Актуален ли циркуляр "о кухаркиных детях" сегодня

Mar 08, 2021 10:04





Для тех, кто не знает:

Циркуляр  «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о  кухаркиных детях», - нормативный акт периода контрреформ, подписанный 18  (30) июня 1887 года российским министром просвещения И. Д. Деляновым.

По сути этот закон ограничивал в получении образования низшие классы общества:

«гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров,  лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям  коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе  не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Практически  в любом приличном обществе считается само собой разумеющимся  поддерживать идею о необходимости постоянного повышения образовательного  уровня всех членов социума. Выступать же против этого является жутким  моветоном и ретроградством.

Но  если взглянуть трезво - что будут делать эти высокообразованные люди,  чем заниматься? Ведь тогда, в конце 19 века, не от хорошей жизни решили  ограничить доступ к образованию той прослойки общества, которая не имела  капитала. Дело в том, что экономическая система того времени была  неспособна переварить такое количество образованных людей и они  оказались за бортом. Отсюда, кстати, и огромное количество  революционеров-разночинцев именно в ту эпоху.

Чтобы  было яснее - в СССР был не один талантливый организатор и инженер С.П.  Королев, но место Генерального Конструктора было только одно. Это же  относится и к более скромным должностям.



Проблемой  нашего времени является то, что в отличии от прежних веков, когда  надобность в образованных людях  поступательно и неуклонно  увеличивалась, теперь она сдувается.

В  предыдущие десятилетия были необходимы массы людей способных проводить  грамотные технические расчеты. Это всевозможные чертежники, расчетчики  конструкций и уймы чего прочего. Тысячи людей способных работать с  логарифмической линейкой или калькулятором, брать производные и  дифференциалы. Быть если и не ведущими специалистами, то людьми  способными разработать серьезный блок в изделии, просчитать отдельную  опору моста, ...

Сейчас  же рядовые инженерные и технические кадры вполне заменяет  вычислительная техника. Задачи отдела в котором раньше работало 50  человек, ныне вполне заменят 5 с пакетом программ по специальности, плюс  плоттер с принтером, которые оставят без работы несколько чертежниц из  другого отдела.

Экономическая целесообразность в прежнем количестве действительно грамотно-образованных людей катастрофически снизилась.

Если  мы продолжим образовательные программы на прежнем уровне, то в  результате получим уйму людей, знания и способности которых будут  невостребованы:

  • Языком владеете?
  • Да.
  • Тогда будете приклеивать марки к конвертам.
Это высказывание приписывают А.А. Фурсенко - бывшему министру образования и науки РФ:

…недостатком  советской системы образования была попытка формировать человека-творца,  а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного  потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами  творчества других

Кто  его за эту откровенность только не шпынял, правда он забыл добавить,  что эти "творцы" во многом СССР и съели, искренне считая, что достойны  большего и, кстати, они были правы, по своему образовательному и во  многом связанным с ним интеллектуальным уровнем они были, действительно,  достойны большего.

Это  же произойдет и с любыми другими странами с любыми политическими и  экономическими системами, если доля образованных людей критически  превзойдет количество экономически необходимых. Их просто нечем  достойным будет занять. Трое из пяти человек способных исследовать,  например, вопросы генома, будут работать в лучшем случае в клинике по  клонированию собак и кошек. И это еще повезет, если как-то связано со  специальностью.

Дело  даже не в высоких расходах на образование, которое себя не окупит. Дело  в психологическом самочувствии этих людей, способных на гораздо  большее, но вынужденных довольствоваться низкоинтеллектуальной работой.  Они будут понимать, что это не их мир и не их система.

Открыто,  конечно, лишать образования чревато, но необходимо снижать  образовательный уровень в основной части учебных заведений, а молодежи  получать высшее образование по специальностям стрижки собак и укладке  сена в стога - пущай гордятся дипломами о Высшем Образовании.  Можно еще готовить в ВУЗах блогеров и прочих сетевых хомячков, сложно  только найти им читателей - с этой проблемой я знаком не по наслышке.  Кстати, вот и необходимая в нынешнее время, при его избытке всевозможных  писателей, специальность - дипломированный читатель.

ЗЫ:  Много слышу насмешек про наше время, как эпоху постмодерна, где факты  стали не важны. Смею предложить свое объяснение этому явлению -  естественная реакция на осмысленное снижение образованности общества,  которое уже вовсю происходит. Дракончик ныне куда понятнее звездолета.

экономика, политика, Россия

Previous post Next post
Up