На прошлой неделе впервые за 4 с лишним месяца прервалась моя еженедельная серия заметок про
Всемирное наследие. Занятость не позволяла ничего написать, но сегодня исправляюсь.
В фонде ЮНЕСКО есть редкие объекты, которые не представляют собой художественных или архитектурных шедевров. Это памятники инженерного искусства, свидетельства технического прогресса наших предков: каналы и шлюзы, виадуки и мосты, серебряные копи, первые железнодорожные ветки, тоннели, заводы и т. п. Про один из таких объектов я и расскажу сегодня.
Типография Плантена и Моретуса
Объект ЮНЕСКО №1185. Включен во Всемирное наследие в 2005 г.
Бельгия, Фландрия, город Антверпен.
Одна из старейших в мире типографий расположена в центре Антверпена, который в средневековье считался оплотом свободомыслия. Политическая самостоятельность города поддерживалась свободолюбием его обитателей. Здесь работали тысячи известных ремесленников, художников и ученых. Во времена Возрождения и Нового времени Антверен был европейской столицей ювелирного и ткацкого дела, а также одним из крупнейших морских портов.
Близость к университетам Фландрии и Голландии, развитость ремесел и высокая доля образованного населения - всё это вело к тому, чтобы Антверпен стал и столицей книгопечатания. Кристоф Плантен основал типографию и напечатал первую книгу в 1555 году, лет на сто позже Гутенберга и лет на десять раньше Ивана Федорова. За триста лет наследники Плантена превратили компанию в один из крупнейших издательских домов в мире. Издательский и печатный комплекс, состоящий из зданий XVI-XIX веков, перешел в собственность Антверпена в 1876 году:
На широкую ногу книгопечатание поставил Ян Моретус, зять Плантена. Плантен и Моретус водили дружбу с самыми влиятельными горожанами Антверпена, в том числе с Питером Паулем Рубенсом - его гравюры украшали книги типографии. Те же связи помогли им избежать наказания за публикацию книг, которые признали еретическими - это были традиционные нападки на печатников.
Первые книги Плантена выходили на латинском и французском языках, чуть позже добавились голландский и иврит. Типографские цеха сохранены в средневековом виде:
Это сейчас у нас издательство может быть в Москве, а типография - в Литве. В XVI веке издательство и типография были единым целым, к тому же здание служило жилым домом. Домашняя обстановка, мебель, картины, гобелены и отделка отражают несколько периодов фламандского искусства, от Ренессанса до барокко:
В собрании дома находятся тысячи редких книг, многие из которых доступны для осмотра. Здания типографии более 300 лет были в руках одной семьи, что и обеспечило бережное отношение к наследию Плантена и Моретуса. Внимательность к мелочам сохранила живой дух средневековья:
Типография Плантена и Моретуса во Всемирном наследии:
http://whc.unesco.org/en/list/1185 Типография стоит в центре Антверпена и внешне совершенно не впечатляет, потому что весь город застроен красивейшими домами. Главное - что внутри.