Feb 09, 2012 22:54
Прочёл наконец-то «Пожирателей мёртвых» (Eaters of the Dead) Майкла Крайтона, с которыми очень давно хотел ознакомиться, но не доходили руки, глаза и мозги.
Ожидания оправдались: это, вероятно, лучшая вещь Крайтона, писателя неоднозначного, но точно талантливого. По книге сделана очень плохая экранизация (у нёё была трудная судьба со сменой режиссера), которую вы наверняка видели - «13-й воин». Да-да, это там, где араб Бандерас присоединяется к 12 варягам, чтобы мочить странных пещерных людей. Книга отличается от фильма ещё большей кровавостью, сексуальной откровенностью, грязью и жутью - но дело не в эксплуатации низменных чувств.
«Пожиратели мёртвых» - это самый чистый из известных мне образцов исторического постмодернизма. Книга представляет собой академическое издание арабской рукописи с научным аппаратом: предисловием, историей создания, трудностями перевода, атрибутированием, описанием эпохи, библиографией и т.п. Ясно, что часть из этого - подлинная, а часть - фантазия Крайтона. Но главная изюмина - и такого я, по-моему, ранее не читал - вот в чём. Крайтон взял два очень известных исторических источника эпохи Тёмных веков, которые обязательно изучаются на 1-2 курсах исторических ВУЗов: записки арабского путешественника и древнеанглийский эпос. И Крайтон поместил одно в другое: сухим языком арабского набюдателя пересказал знаменитый сюжет про пир в логове зверя.
Можно придираться к стилистике придуманной рукописи: Ибн Фадлан Крайтона более эмоционален и более мелочен, чем Ибн Фадлан, написавший подлинный «Рисалят». Но все равно - безумный замысел совместить несовместимое работает, и читается текст на одном дыхании. Правда, знакомство с текстами исторических источников обязательно - иначе не будет читателю никакого постмодернизма.
В подобном ключе сделаны и «Имя розы», и «Хазарский словарь», и трилогия Зорича про Зигфрида. Но такой совершенной интеграции источников я не встречал.
Посоветуйте мне ещё что-нибудь подобное.
что почитать,
литература