Последние две недели у Нетуси появилось следующее:
- В "мультике про деток" (серия "Я все могу") узнает игрушки, которые и у нее есть: КАК У НЕТУСИ!
- Продолжает говорить всем, кто в аффекте: УПАКОСЯ! Случайно стукнула маму в глаз игрушкой: гладит по носу и повторяет УПАКОСЯ. Или: ПАКОНЯ.
- Сегодня: на площадке, увидев младенчика: ПОХОЗЯ НА АДЕЛЮ. "Похожая на"!
- А вот утром сегодня спускается со второго этажа и зовет ПАМАГИТЕ ПАÐАЛУСТА!
Совсем недавно, считанные дни: мы поняли, что Нета усвоила последовательность событий. Течение времени и временную канву. Теперь ей можно сказать "сначала помоем ручки, а потом будем смотреть мультик" или "мы сначала соберем игрушки, а потом пойдем гулять": она соглашается, говоря свое короткое и мягкое, но очень весомое "да!", потому что теперь понимает, что за этим будет то. Раньше, еще неделю-другую назад, она этого не понимала и устраивала крик, если желаемое "то" не наступало сразу.
Следующим шагом, насколько я понимаю, будет осознание причинно-следственной связи, но этого, может быть, придется ждать долго. Я знаю некоторых очень выросших детей, у которых с этим не все просто. И, опять же, если сравнивать филогенез с онтогенезом, то в истории человечества бывали периоды, когда причинно-следственная связь наличествовала в сознании больше, а бывали периоды, когда она впадала в немилость; мы сейчас в начале одного такого периода.
Еще мы вдруг стали волноваться, что такое развитие когнитивных функций искажает гармоничный рост ребенка - не за счет ли эмоционального развития оно идет? Или чего-нибудь другого? Не физического явно - ребенок прекрасно лазает, тренирует мелкую моторику, бегает, стуча своими босыми пяточками в пол и потряхивая хвостиками, прыгает на трамполине и катается на трехколесном сидякате. А вот не эмоционального ли? Надо побольше рассказывать ей историй с простыми и понятными ситуациями, где кому-то стало плохо, обидно, грустно, а кто-то ему помог, утешил его, развеселил, пожалел. Не эпичного чего-нибудь, а вот русские сказки прекрасно подходят, те, которые более детские. Мультфильмы плохо годятся, потому что их делали взрослые, и мы их выбираем тоже взрослыми глазами - за исключением тех, которые я помню с детства, и не смог себе разъяснить до конца секрет их памятности.
Титаны и краеугольные камни нашей культуры - Агния Барто, Корней Чуковский и Владимир Сутеев - тут не пойдут. Для того, чтобы понять, почему, нужно уже слишком многое преодолеть в себе, или глядеть достаточно со стороны, как моя сестра, например, которая искренне ужасается этим текстам, считая их хоррором почище Ветхого Завета. Она говорит, что боялась их в детстве (чего я, впрочем, не помню), и что ей было бесконечно и безысходно жалко этих забытых на скамейке заек, этих мишек, которых жалеют, потому что он хороший, но не могут защитить от кого-то, кто оторвет лапу и сбросит со шкафа; резиновую Зину, которая упала в грязь и сама же в этом оказалась виновата, и за это ее теперь могут вернуть в магазин - всего этого чудовищного комплекса по воспитанию виктимности и выученной беспомощности. Чуковский почти весь хтоничен, он вещает нам из нашего подсознания, оттуда он черпает страхи, которыми пугает, и надежды, которыми утешает; но этой уже хтоничностью он и нагоняет жуть; цитировать не буду, это, кажется, уже общее место. Об эмоциональном воспитании у Сутеева тоже промолчу: после него уже идут Гайдар и "Васек Трубачев и его товарищи", а им в затылок тяжко дышат "Рассказы о Ленине" Бонч-Бруевича. (Нет, Гайдар идет перед ним, я извиняюсь.) Какие еще тексты у Плюши на слуху? Юнна Мориц... Я затрудняюсь сформулировать, чему ее стихи могут научить двухлетнего ребенка. Из такого ребенка может вырасти Илюша Верховский, это, пожалуй, я уверен. Но - в эмоциональном плане?.. То, что сумасшедшинка у Юнны Мориц довольно давно перестала быть веселой искоркой и живительной приправой, теперь, задним числом, видно, особенно в сборниках с редкими, не проходившими ранее отбор стихами. (У Успенского обнаружились совершенно дикие вещи, я думаю, он счастлив был бы, если бы сжег в свое время эти черновики. Задумайтесь, таланты, хотите ли вы, чтобы вот все-все-все, вами наработанное, увидело свет? Если нет - жгите нещадно, потому что жадные ручонки правопреемников дотянутся до всего; они все издадут!)
Так что - русские сказки, вот что. Андерсен, черт меня побери, хотя, конечно, не в два года, и даже не в четыре. Сам-то я читал где-то около шести, но я - особстатья. Я читал себе сам все, до чего мог дотянуться, а до чего не мог - подставлял стул. А методичности во мне уже тогда было, как сейчас, только сейчас я ею зарабатываю, а тогда только доводил окружающих до белого каления. К 13 годам все четыре родительских книжных шкафа (и, разумеется, оба моих, детских) были мною прочитаны, за исключением каких-то совсем уж специальных книг по цветоводству и электронике. И то - я честно пробовал. Мои дети к этому возрасту только начинают читать что-то самостоятельно. Поколение это, воспитание, социальная стратификация языков в двуязычной среде - не знаю. У меня есть четыре попытки, и пока что так: Анька читала по-русски сама, более или менее из-под палки, до 12 лет, после чего прекратила лет на десять читать что бы то ни было; с Эриком мы прочли довольно много, где-то с 11 он начал самостоятельно читать на иврите, в том числе и довольно серьезную литературу, а по-русски с явным трудом читает только короткие вещи, типа комиксов или "Квантика"; судя по всему, он по-русски читает так же, как я на иврите - с трудом, который лишает это дело удовольствия. Мира как раз сейчас начинает самостоятельно читать на иврите - комиксы про Астерикса и Обеликса, которые Эрик в приливе доброты и щедрости ей подарил (у Эрика очень остро заточена тема собственности); на русском, по моему мнению, она читает лучше всех, но только со мной - сама она русскую книжку с полки не возьмет. Лингвистические способности у Эрика и Миры присутствуют, мне кажется, одинаково: Эрик неизвестно откуда вдруг поднял английский почти до школьной крышки, в арабском я давно уже потерял возможность проверять его знания, разве что читаем мы примерно с одной скоростью, а оценки у него там очень хорошие; а с Мирой вот прямо сейчас мы в машине слушаем учебник греческого, так она очень четко повторяет фразы, улавливая членение на слова, очень хорошо запоминает конструкции и лексику, и, при должном участии, выучит, мне кажется, с легкостью любой язык - хотя и совсем не так, как это делаю я, не с помощью анализа, а каким-то другим, мне не открытым путем.
Ой, ребятки, час ночи уже, а о чем это я, о чем это я, о чем эта песня моя?
Я хотел бы еще раз заметить, что я, может быть, никогда не был так долго и много счастлив, как этим летом. Может быть, это биполярное расстройство сейчас занесло на жаркий южный полюс (Жюлю Верну принес какой-то почитатель стихотворение, которое начиналось словами "От студеного северного полюса до жаркого полюса южного", см. об этом у Ж.Блона в "Великом часе океанов", океан, кажется, Индийский); но может быть, это правда, скорее всего, это правда.