Для тех, кто не знает:
Циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», - нормативный акт периода контрреформ, подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения И. Д. Деляновым.
По сути этот закон ограничивал в получении образования низшие классы общества:
«гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Практически в любом приличном обществе считается само собой разумеющимся поддерживать идею о необходимости постоянного повышения образовательного уровня всех членов социума. Выступать же против этого является жутким моветоном и ретроградством.
Но если взглянуть трезво - что будут делать эти высокообразованные люди, чем заниматься? Ведь тогда, в конце 19 века, не от хорошей жизни решили ограничить доступ к образованию той прослойки общества, которая не имела капитала. Дело в том, что экономическая система того времени была неспособна переварить такое количество образованных людей и они оказались за бортом. Отсюда, кстати, и огромное количество революционеров-разночинцев именно в ту эпоху.
Чтобы было яснее - в СССР был не один талантливый организатор и инженер С.П. Королев, но место Генерального Конструктора было только одно. Это же относится и к более скромным должностям.
Проблемой нашего времени является то, что в отличии от прежних веков, когда надобность в образованных людях поступательно и неуклонно увеличивалась, теперь она сдувается.
В предыдущие десятилетия были необходимы массы людей способных проводить грамотные технические расчеты. Это всевозможные чертежники, расчетчики конструкций и уймы чего прочего. Тысячи людей способных работать с логарифмической линейкой или калькулятором, брать производные и дифференциалы. Быть если и не ведущими специалистами, то людьми способными разработать серьезный блок в изделии, просчитать отдельную опору моста, ...
Сейчас же рядовые инженерные и технические кадры вполне заменяет вычислительная техника. Задачи отдела в котором раньше работало 50 человек, ныне вполне заменят 5 с пакетом программ по специальности, плюс плоттер с принтером, которые оставят без работы несколько чертежниц из другого отдела.
Экономическая целесообразность в прежнем количестве действительно грамотно-образованных людей катастрофически снизилась.
Если мы продолжим образовательные программы на прежнем уровне, то в результате получим уйму людей, знания и способности которых будут невостребованы:
- Языком владеете?
- Да.
- Тогда будете приклеивать марки к конвертам.
Это высказывание приписывают А.А. Фурсенко - бывшему министру образования и науки РФ:
…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других
Кто его за эту откровенность только не шпынял, правда он забыл добавить, что эти "творцы" во многом СССР и съели, искренне считая, что достойны большего и, кстати, они были правы, по своему образовательному и во многом связанным с ним интеллектуальным уровнем они были, действительно, достойны большего.
Это же произойдет и с любыми другими странами с любыми политическими и экономическими системами, если доля образованных людей критически превзойдет количество экономически необходимых. Их просто нечем достойным будет занять. Трое из пяти человек способных исследовать, например, вопросы генома, будут работать в лучшем случае в клинике по клонированию собак и кошек. И это еще повезет, если как-то связано со специальностью.
Дело даже не в высоких расходах на образование, которое себя не окупит. Дело в психологическом самочувствии этих людей, способных на гораздо большее, но вынужденных довольствоваться низкоинтеллектуальной работой. Они будут понимать, что это не их мир и не их система.
Открыто, конечно, лишать образования чревато, но необходимо снижать образовательный уровень в основной части учебных заведений, а молодежи получать высшее образование по специальностям стрижки собак и укладке сена в стога - пущай гордятся дипломами о Высшем Образовании. Можно еще готовить в ВУЗах блогеров и прочих сетевых хомячков, сложно только найти им читателей - с этой проблемой я знаком не по наслышке. Кстати, вот и необходимая в нынешнее время, при его избытке всевозможных писателей, специальность - дипломированный читатель.
ЗЫ: Много слышу насмешек про наше время, как эпоху постмодерна, где факты стали не важны. Смею предложить свое объяснение этому явлению - естественная реакция на осмысленное снижение образованности общества, которое уже вовсю происходит. Дракончик ныне куда понятнее звездолета.