После того, как я опубликовал йогическую фотосессию, в которой показал часть знаменитого
pechkeen yoga style , некоторые из друзей просили меня чего-нибудь написать о йоге. И вот, несколько дней назад я понял, чем стоит поделиться с друзьями, чтобы бросить свет пережитого опыта на темень невежества. Этот пост будет о йоге и здоровье.
Итак, я начал заниматься йогой около 9 лет назад. Как и множество людей в йогу меня привели проблемы со здоровьем. Ещё лет за 10 до этого момента у меня начались первые проблемы с позвоночником. Как сейчас помню, я ощутил резкие боли, которые, как правило, возникают при защемлении нервного корешка. Диски моего позвоночника как бы плавали - внезапно смещались и возвращались на место. С характерным хрустом. Случались и обострения, когда защемлённый нерв не только мешал энергично двигаться, но и просто спать.
Обращаться к врачам, я не очень люблю, но делать было нечего. Была иллюзия, что я найду специалиста, который поможет сделать мою спинку здоровой. К кому я только не ходил. Самыми любопытными специалистами были доктор Шубин, мой тёзка, который вел вместе с Малышевой передачу на 1 канале - жутко колоритный дядька, и одна тётенька, тоже колоритная, которая вправляла мне позвоночник с помощью… резинового молотка, которым правят кузов автомобиля после аварии. Кстати говоря, эффект от её посещений был самым длительным. Все перечисленные доктора снимали результаты обострений, помогая быстрее выходить из болезненных состояний, но стабильного результата не было.
Году на третьем такой практики я был вынужден констатировать, что попал в зависимость от регулярных врачебных манипуляций. В спине что-то внезапно замыкало, и я тотчас бежал к телефону, чтобы записаться на приём. Отъезд доктора или его отсутствие вызывали панику.
Интересным психосоматическим моментом, является тот факт, что проблемы с позвоночником возникают у тех людей, которые либо слишком много взвалили на свою спину, либо не могут нести на ней то, что должнО. Я как-то интуитивно понял, что моя «несамостоятельность» в вопросе излечения себя, отчасти и создаёт проблему. Тут-то я и принял решение, которое сделало меня «сыном воли и йоги».
Каждое утро я стал практиковать «сурью намаскар» изучив последовательность асан и правила их выполнения в Интернете. В йога студию я идти не хотел, потому, что раз уж я что-то решил делать самостоятельно, то это будет самостоятельно. Не уверен, что та практика принесла мне что-то в плане здоровья, однако она укрепила моё упорство. Прозанимавшись так около полугода, я пошёл в первую йога студию. Она была довольно странной - инструкторша преподавала хатха-йогу у себя на дому небольшой группе интересующихся. Я продолжал по мере возможности практиковать дома асаны и начал пробовать другие направления. В области здоровья спины наметилась динамика - она по-прежнему болела, но услуги докторов требовались всё реже. Я пробовал новые стили. Самые сильные впечатления на меня произвели Бикрам и Аштанга йога. Они были наиболее «спортивными». На каждый из стилей я потратил примерно по году регулярных занятий. Повысился мой уровень, однако же стало происходить странное - боли в спине, стали каким-то образом совпадать с тренировками…
Моментом озарения стала колоритная администраторша одного йога-центра - пожилая, довольно общительная женщина в беседах, с которой я коротал время, если приходил чуть раньше начала занятий.
- Дим, - как-то спросила она с выражением лёгкой озабоченности на лице, - скажи мне, почему вы ходите сюда за здоровьем, но у всех постоянно что-то болит?
Я задумался. Дополнительную смуту внесла любимая инструкторша, которая мучась защемлением седалищного нерва, не могла уверенно входить в парочку асан. Вообще это очень странно, когда люди, которые вроде бы призваны обеспечить нам здоровье, сами здоровыми не являются? Сам я находился в похожей ситуации. С одной стороны я был уже увлечён и хотел продолжать занятия, с другой - постоянно отмечал болевые ощущения, как во время, так и после практики. То есть проблемы, от которых я пришёл избавиться, стали меня преследовать, но уже благодаря «лекарству». Помню, как после занятия у очередного инструктора, чемпиона мира по йога-спорту, между прочим, я подошел к нему и стал сетовать на невозможность нормально заниматься.
- Вообще-то йога, молодой человек, это занятие для здоровых людей - ответил сенсей. Я почесал репу и впервые задумался о том, чтобы бросить занятия. Но тут мне случайно попалась книга Анатолия Пахомова - президента киевской федерации йоги и автора методики «корректный подход к позвоночнику», который утверждал, что скрутки и прогибы для позвоночника вредны. Пахомова, конечно же, изводили на гавно все гуры, чьим системам это утверждение противоречило. Я поделился этим с хозяйкой йога студии, в которой практиковал, но понимания не встретил. Понятное дело, ведь минимум четверть асан из практикуемого тогда комплекса их в себя включали. Наконец, когда после очередной особо усердной тренировки меня так зажало в грудном отделе, что я был вынужден позвонить мануальному терапевту, стало ясно, что в очередной раз что-то идёт не так. Сам доктор, хрустя моими дисками во время сеанса, с дьявольской усмешкой сообщил, что треть его клиентов именно мы, йоги.
Главное понимание, которое меня посетило на этом этапе практики, состояло в том, что главный принцип йоги - ахимса, или ненасилие соблюсти адски сложно. Этому мешал дух соревновательности, которого в йоге в принципе быть не должно, ригидное отношение человека к практике, шаблонная система любого подхода и т.д. Инструктора продолжали вставать ногами на бёдра учеников сидящих в полулотосе, а ученики в попытках достичь нирваны рвали себе связки, ломали рёбра и сдвигали диски позвоночного столба. Пояснения, которые различные гуру давали к своим системам и методикам выполнения асан, противоречили друг другу. К примеру, в классической хатха йоге считается, что наклоны должны выполняться с прямой поясницей и с низом живота тянущимся к бедрам. При этом кто-то из современных европейских йога-терапевтов утверждал, что всё наоборот - наклоняться следует с круглой спиной, потому, что в этом случае нагрузка распределяется равномерно, вместо того, чтобы сосредотачиваться в поясничном отделе. В этот момент я понял, что пора съебываться и практиковать самостоятельно.
И ушёл домой. Вот тут началась, как мне кажется настоящая практика - вдумчивая и наблюдающая. Я стал просто вводить и исключать различные асаны и наблюдать состояние тела после тренировки. Скрутки и наклоны в стороны сразу же ушли, а вместе с ними и регулярные боли в спине. Я понял, что уже привёл позвоночник в удовлетворительное состояние, а мои проблемы - результат использования неподходящих асан, либо слишком ригидное отношение к практике.
Вообще, я думаю, что перед каждым йогином встаёт вопрос, который может звучать так: я живу, чтобы практиковать или практикую, чтобы жить? Ответ предусматривает соответствующий выбор.
Если мы занимаемся чтобы хорошо себя чувствовать физикали и ментали, то настоящая йога для нас - позволить себе йогой не заниматься. К примеру, около года я вставал в 6 или 7 утра, чтобы практиковать перед работой. Что это было? Насилие. Лично мне и большинству людей живущих в ритме большого города с утра лучше выспаться, а практике посвятить вечер. Когда мы неуклонно что-то делаем, игнорируя внутреннее состояние и особенности внешней среды, то порой превращаемся из охотников в дичь. Мы как бы становимся жертвами самих себя.
Для чего нужна йога? Человек представляет собой набор поз и положений тела, которые продиктованы нашей психосоматической жизнью, отражающейся на мышечном корсете и состоянии вегетатики. Мы все определенным образом деформированы воздействием внешней среды. Редкий человек не имеет хронических заболеваний внутренних органов или двигательного аппарата, которые с одной стороны являются следствием психосоматических дисфункций, а с другой сами же их создают. Йога помогает нам удачно компенсировать наши проблемы за счет воздействия на мозг и нервную систему, укрепление мыщц и суставов, растягивание спазматических образований, нормализует циркуляцию в тканях и т.д. Если повезет, всё это может привести нас к идеальному результату - подготовить тело к медитации. Но об этом говорить рано, для начала надо просто постараться стать чуть здоровее и мягче.
Тема насилия над собой, проявляющаяся в том, чем человек занимается, проходит красной нитью через большинство феноменов современной жизни. Йога лишь один из способов, которым можно причинить себе вред.
Я думаю, что насилие над собой становится модным. Такие мысли посещают меня всякий раз, когда я вижу, насколько популярными становятся изматывающие воркауты. Мир последнее время сбрендил на здоровом образе жизни, который пропагандируют профессиональные биороботы. Как будто бы никто не понимает, что тело как индивидуальный инструмент требует индивидуального подхода. Для меня, очевидно, что каждодневные тренировки лишь другая полярность гиподинамии.
В этом посте я на собственном примере пытался показать, как благие намерения создают неблагоприятные результаты. Надеюсь, что он заставит задуматься тех, кто начинает или продолжает практику и сталкивается с подобной проблемой.
Йога это не спорт. Это диалог с собственным телом и возможность проявить к себе любовь. Если бы меня сейчас спросили, как я вижу правильное отношение к практике, то я бы сказал, что она держится на двух китах. Первый из них, не частота, но регулярность. Преданность практике. Второй - осторожность, попытка почувствовать актуальность практики и момент, который подходит для нее. Лично я возвёл йогу в приоритет. Необходимо с одной стороны проявить волю, чтобы лень не смогла вытеснить йогу из вашей повседневной жизни, с другой - осторожность, внимание и любовь к телу, чтобы практика не стала элементом, который его разрушает. Задача архисложная, но доступная. Намасте!
Я на facebook Я во вконтактике