Юты. Пишет, что она и её напарник рады, что наше дитё было в их группе. Что на протяжение всего маршрута он показал щедрость и внимательность, силу и оптимизм. Что группе помогали его доброта, закалка и бодрость духа. Было удовольствием быть с ним вместе.
Ну а я счастлива, как ракушка, что моё дитё дома!
Счастлива, что все живы-здоровы, что были всё-таки солнечные часы и ещё... и ещё, очень важно. Это же подростки. Этим уже многое сказано. Они же все такие самостоятельные, независимые, особенно когда рядом друзья и знакомые. И чтобы никаких телячьих нежностей со стороны родителей!
Это я к тому, что на школьной парковке, отойдя от своих друзей, но у всех на виду, моё метрдевяносто дитё подошло ко мне, посмотрело на меня свысока и на виду у всех меня обняло... Долго обняло...
***Copyright 2014 TatyanaS
http://pelageya2.blogspot.com/Впервые опубликовано здесь:
http://pelageya2.blogspot.com/2014/10/blog-post_3.html