До того, как инженеры придумали железные дороги, для тяжёлых транспортных перевозок в промышленных зонах приходилось копать каналы и запускать по ним суда с низкой осадкой. Ныне эти каналы и установленная на них гидротехника представляют собой чудесные памятники научно-фантастическому жанру паропанка.
Судоподъёмники Центрального канала
Объект ЮНЕСКО №856. Включён во Всемирное наследие в 1998 г.
Бельгия, Валлония, город Ла-Лувьер.
Центральный канал, пересекающий Валлонию, начали копать ещё в 1830-е годы:
Представьте, что в этом райском уголке когда-то сновали грузовые суда, а не прогулочные лодочки:
А по мосту катились телеги, а не автомобили:
Чтобы протянуть канал дальше на северо-запад через городок Ла-Лувьер, в сторону Брюсселя, нужно было решить сложную инженерную задачу, так как перепад высоты на расстоянии меньше 7 километров достигал 70 метров. Слив воды:
Строить полноценную шлюзовую систему, типа той, что на канале Москва-Волга, было нецелесообразно: она никогда бы не окупилась. Поэтому в 1880-е годы стали проектировать серию гидравлических судоподъёмников:
Не поступающая вода станет поднимать корабль, а подвесная ванна! Ванн две, и они служат противовесами друг для друга. Одно судно идёт вверх, другое вниз:
Это старейший и самый верхний из 8 судоподъёмников, торжественно открытый королём Леопольдом II в 1888 году:
Остальные семь были построены уже в начале XX века, а до нынешнего времени сохранились лишь три плюс этот, старейший:
Перепад воды в канале у этого подъёмника - почти 16 метров:
Верхняя часть канала:
Приятно, когда ты - единственный турист (и вообще человек) на объекте Всемирного наследия:
Все 4 сохранившихся подъёмника до сих пор работоспособны, но запускают их лишь в летнее время и исключительно в развлекательных целях:
Ла-Лувьер во Всемирном наследии:
http://whc.unesco.org/en/list/856 До Ла-Лувьера из Брюсселя можно добраться за час на электричке, а дальше брать велосипед или ходить пешком. От станции до самого старого судоподъёмника - два с половиной километра.