Фрейд, дети и психология развития ч. 2

Apr 17, 2013 08:00



Основной погрешностью теории Фрейда, на мой взгляд, было излишнее сосредоточение на половом инстинкте.

С одной стороны это делало теорию весьма стройной, и обращало внимание на вполне очевидные факты, с другой - втискивало самого Фрейда и последователей в эти рамки, заставляя трактовать различные наблюдаемые поведенческие феномены, именно как проявление Либидо.

Кстати, с ним у Зигмунда всё было нормально. На этой фотке мы видим его с сыновьями Жаном Мартином и Эрнстом. По-моему красавцы?



Сообщают, что Фрейд был достаточно жёстким человеком не склонным к компромиссам. Должно быть этот факт, а кроме того, ограничение его теории рамками сексуальности, заставили его учеников отойти в сторону и разрабатывать свои направления в исследовании детского развития.

В первой части этого поста я пытался освежить в вашей памяти стадии развития Либидо, предложенные Фрейдом.
В этой чуть подробнее опишу оральную, фаллическую и Эдипову стадии, постаравшись разбить их на краткосрочные фазы, в соответствии с более свежими исследованиями психоаналитиков.

Психологи, продолжившие изучать ребёнка в рамках теории психо-сексуального развития, больше сосредоточились на развитии личности, изучая каким образом, психические структуры и функции появляются из врожденных схем, последствий созревания и индивидуального опыта.
Они сместили свои интересы с исследования подсознательного (Ид), на Эго - то, как личность организовывает и приобретает свой опыт в процессе развития.
Например, большинство их наблюдений показало, что стадии теории Фрейда - оральная, анальная, и тд, на самом деле не так ограничены во времени, взаимно переплетаются и недостаток приобретённого опыта на определённой стадии отнюдь не говорит о невозможности его приобретения на следующей.

Фрейд считал подростковую стадию взросления завершающей формирование личности. Некоторые его последователи имели другие мнения. Они считали, что развитие это процесс, происходящий всю жизнь, и дополняли психо-сексуальную теорию включением трех взрослых стадий: приобретение человеком способности к интимности, воспроизводству и интеграции Эго. Или, например, считали стадиями развития беременность и воспитание ребёнка. Я с этим полностью согласен.

Развитие с точки зрения гештальтпсихологии это обретение равновесия между организмом и окружающей средой. Как только равновесие вследствие внутренних или внешних факторов нарушается, организм вынужден восстанавливать его с помощью саморегуляции.
Он подстраивается под окружающую среду, либо разрушает её. О результате этого процесса мы можем говорить как о поражении - травме и незавершённости, либо победе - адаптации и обретении равновесия.
Исходя из этого, развитие это неоднородный и постоянный процесс, состоящий из отдельных элементов и обязательно содержащий кризисы - моменты напряжения. Кстати, почти все исследователи развития отмечали, что регресс, является его обычным элементом, когда личность как будто возвращается к старому поведению или реакциям.

Развитие ребёнка это периодический конфликт с внешней средой, которой на первых порах является для него мать. Главным образом, когда он переживает конфликтные желания между потребностью в материнской любви и желанием неограниченного удовлетворения. Например, вместо пачкания и достижения анального удовлетворения, у него в психике образуется элемент, который заставляет его быть чистым, в соответствии с желаниями матери. С одной стороны это жертва, но жертва создающая гармонию.

Первые четыре месяца после рождения, ребёнок находится в полном слиянии с окружающей средой. Самое лучшее название для этой фазы - безобъектная . Ребенок привязан скорее к доставляющим удовольствие функциям, предоставляемым матерью, чем к матери как "целостному объекту". Он заранее подготовлен к взаимодействию с матерью и совокупно с ней представляет единую систему, основанную на взаимодействии и обратной связи. Главной задачей для матери и младенца является регуляция и стабилизация циклов сна-бодрствования, дня-ночи и голода-насыщения для сохранения гомеостатического равновесия.
Обнаружено, что сосательные ритмы младенца взаимодействуют с психофизиологией рефлекса выделения молока у кормящей грудью матери. Системы настолько тонко скоординированы, что младенец предвидит приближающееся кормление.

Фишка в том, что многие психические функции «предпрошиты» в младенца. Здесь, мы видим объективность генетического взгляда, на котором построена теория Фрейда. Например, ребёнок испытывает удовольствие при сосании, т.е. при стимуляции слизистой оболочки рта, но это удовольствие не связано с насыщением, т.е. приносит удовлетворение само по себе.

Многие родители думают, что двух или трёх месячный ребёнок улыбается, когда видит их, т.к идентифицирует. Однако опыты проведённые психологами показали обратное: когда детям в этом возрасте предъявлялся шар, с нарисованными на нём человеческими чертами, улыбка следовала с той же частотой. Таким образом, мы можем заключить, что психика ребёнка содержит врождённую сигнальную функцию, привлекающую родителя и облегчающую взаимодействие с ним.

Человеческий детеныш входит в жизнь, обладая пятью высокоорганизованными поведенческими системами: он способен сосать, плакать, улыбаться, цепляться, а также следовать или ориентироваться.
Некоторые из них действуют с рождения, другие созревают позже. Они активизируют систему материнского поведения, благодаря которой младенец получает обратную связь. Эта обратная связь инициирует у него определенное поведение, определяющее привязанность. Если инстинктивные реакции младенца пробуждены, а материнская фигура недоступна, результатом являются тревога разлуки, протестующее поведение, печаль и страдание.
Драматичное и опустошительное воздействие оказывает на ребенка недостаточная стимуляция в течение первого года жизни. Дети, у которых удовлетворялось чувство голода, но отсутствовало взаимодействие с матерью и которые были предоставлены сами себе, испытывали глубокие задержки во всех сферах развития.

Примерно с 4-6 месяца развития у ребёнка начинается следующая важная фаза, которую я бы назвал агрессивной , а именно:
Начинают резаться молочные зубы, что создаёт возможность для разрушения внешней среды, а не только для конфлюэнции (слияния с ней путём сосания). В возрасте от семи до девяти месяцев появляется связанный с раздражителем, короткоживущий, ситуационно-специфический объектно-направленный гнев в ответ на ограничение и фрустрацию.
У ребёнка в отношении матери запускается психический процесс «разделения индивидуализации». Суть этого процесса в том, что у него появляется осознание возможности независимого функционирования, а кроме того, он начинает воспринимать себя как индивидуальную фигуру.
В этот же период, у него возникает интерес к объектам внешнего мира и формируется стойкая привязанность к матери, которая выражается в появлении «привычной улыбки».

На втором году жизни, в ходе анальной стадии ребенок получает удовольствие от анального и уретрального функционирования. Эту фазу развития, я бы назвал фазой контроля .
Он наслаждается удерживанием и испусканием, а также прикосновениями, разглядыванием и обнюхиванием фекалий. При достижении большего контроля над сфинктером, удерживание и испускание фекалий и мочи так же могут стать способами получения аутоэротичного удовольствия.
В это же время в мозгу идёт активная миелинизация нервных волокон, а в мозжечке развиваются клетки Пуркинье - большие древовидные нейроны, ответственные за моторику и координацию в пространстве.
Анна Фрейд полагала, что в этот период ребёнок способен проявить к матери наиболее зрелое чувство любви, т.к. к нему ещё не примешиваются зависть и конкуренция, возникающие на фаллической (Эдиповой) стадии.
В этот период ребёнок всецело настроен на мать, поэтому он пострадает в любом случае. Дело в том, что мать всё-таки отдельный организм и поэтому просто не может (и не должна) оправдать все его ожидания. Как отмечают психологи, в этот период самое лучшее, что может сделать мать в отношении ребёнка - активно зеркалить, т.е. отражать его настроения, «возвращая» ему его же эмоции.

Следующая фаза связана с прямохождением и называется фазой практики . К её завершению, между пятнадцатым и восемнадцатым месяцем, ребенок обретает способность более надежно сохранять и воспринимать образ матери, а кроме того представления о себе самом и объектах.
В отсутствие матери, ребенок проявляет феномен, который назвали "ключевым снижением" - уменьшением интереса к окружающей среде, тревожностью и озабоченностью. Длительная разлука с матерью имеет вредоносные последствия: по возвращении к матери ребенок может смотреть на ее лицо с каменным безразличием, как на незнакомого человека, как бы намекая на то, что изменилось его внутреннее отношение к ней.
Возникает новое поведение: начинающий ходить ребенок пробует активно коммуницировать с матерью, проявляет интерес к людям, отличающимся от матери, к отцу, к братьям и сестрам, появляются попытки имитировать мать или отца. Теперь манипулировать реальностью с помощью мысли, а не только с помощью действий, что, также говорит о том, что он осознаёт себя как индивидуальность.

Иногда, где-то от шестнадцати до восемнадцати месяцев возникает фаза воссоединения , которая характеризуется аффектом и колебаниями между любовью и ненавистью. Находящийся в этой фазе ребёнок, может быть расстроен даже тогда, когда мать доступна. Колебания настроения и вспышки капризности сопровождают чередующееся поведение отдаления и прилипания. Это кризисный период, в который ребёнок начинает не только наслаждаться манипулированием окружающей средой, но и осознаёт собственную беспомощность и разделение. Ребёнок цепляется за мать, проявляет тревожность и как бы «деградирует».

В современной психоаналитической теории принято считать, что существуют раздельные линии психосексуального развития и половой идентификации для мужчин и для женщин. Это вполне логично, т.к. названия фаллическая или Эдипова стадия, вполне позволят нам обвинить дедушку Фрейда в сексизме. Более корректным названием для неё является - инфантильная генитальная фаза .
Девочка становятся эротически чувствительной, она устанавливает местонахождение своих гениталий и изучает возможности достижения возбуждения при помощи стимуляции клитора и вагины.
Она испытывает зависть к пенису. Кроме того идеализирует материнское тело, завидует ее развитой груди и соперничает с ней - в этот период многие девочки испытывают желание иметь ребёнка и чувствуют влечение к отцу.

На третьем году жизни она начинает демонстрировать целый ряд новых манер поведения. Возрастающий эксгибиционизм, озабоченность анатомическими различиями или восторженность телами и гениталиями обоих полов, мастурбация. На этой стадии девочка должна принять модель женской половой роли и разрешить Эдипов конфликт, связанный с конкуренцией и стыдом, в пользу матери.

Внимание мальчика так же сосредоточено на гениталиях. Он идеализирует отца и его пенис. С другой стороны он концентрирует свои желания на матери, а отца воспринимает как соперника. После этого, он начинает опасаться потери любви и наказания от отца, который, несмотря на конкуренцию, остаётся идеализированным объектом.

Девочка концентрирует свои либидные желания на отце. Мать, тоже идеализированная ей видится как соперник. Эти желания порождают громадный конфликт из-за сильнейшего соревнования любви и ненависти, зависти и враждебности, которые только усиливаются при идентификации с каждым из родителей и желанием любви каждого из них.

В случае если родители наносят травму, грубостью или недостаточной эмпатией ребёнок испытывает нарциссический гнев. Ситуация становится незавершённой и может стать зацикленной в более позднем возрасте.
В этот период ребёнок ищет близости и привязанности к родителю, идентифицируясь с ним, он формирует у себя выраженные половые качества - мужественность или женственность. Он стремится к похвале, восхищению соревнуясь с родителями и намеренно выделяя свои достоинства.
Именно на этой стадии формируется Суперэго - структурный компонент психики сформированный взаимодействием с родителями и авторитетами. В случае удачного завершения инфантильной фазы - завершения Эдипова комплекса ребёнок получает способность к различным качествам, которые имеют приставку - само: контролю, защите, коррекции и наказанию. У него формируются идеалы, которые в будущем помогут или помешают ему взаимодействовать с собой и другими.

В заключение этого поста, я хочу озвучить несколько парадоксальное утверждение. Оно состоит в следующем: несмотря на то, что детские и младенческие травмы, считаются основой для формирования неврозов, они являются нашей собственной и единственно возможной дорогой к индивидуальности.
Приведу простой пример: если бы моё детство было менее травматичным, тогда я, скорее всего не стал бы психологом, а значит, не смог бы сейчас помогать людям и заниматься той работой, которую я нежно люблю.
Поэтому, когда я вспоминаю особенно ужасные моменты своего «трагического и несчастного» детства, я произношу про себя: мама и папа, спасибо вам за то, что вы дали мне жизнь, этого вполне достаточно!

Смотрите новое видео моего проекта "Волшебная таблетка" на Youtube!

🔽 Реальная психотерапия в действии! 🔽

image Click to view

дети и родители, научно-популярное

Previous post Next post
Up