Посудку домываю, слушаю в наушниках
нганасан. Удивительные вещи.
"Бывший охотник на северных оленей Короре Хетентьевич Кокоре поёт песню, которая называется «Разноцветная стрела». В песне идёт речь о том, что мужчина едет на санях, которые тянут олени. Он видит озеро и железный чум на его берегу. На замёрзшем озере танцуют люди. Мужчина слезает с саней и подходит к танцующим, навстречу ему выходит невысокого роста человек с короной на голове. Он говорит: «Раз ты приехал сюда, ты должен нас спасти. Сейчас здесь находится парень из медной семьи - самый младший из них, он пришёл, чтобы убить нас. Мы рассчитываем на тебя»."
"Последним настоящим шаманом нганасанов считается Тубиаку Костёркин, который умер в 1989м в возрасте 68 лет. Его брат Борис и его племянник Делсюмяку исполнили шаманский ритуал для французских этнографов. Борис и Делсюмяку шаманами не считаются, хотя отношение к ним неоднозначное. Они - последние наследники рода великих шаманов, они прекрасно знают ритуалы. Им самим не очень ясно, шаманы ли они или нет. Борису Костёркину в момент записи было 70 лет. Камлание посвящено вызову духа медведя. Шаман поясняет: «Мех медведя - это друг шамана, это его дух. Он помогает построить дорогу. Колотушка барабана - это язык шамана. Я бросил колотушку вверх и она упала в сторону. Это хорошо. Всё, что шаман говорит во время камлания, приходит к нему из его затылка. В моём затылке есть дырка, сквозь которую я слышу всё то, что я затем передаю другим»."
А последнюю вещь поет тетенька, по голосу еще не совсем старая. Поет, поет, и вдруг слышно, что начинает плакать, и заканчивает "абау, куниннэемун... абау, куниннэемун... мама, где ты?.." Так в ушах и стоит, а переслушать невозможно.
А поглядев на каталоги Buda Records, понимаешь, что Европа и впрямь маленький, тесный, скучный и непомерно много о себе понимающий угол мира.