Самореализация

Mar 14, 2017 10:00



Мне нравится теория, по которой дети подсознательно выбирают те виды деятельности, в которых они смогут наиболее гармонично развиваться. Помню, как во 2 классе школы развлекал своих одноклассников тем, что писал юмористическую повесть, фрагменты из которой зачитывал им на переменах. У меня имелась специальная тетрадка, текст в которой я приправлял иллюстрациями. Таким образом, уже в детстве, я интуитивно пытался реализоваться как писатель.

Игровая деятельность для ребёнка является ведущей, может быть по этой причине он так легко и естественно выбирает то, что ему нравится? Попросту, для него нет необходимости заморачиваться нужностью или полезностью того, что он делает. Но, к сожалению, по мере взросления мы начинаем относиться ко всему слишком серьёзно. Люди часто начинают заниматься профессионально тем, что приходит к ним в виде хобби. Не это ли путь ребёнка, который и приводит к настоящему взрослому выбору?


Наблюдения последних лет показывают однозначный факт - в самоопределении и последующем труде больше всего мешают шаблоны, которые мы впитали благодаря взаимодействию с социальным окружением. В свою очередь проблема «я не знаю, чего хочу» как и вопрос раскрытия своих способностей, упирается не в отсутствие опыта. Нам мешает внутреннее торможение, которое создаёт наиболее сильная, социальная часть нашей психики. К сожалению, сам процесс её формирования связан с тем, что вместе с положительными моделями мы вбираем массу неработающих стереотипов, которые подобно корке льда покрывают нашу естественную самость.

Подсознательно каждый человек знает своё предназначение. Вопреки стереотипам это не ясное видение того дела, которым он будет заниматься до конца своих дней. Скорее это тяга к набору определённых действий, которые вызывают естественное желание ими заниматься. Такие дела могут не приносить великих (по нашему мнению) результатов, однако же, осуществляются спонтанно и поточно.

Для чего вообще нужна самореализация? Грубо говоря, она нужна для того, чтобы отдавать энергию вовне. Вернее было бы сказать так: законы нашей реальности подразумевают, что мы должны каждый по-своему обогащать внешний мир результатами нашего труда. В противном случае мы перестаём вписываться в него.
Противоречие состоит в том, что это желание, с одной стороны имеет социальную окраску - «докажи, что ты не хуже других». А с другой индивидуальную - «занимайся тем, что нравится». В этом и кроется громадное противоречие природы самореализации. Мы должны делать то, что поощряется другими, но одновременно нравится нам самим. Причем, эти «другие», чаще всего не гипотетическое общество, а вполне конкретные учителя, родители и прочие авторитеты, которые очень хотели сделать нас похожими на себя.
Когда мы получаем от нашей деятельности плоды, это влияет на позиционирование себя в социуме и сопутствующую самооценку. И это, в свою очередь, делает нас «хорошими», а главное - создаёт потенциал для дальнейшего развития. Результаты дают потенциал, который помогает извлекать результаты.

Огромное количество народа движимое желанием доказать, что они не хуже других попадает в своеобразную ловушку. И, конечно же, посыл: «я хочу найти дело своей жизни», это самообман, за которым стоит ригидное: «пока ты не достиг того, этого и этого, ты сука не имеешь право быть полноценным членом общества».
По этой причине, ищущий себя человек нередко выжат делами без остатка, либо угнетён отсутствием ощутимой цели и потому вынужден плыть по течению. Проблема кроется в том самом внутреннем социальном давлении, которое не осознаётся, потому, что человек отождествляется с ним. Ему кажется, что он всё делает правильно. Единственное, что не вписывается в его картинку успешности это различные симптомы, типа подавленности, усталости и нежелания последовательно заниматься тем, что он запланировал.

По какому сценарию действует большинство людей, выбирающих сферу своей реализации? Ключевое решение принимается в момент поступления в Вуз. Оно, как правило, продиктовано копированием родительской модели, либо директивному следованию ей.

В первом случае родители могут не давать никаких указаний, стало быть, внутреннее решение осуществляется на основании неосознаваемого копирования их ролей и жизненных девизов. Они могут не считать профессию дизайнера или поэта бессмысленной, но если они оба проработали всю жизнь на государственном предприятии, то ребёнок захочет действовать по прямому сценарию. То есть выбирать ту работу, которая даст стабильность.
Во втором случае, родители могут дать прямое указание: «придумывать стихи и рисовать - дело, которым ты не сможешь прокормить себя и семью». На решение может повлиять и простое отсутствие родительской позиции по этому поводу. Недостаток участия, создаёт недостаточную способность фокусировать свои усилия и фрустрацию. Тогда выбор может осуществляться на авось: выбрал тот Вуз, куда шли близкие друзья; тот, что находился рядом с домом; тот, что не требовал высокого балла для поступления и т.д.
Следующий этап это выбор работы по окончании Вуза. Как правило, образование воспринимается нами как направление для будущей деятельности. Выбор профессии отличной от образования хоть и имеет место, но не поощряется. Выпускник старается найти себя в той сфере, на получение знаний о которой он потратил время в институте. Некоторые делают финт ушами, находя себе работу по другим специальностям. Это не страхует от погрешностей неосознанного выбора, но хотя бы позволяет приобрести новый опыт.

На этапе выбора места работы родительские голоса и социальные модели продолжают играть важнейшую роль. Человек, которого в первичной семье выбрали козлом отпущения, обязательно станет проигрывать роль жертвы в трудовом коллективе.
Тот, кто копирует образ матери, положившей жизнь на алтарь семи, будет бесконечно играть роль Спасителя, в отношении нерадивых коллег. И постоянно выбиваться из сил.

Подобные сценарные роли вы можете эффективно отследить в кабинете психолога или терапевта, поэтому я не буду уделять им большого внимания. Этот текст я хочу посвятить неосознанности выбора. Её обуславливает следование удобству, социальной значимости и подсознательным голосам авторитетов, въевшимся в мозг. Вторым важным фактором является игнорирование собственной самости - мы не прислушиваемся к себе, не развиваем ту деятельность, которая вызывает у нас положительные эмоции. В этом мы как будто солидарны с теми людьми, которых не интересует наше собственное, индивидуальное мнение.

В принципе можно долгие годы безуспешно переходить с одного места работы на другой. При неосознанном выборе будущая работа является неким абстрактным понятием. Даже если мы в точности знаем, какие условия работы и функции нас будут устраивать, это не гарантирует нам того, что мы получим ожидаемое. Что уж говорить о ситуации при которой мы в точности не знаем, какие функции и режим работы нас удовлетворят? Мы просто становимся заложниками системы. Очень часто ко мне приходят люди, которые придя на должность коммерческого директора, фактически становились секретарями и наоборот. Что в результате? Стресс. Потому, что не каждый секретарь хочет стать директором)

В психологии труда упоминается професссиональное выгорание, как фактор который практически неизбежно преследует некоторые профессии. По моему мнению это выгорание следствие всё того же, неосознанного выбора. Когда человек вынужден принуждать себя к тому, что не соответствует его природе.
Любая работа состоит из условий и обязанностей. Они создают определенный контекст, который непосредственно влияет на то, какое количество энергии мы тратим, и какой результат получаем. Мы подразумеваем, что когда условия работы и выполняемые обязанности соответствуют человеку, он может пользоваться естественной мотивацией и получать удовлетворяющий его результат. Условия работы, такие как ее расположение, зарплата, стиль руководства, размер организации и шаблоны общения принятые в ней очень важны, но всё же вторичны.
Вряд ли кому-то придётся объяснять, что если в идеальной конторе тебе приходится выполнять ненавистную работу, вопрос с условиями отходит на второй план. Напротив, вовлекающая деятельность даёт возможность закрыть глаза на массу некомфортных для нас условий. Существуют мнения, что работа не должна нравиться, она должна приносить деньги. Я не хотел бы спорить с этим утверждением, скажу лишь, что знаю множество людей, которые с удовольствием идут на работу с утра.

Тем, кто устраивается на очередную работу или ищет новую, а может быть и тем, кто собирается получать профильное образование, я бы рекомендовал для начала самоопределиться. Первый процесс я бы назвал перепросмотром своей жизни на предмет увлечённости. Для этого вам понадобиться вспомнить все занятия, которые вы выполняли в течение жизни, начиная с последнего, и оценить их по эмоциональной реакции.
Например, если вам нравится заниматься домашним хозяйством, то надо рассматривать это занятие как набор отдельных функций - мытьё посуды, стирка, уборка пола. То же самое касается ваших функций на местах работы или учёбы - проверка почты, управление машиной, проведение собраний, написание программного кода и т.д. Затем мы выписываем на листок те дела-функции, которые вызывали у нас наибольшую увлечённость. Это может быть всё, что угодно. Когда вы дойдёте до школы и детского сада, у вас могут случиться различные откровения, касающиеся совпадений между теми делами, которые вас увлекали во взрослом и детском возрасте.
Если вы позволите себе составить этот список, то сразу же встанете перед следующим сложным выбором - вам необходимо ответить себе на нетривиальный вопрос: какая работа позволит мне заниматься подавляющим большинством из них? Чем больше нравящихся вам дел будет включать будущая работа, тем больше вероятность, что вы сможете на ней реализовать свой потенциал.

Люди, которые приходят ко мне на тренинг по поиску предназначения, проходят два психологических теста по профориентации - опросник Голланда и ДДО (Дифференциально - диагностический опросник Климова). Эти два, хоть и порядком устаревших теста, дают очень точный результат, который определяет сферу профессиональных пристрастий. Если позволить себе немного фантазии и приложить полученные результаты к современному миру, то обязательно получишь хороший вектор для поиска. Я бы рекомендовал их всем, перед кем стоит проблема выбора.

Что делать тому, кто испытывает сомнения в адекватности выбора настоящего места работы? Процесс, который покажет вам объективную картину, займёт всего 15 минут. Вам необходимо выписать все функции, которые вы осуществляете на рабочем месте в течение дня. Это должно быть вообще всё, что входит в ваши обязанности. Затем, нужно приблизительно вычислить, сколько рабочего времени вы тратите на каждую из них. После этого, каждую функцию надо оценить по шкале эмоциональной вовлечённости. Оценки всего три - отрицательные эмоции (когда функция не нравится, выполняется с трудом), нейтральные эмоции (ощутимых сложностей не возникает, могу делать на автомате), положительные эмоции (делаю с удовольствием, радею за результат, нахожусь в потоке).

Проставив оценки, вы получите точный «диагноз» вашей трудовой деятельности. Если функции вызывающие у вас отрицательные эмоции занимают более 15 - 20 % рабочего времени, то вы обязательно будете испытывать ощутимый стресс. Это означает, что вам необходимо попытаться пересмотреть функционал и снять с себя хотя бы часть таких обязанностей.
Тот же показатель, находящийся между 40 и 50 % говорит о том, что вы работаете не на своём месте и фактически жертвуете здоровьем.
Высокий процент функций вызывающих нейтральные эмоции корректируются благоприятными условиями труда - свободным графиком, зарплатой и т.д. Но в любом случае, как вам должно быть ясно из текста, дела не вызывающие заинтересованности, а значит, должного сосредоточения и удовлетворения результатом, создают вторичную подавленность. Социальная часть человека, зорко следит за тем, насколько осмысленен и полезен его труд.

В отечественной психологии долгое время развивалась теория деятельности. Она давно вышла из моды, возможно потому, что привязывалась к набившей оскомину марксистско-ленинской теории. Ее основной посыл состоит в том, что сознание влияет на то, что мы делаем и в свою очередь то, что мы делаем, влияет на сознание.
Созидательные мысли и идеи, зарождающиеся в нашем мозгу, выражаются во внешнем мире с помощью действий. Идя по этому пути, мы развиваем наше сознание. В тот момент, когда мы что-то делаем, мы незамедлительно получаем эмоциональный ответ, который довольно ясно говорит нам о том, является ли это нашим или чужим. И если каждый из нас позволит себе разглядеть эти эмоции, дать им право на существование и более того - сделать мерилом своих действий, то произойдёт феноменальная вещь. В мире станет на несколько счастливых людей больше. В нём появится ещё несколько тех, кто с удовольствием делает свою работу, радуя ее результатами себя и окружающих.

Смотрите новое видео моего проекта "Волшебная таблетка" на Youtube!

🔽 Реальная психотерапия в действии! 🔽

image Click to view

научно-популярное

Previous post Next post
Up