Это не Baldur's Gate

Sep 24, 2024 15:09

Прошёл Baldur's Gate 3 от Larian Studios. Это, наверное, была бы вполне неплохая игра, если оценивать её как часть серии Divinity: Original Sin (DOS). Но разработчики отважились на то, чтобы нацепить на своё детище название культовой и любимой мной ролевой серии, поэтому я оценю его как продолжение Baldur's Gate. И вдруг окажется, что оригинальная BG 1998 года во многих аспектах лучше, чем игра, вышедшая спустя четверть века.

Во многом BG1 оказывается лучше, потому что в ней не было сомнительных нововведений BG3, которые, на самом деле, являются прямым заимствованием из двух частей DOS и которые были проблемой уже там.
• Ужаснейший мусорный крафт, попавший в BG3 напрямую из первой DOS. Компоненты крафта отвлекают внимание, забивают инвентарь и при этом бесполезны, потому что всё полезное в игре можно купить или найти в сундуках.
• Мусорная механика еды. Спустя несколько часов карманы забиваются едой, которой скапливается на порядок больше, чем отряд способен потратить на отдыхе в лагере.
• Любой прочий мусор, единственное применение которого - быть проданным. Мусорные предметы в игре соотносятся с полезными, по моей прикидке, как 99 к 1. BG3 сильно страдает от предметного шума.
• Слабая игровая экономика. Тут так же, как и в двух DOS, прямо в первом акте можно быстро аккумулировать денежную сумму, на которую всегда купишь, что пожелаешь, и в целом деньги тратить некуда. Денежные награды за квесты смешны, поскольку в течение того же квеста на тебя сваливается куча шмоток, стоимость которых в разы превышает награду за квест. В ролевой игре с хорошей экономикой у игрока есть мотивация копить деньги на нечто вожделённое, на что пока не хватает - и приходится делать выбор, что именно купить (так было в оригинальных BG).
• Пошаговый бой. Быстрые бои BG1 были инновацией и тем, за что игроки влюбились в эту серию. Хотели сделать DOS3 - надо было называть её DOS3.

Теперь про сеттинг.
• В BG3 нет нормальной глобальной карты, и не ясно, где ты находишься относительно старых локаций из BG1-2. Для геймплея это не важно, но повествование от отсутствия карты проигрывает.
• BG1-2 очень тщательно воспроизводили мир Forgotten Realms: там были не только уникальные персонажи, но и монстры, и заклинания, и классы (wild mage), и другие сущности, встречающиеся только в FR. В BG3 имеются Эльминстер и Волотамп, но я не заметил FR-овских монстров, классов или заклинаний.
• Центральный конфликт «гитьянки против свежевателей разума» с использованием летающих кораблей не имеет отношения к Forgotten Realms. Просто разработчики решили, что иллитиды и гитьянки - это круто, особенно внешний вид кораблей-наутилоидов. И заимствовали это всё из полузабытого сеттинга Spelljammer, по которому в 1992 году даже вышла компьютерная RPG, причём на обложке изображён наутилоид.

Про механику D&D 5e. Студия внесла немало отсебятины в настольно-игровую механику, причём некоторые изменения сломали баланс.
• Вообще количество и разнообразие волшебных шмоток, которые в D&D 5e встречаются намного реже, чем в ранних редакциях, а потому они ценнее (специальное решение разработчиков D&D). Larian заваливает игроков магшмотками, причём у большинства богопротивные формулировки типа «+2 к урону, если вы дерётесь натощак» и «вы получаете преимущество, если у противника более трёх ног».
• Элексиры сломаны настолько, что все персонажи начинают утречко с того, что закидываются одним из элексиров (только ваша собственная лень может это предотвратить). В D&D эликсиры работают иначе.
• Метание заимствовано из DOS и сломано настолько, что «кабацкий драчун» (варвар-метатель, способный метать противника в другого противника) стал одним из сильнейших билдов. В D&D метание и драка в принципе работают иначе, ближе к реальности.
• Прыжки, как и метание, выполнены в традициях голливудских мультфильмов 40-х годов (с Багзом Банни или Вуди Вудпекером) - без смеха невозможно смотреть на то, как твой герой запрыгивает на крышу дома, побивая рекорд Бубки, причём без шеста. Ничего подобного нет в D&D, это стащили из серии DOS.

Ну и сценарий, который состоит из необъяснимых странностей и логических дыр. Не буду углубляться, посколько об этом написано много. Упомяну только задание, которое легко побеждает в номинации «самый идиотский квест в ролевой видеоигре». Кащей бессмертный отправляет отряд случайных героев найти в древнем подземном храме артефакт, который многие пытались, но не смогли найти - яйцо-с-иголкой, проще говоря, его кащееву смерть. Кащею кажется, что его смерть спрятана ненадёжно, и её нужно перепрятать - случайные герои как раз подойдут, ведь кому доверять своё бессмертие, если не им? То, что это его истинная смерть - секрет полишинеля, который героям с радостью раскрывают другие персонажи. Но это не всё! Яйцо-с-иглой оказывается симпатичной бессмертной доброй полубогиней, которую Кащей держит в заточении в качестве гарантии бессмертия и которая охотно выкладывает героям всю подноготную Кащея, причём для того, чтобы лишить Кащея бессмертия, достаточно эту деву формально освободить. Короче, Кащея можно избавить от бессмертия, но нельзя от идиотизма.

Наконец, там полно багов и непроходимых квестов (я столкнулся с несколькими непроходимыми подряд, в 3-м акте). То есть за годы раннего доступа и спустя больше года после релиза игру так и не вычистили. И вырезанный перед релизом контент так и не вернули, хотя резали по живому: например, ты физически ощущаешь, что Верхний город (главный городской район в BG1) в BG3 есть - вот его ворота, вот его стена, вот многочисленные отсылки на то, что в нём происходит. А его нет. Его вырезали.

Чтобы заметить всё, о чём я сказал выше, нужно сыграть в BG3 как минимум часов десять, а то и больше. Восторги вокруг этого проекта я объясняю тем, что BG3 - это типичная игра, в которую мало кто доиграет до конца.

игры, геймдизайн

Previous post Next post
Up