Цитата дня. А.Михник о религиозной "холодной" войне

Nov 14, 2012 23:57


Так сложилось, что у меня дома большое собрание книг. Некоторые из них становятся семейным достоянием. Вот в одну их них я в очередной раз сегодня заглянула. Это книга польского общественного деятеля, журналиста Адама Михника под названием «Антисоветский русофил» (2011 г. изд.). Читаю страницу 189. Раздел книги называется «Тяжкий дар свободы. Церковь и новые вызовы».

«Логика религиозной войны всегда одна и та же: она создает образ врага и обращается к толпе. Более того, она создает эту толпу из числа своих сторонников, высвобождая их стадный инстинкт, обращаясь к людям, собравшимся на митинг, на языке простецкой демагогии. Начинает исчезать культура диалога, встречи, компромисса; начинает побеждать культура монолога, крика, разрушения. Побеждает культура толпы…»

Этот абзац взят из статьи «Церковь - правые - монолог», написанной А. Михником в 1993 г., доступной для русского читателя в вышеупомянутой книге «Антисоветский русофил». Речь идет о польском обществе и католической церкви. Вам ничего не напоминает о современной реальности российского общества и действий некоторых церковных иерархов?..



Контекст:

«После падения коммунизма и короткой эйфории всеобщего согласия наступило время новых политических разделов. Чтобы описать новую политическую стратегию Епископата, можно было бы воспользоваться кратким заголовком: Церковь - правые - монолог. [Название статьи отсылает читателя к книге А. Михника 1977-го г. «Церквоь - левые - диалог» (в русском переводе «Польский диалог: Церковь - левые»)] Таким образом и началась религиозная гражданская «холодная» война.

Люди, не хотевшие этой войны, оказались перед лицом брошенного им двойного вызова. Они думали, что этос «Солидарности» является своего рода синтезом наиболее ценных элементов католической традиции и традиции светского рационализма. Тем временем, этос «Солидарности» был осквернен очередными «войнами в верхах», католический епископ заговорил на языке крестового похода, а светский рационалист ответил ему классическими фразами из книг, типичных для антирелигиозной и антиклерикальной мысли. В ходе общественной дискуссии вокруг закона об уголовной ответственности за аборты одни в качестве аргументов привлекали призрак Холокоста, а другие - картину инквизиторских костров.
Лишь одно объединяло католического интегриста со светским рационалистом, формулирующим свои взгляды на языке радикальных обвинений: неприязнь к тем, кто стремился избежать религиозной «холодной» войны. Я как раз являюсь одним из этих людей. И осознаю свое поражение. Религиозная «холодная» война началась.

В такой ситуации пацифист, обвиняемый обеими враждующими сторонами в измене, как раз и оказывается перед лицом брошенного ему двойного вызова. Я не хочу говорить языком интегристского крестового похода и не хочу возвращаться к стереотипам антирелигиозного мракобесия «левых». Человек, оказавшийся перед лицом «двойного вызова», - католик, агностик или светский рационалист - знает, что результатом этой войны может быть только поражение. Здесь одержат победу не ценности евангельской любви, а интегристский фанатизм, доктринерское бездушие, жгучая нетерпимость. Здесь победит не толерантный рационализм, не дух свободы и демократического плюрализма, а нетерпимый, фанатичный нигилизм, измывающийся над нравственными принципами, жадный до власти и материальных благ.

Потому что это не спор философов. Логика религиозной войны всегда одна и та же: она создает образ врага и обращается к толпе. Более того, она создает эту толпу из числа своих сторонников, высвобождая их стадный инстинкт, обращаясь к людям, собравшимся на митинг, на языке простецкой демагогии. Начинает исчезать культура диалога, встречи, компромисса; начинает побеждать культура монолога, крика, разрушения. Побеждает культура толпы.

В переполненном трамвае легко подсовывать людям самые простые рецепты: «Долой евреев и масонов!» или «Выгнать священников и монахинь!» - и тогда будет свободнее…»

Замечу, что это не весь контекст и отнюдь не полная статья. Плюс перевод с польского не всегда удачен.

P.S. Сейчас обсуждается забавный инцидент на (в) Украине с последователями Pussy Riot и реакции священника на их появление в церкви. http://www.ridus.ru/news/52915/ Правда или вымысел - по большому счёту неважно. Ведь именно таких действий со стороны священников хотелось бы увидеть немалой части общества…

мысли вслух, цитата

Previous post Next post
Up