Морально-нравственные ценности в играх

Nov 02, 2021 16:55

Плохо, если разработчик заставляет игрока от лица персонажа совершать поступки, которые сам игрок, исходя из логики персонажа, сюжета и сеттинга, никогда бы не стал совершать. Ещё хуже, когда у игрока и навязанного ему персонажа не совпадает система морально-нравственных ценностей.

По этой причине я не играю в игры про бандитов. Я не хочу быть в шкуре персонажа, который крадёт чужую собственность и убивает мирных жителей. Я как-то пробовал играть в две части Mafia, но сюжет вызывал отторжение в первой же главе: главгерой совершает преступления просто из-за того, что ему нужны деньги. Ни в одну из частей GTA я не играл вообще.

Кто-то из приятелей «продал» мне Red Dead Redemption 2 как «лучшую игру про ковбоев, как в кино». Однако в голливудских вестернах протагонист - всегда положительный, кроме ревизионистских вестернов, которые стали появляться с 1969 года (и то, там главгерои искупают свои грехи, жертвуя собой во благо нуждающихся людей, как в «Дикой банде»). В RDR2 главгерой грабит одиноких путников, магазины и поезда, занимается вымогательством, а в одном из заданий убивает полгорода мирных жителей (после него я бросил игру). Это не игроизация голливудского вестерна. Это спекуляция на низменных чувствах тех игроков, кто хотел бы представить себя в шкуре бандита.

Тут возникнет вопрос: а где проходит та грань, после которой игра из «просто боевика» становится «боевиком про бандитов»? В Assassin's Creed ты же играешь, а это игры про убийц. И в Thief ты играешь, а это игры про воров. Вспоминается эпизод из «Правдивой лжи», когда героиня Ли Кёртис спрашивает мужа, убивал ли он людей, на что герой Шварценеггера отвечает: «Да, но все они были плохими».

Так и в Assassin's Creed: убивать приходится только плохих людей, злодеев и врагов. Кстати, игра прямо запрещает убивать мирных жителей - даже если главгерой сделает это случайно, настанет Game Over. (Меньше всего я люблю Assassin's Creed: Black Flag, потому что там игроку навязывают настоящее пиратство.) И основной сюжет Thief - не о том, что главгерой желает слегка разбогатеть, а о борьбе с силами тьмы. Вор превращён в Робина Гуда.

Если игра рассказывает вам, что чёрное - это белое (или нейтрально серое), что подонок - это герой... бойтесь такой игры.

игры, геймдизайн

Previous post Next post
Up