Скучное чтиво или бесполезная мораль

Apr 05, 2012 15:20


Моя подруга Саша Р. была приглашена на какую-то серьезную конференцию с докладом о нравственности в современной русской литературе. Мы начали с ней обсуждать, каких авторов с их произведениями можно было бы привести в качестве мерил и примеров морали. Обсуждали и тех, и этих, и других. Как раз я дочитывал “Обрыв” Гончарова. И меня как по лысине хлопнули: роман этот, из ряда русской классики, - дистиллят нравственности. Не то что бы он и по сей день был современен, нет: обычаи и традиции сильно изменились, а чаще, увы, деградировали. Но он, бесспорно, глубокий чистый колодец, не прильнуть к которому было бы упущением. Современная качественная русская литература, вся вместе взятая, - это несколько зачерпнутых из него ведер. И надо к нему и прильнуть, и сравнить по вкусу с водой нынешних писателей, и попытаться понять, что же изменилось в умах, в том числе и творческих...

Стоп. Размахнулся я на рубль, как водится, но во время спрятал руку в карман. Честно-то говоря, ни анализ умов, ни сама эта литературная нравственная хиромантия никому нонче ни в рог не вперлась. Писательство как воспитание в юных головах доброго и правильного? Ха-ха. Утопия. И скука. Если брать современницу Улицкую - еще куда ни шло: познавательно, сюжетно, красочно (поэтому она и популярна). Но Гончарова Ивана Александровича?! Та же Саша Р. озвучила, мне кажется, общую тенденцию по отношению к русской классике - читать ее скучно до смерти. (Именно до нее родимой, до самой что ни на есть смерти, после песен и гуляний, мы и дойдем вскоре: сперва в переносном литературном смысле, а потом и в самом прямом и глобальном.)

Как вы думаете, мой редкий читатель, задумывал ли Гончаров свой роман как оду нравственности, собирался ли поучать или, может быть, намеревался серьезно воспитывать подрастающее поколение? С трудом почему-то представляю этого автора, обуреваемого высокоморальными идеями, которые приняли размер целого тома. (Задача его, полагаю, была написать интересную вещь с рельефными персонажами, стянутыми в тугой узел взаимоотношений.) Ну вышло так само по себе, ненамеренно: время было другое, и создать нечто аморальное или бессмысленное было тяжело. Сегодня же это серьезное произведение, качественное, написанное русским языком, оказывается, по большому счету, мало кому нужным. "Скукой" пропитаны тусклые главные персонажи: “вельможа” Райский, его бабушка (старая дева), две племянницы - наивная Марфинька и гордая Вера, нигилист Волохов и рыцарь Тушин... Вместо знакомства с ними куда лучше зачесть детективчик или что-нибудь оригинальное, модное, покамест не отнесенное к какому-то конкретному жанру.

Не подозревал И. А. Гончаров, что своим “Обрывом” предугадает тот крутой обрыв, по которому сегодня катятся и культура чтения, и представления о морально-нравственных качествах человека.
Previous post Next post
Up