«Молодой человек (из моей частной практики) в панике позвонил мне и попросил о срочной встрече помимо расписания. Он чувствовал себя на грани самоубийства и попросил "прощального сеанса" ("последнюю встречу"). Когда он пришел, то сразу заявил, что единой причиной, "единственной тонкой нитью", по его выражению удерживающей его, является то, что его счеты с жизнью приведут мать к нервному расстройству и госпитализации.
Т ("тепло"): Не волнуйся. После твоих похорон я все объясню родителям. Я как сейчас вижу... твоя мать и отец сидят здесь... (Т указывает на два пустых стула) и твоя мать говорит (Т играет роль обоих родителей, которых никогда не видел, придумывает голоса, манеры, выражение лиц. Мать - в виде рыдающей Мод Фрикерт, а отца - в виде громкоголосого, перебивающего всех Билли Графа):
"Мать" (слезливо): Почему... зачем он сделал это, м-р. Фаррелли?
Т (кладет локти на ручки кресла, откидывается назад, кончики пальцев вместе, смотрит на стулья и кивает головой): Я понимаю, что для вас это шок, м-р Джоунс, но профессионально это можно объяснить. Сыграла свою роль психодинамика...
"Отец" (громко перебивает): ЧТО ЭТО ЗА ПСИХОДИНАМИКА, ЧЕРТ ПОБЕРИ?
Т (Спокойно, с достоинством держит голову): Подождите, м-р Джоунс, я объясню вам, это означает что думал ваш дражайший сыночек... о, простите, бедный Джордж, и что он чувствовал. Видите ли (наклоняется вперед с намерением высказаться), у него был Эдипов комплекс.
"Отец" (громко перебивает): Какого черта еще за комплекс...?
Т (удерживающий жест рукой): Минуточку, минуточку, м-р Джоунс. Я как раз собирался это объяснить. Видите ли, он хотел трахнуть... извините... иметь сношение со своей матерью.
"Отец" (взрываясь): Проклятье!
Т (с полужестом, кивая понимающе): Знаю, знаю, м-р. Джоунс, но вы должны понять, таково уж мышление тех, кто заболел. Видите ли, такой импульс или желание было для него неприемлемым...
"Мать" (слезливо): О, слава Богу! Я никогда...
Т (перебивая продолжает): Поэтому он подавил в себе это желание и перенес его на вас, м-с Джоунс, Он был уверен, что вы хотите трах... ох, иметь сношение с ним.
"Отец" (взрываясь): Ох он, дерьмо! Я...
Т (успокаивая): Держите себя в руках, пожалуйста, м-р Джоунс...
"Мать" (в ужасе, оправдываясь): Я никогда, слышите, никогда не хотела этого! Это противоестественно...
Т (понимающе кивает): Знаю, м-с Джоунс. Но тогда он пережил ужас от вашего противоестественного чувства к нему и хотел даже убить вас...
"Отец": Черт побери! Я убью этого прыща!!!
Т (сдерживает, твердо): Слишком поздно, м-р. Джоунс... Но позвольте мне закончить мое объяснение (Оборачиваясь к "матери" теплым тоном): Но и эта мысль была для него неприемлема, он ее тоже отверг и тогда убил себя. Уж мы-то знаем, м-с Джоунс, что каждое самоубийство есть убийство. Ваш сын был убийцей в мыслях.
"Мать" (плаксиво): Ох, м-р. Фаррелли, не знаю, что и ...
"Отец" (перебивая): Проклятье, я рад, что он умер, раз уж он был таким...
Пациент (наблюдая за сценой, все более хмурился, скривив губы перебил терапевта злым голосом): Ну и сукин же сын! Вот еще одна причина, почему я не могу умереть. Ведь вы расскажете моим родителям всю эту чепуху, ложь, когда меня не станет!
Т (вежливо): А что тебе за забота? Ты будешь уже мертв, и какое тебе до этого дело?»
«Молодая, настроенная воинственно пациентка на первом же сеансе заявила в угрожающей форме, что иногда у нее случаются припадки "психомоторной расторможенности". Она тотчас получила информацию о том, что я сам подвержен таким "приступам": как бы не владея собой, я схватился за шейные мышцы так сильно, что голова у меня стала раскачиваться и трястись, затем уставился на пациентку злобным взглядом и, обнажив зубы, при этом руки у меня тряслись, а кричал я громче и громче, одновременно вставая из кресла и шагая в ее направлении. Сквозь стиснутые зубы я цедил объяснения, что такие "приступы" у меня бывают, и если она посмеет огорчить меня хотя бы на одном сеансе, то такой приступ неизбежен. Сказал, что прошу заранее прощения, если мне придется причинить ей боль, но на самом деле; я этого не хотел бы. Она испуганно скосила глаза, странно посмотрела на меня, кивнула головой и только потом произнесла: "О кей, друг, я поняла, я все поняла". (P.S. На беседах с ней подобное больше никогда не случалось).»
«Меня пригласили осмотреть депрессивную больную в возрасте тридцати лет. Персонал больницы не мог понять причину ее глубокой депрессии. Я задавал ей разнообразные вопросы в надежде спровоцировать ее на какой-нибудь намек о ее заболевании.
Терапевт (лаконично): Возможно, ты паршивая мать и знаешь это, поэтому-то у тебя три госпитализации.
Быстрота и уверенность, с которой она отреагировала, не давала сомнений, что проблема ее не в этом. Она чувствовала себя уверенно в роли матери.
Т (продолжает): Тогда дом у тебя похож на мусорную свалку. Наверное, костюм мужа давно не чищен и весь в грязи?
К (твердо): Нет и нет! Он почище, чем у многих в нашем городе. Иногда и не висит в шкафу, но ведь в доме маленькие дети!
И так продолжалось довольно долго. В ответ на мои пробные "забрасывания удочки" следовали точные уверенные ответы, дающие представление о ней как о хорошей матери, домохозяйке, соратнице в делах мужа, хорошей дочери и невестке, здоровье тоже было в порядке.
Т (устало): Ладно, Джорджия, ты прекрасна во всем, так что же тебя так угнетает?
К (смотрит в пол): Не могу говорить об этом.
(Мне вдруг подумалось: Ага, она сдается. Стоп, надо попробовать другое).
Т (ликует): Это ведь секс!
К (громче, смотрит прямо и сердито): Я же сказала, что не буду говорит об этом!
Т (самодовольно): Понятно, стыдишься своей извращенности.
Скоро я вытянул из нее причину депрессии: она испытывала "грязные, извращенные желания и чувства", но стыдилась их и боялась рассказать мужу, он бы "до смерти удивился". Терапевт поднял на смех ее страхи от желания заниматься оральным и анальным сексом в разных позициях и в разное время суток.
Т (недоверчиво): Ты, наверное, сексуальная маньячка, Как часто вы занимаетесь этим?
К (неразборчиво): последние 14 лет по 3 раза в неделю.
Т (делает подсчеты): Значит, это почти 2200 траханий за 14 лет! А сколько оргазмов ты испытала?
К (мрачно): Пять!
Т (удивленно): Пять? Откуда такая точность?
К (уверенно): Я считала.
Т (вопросительно): Вы уверены?
К (твердо): Абсолютно!
Т (со смехом обращается к присутствующим): Довольно слабая награда.
(Все смеются, пациентка тоже).
Эта беседа проходила во вторник, в четверг должен был прийти повидаться ее муж. Я попросил уведомить меня о его приходе. Сеанс, на который я попросил их быть вместе, я начал с изложения разговора, состоявшегося ранее. Объявив, что мы обнаружили причину трех госпитализаций жены, я заключил: "Дело в том, что у нее полно всяких грязных сексуальных желаний по отношению к вам, но она боится их высказать". Муж тут же наклонился в своем кресле вперед и, переведя взгляд с жены на терапевта, удивленно воскликнул: "Да? Даже так?" Терапевт рассмеялся, за ним все остальные, даже пациентка, сгорая от стыда, засмеялась независимо от своей воли. Терапевт объявил мужу, что назовет их случай "Миссис Абсолютный Нуль", потому что она "далеко не фригидна", ведь она испытала 5 оргазмов за 14 лет и 2200 половых актов. К этому времени пациентка уже смеялась без смущения и страха. Терапевт поинтересовался, во время их близости с мужем, "лежит ли она пассивно, как мумия Тутанхамона". Они оба согласились, что в основном так и происходит. Тогда терапевт посоветовал ей во время акта помогать мужу и не стесняться возбуждать себя мастурбированием и одновременным ласканием груди и сосков. "Старайтесь делать руками так, как вам приятнее всего, не обязательно руки должны быть на его спине, - а может быть, эрогенная зона для вас между его ключицами.
В то время, как все присутствующие смеялись, пациентка смущенно призналась, что она мечтала об этом, но думала" что это "ненормально".
Т (мужу): Вам не будет противно, если ваша жена поможет вам довести ее до оргазма?
Муж к этому времени уже пускал слюнки и с радостью заверил, что "это было бы прекрасно". Он попросил отпустить жену домой погостить. Терапевт согласился дать ей возможность "сделать кое-что по дому". "Что?" - в один голос, воскликнули супруги.
Т (откровенно): Я хочу, чтобы вы сделали три вещи: трахались, трахались и трахались. У вас на это четыре дня. Увидимся в понедельник утром.»
Фрэнк Фаррелли
Другие посты из рубрики «Цитаты» Я на facebook Я во вконтактике