Русский писатель Дмитрий Глуховский, недавно заявивший о своей оппозиции путинскому режиму и покинувший Россию, где на него теперь вешают собак, дал
интервью на сайте БиБиСи.
В частности, его спросили: "Украинская писательница Оксана Забужко в одном из в своих недавних эссе сформулировала вопрос: как читать русскую литературу после Бучи? Вы понимаете, о чем она говорит, и как бы ответили на этот вопрос?"
Как видим, вопрос коснулся русской культуры и, в частности, литературы, с недавних пор самой больной темы для русского интеллигента. Можно ли к русской культуре относиться как прежде? Не пора ли ее "отменить", чем и занимаются многие на Западе? (Это такая резкая форма неприятия всего русского, против чего выступает большинство русских интеллигентов, и их позиция понятна: они как бы против Путина, но резко за русскую культуру с ее великой литературой.)
Писатель ответил: "Есть масса авторов, которые писали именно о том, как система из поколения в поколение ломает человеческие судьбы, стравливает людей, убивает их, калечит миллионы, именно об этом и говорят".
Этот ответ и стал причиной нашей реплики. Обратите внимание, чем занимаются русские писатели, согласно Глуховскому: они больше двух столетий критикуют систему, то есть власть. Мол, так уж несчастливо сложилось в истории русского народа - у него плохие власти. Князья да цари, секретари компартии да президенты. Но сам народ - не виновен, он мученик, попавший как кур в кислые щи, он жертва!
Именно об этом говорят оппоненты Глуховского: если исходить из вашего определения сути и целей великой русской литературы, то не потому ли как раз и надо усомниться в ее легитимности? Ибо она внушает ложь, когда показывает, насколько невиновен простой русский человек, как он слаб и что его надо защищать. Так говорят оппоненты.
Принято считать, что вся русская литература вышла из "Шинели" Гоголя. Да в той же шинели и пошла гулять по миру, внушая людям, извините, ложное человеколюбие. Почему ложное? Потому что людей надо любить, тут спора нет, но откуда взяли, что Акакий Акакиевич имеет отношение к роду людскому?
Не в нем ли самом беда, в русском бедном человечке? Не он ли сам установил себе каннибальскую власть? Не он ли сам, бедненький, слабый, премилый Акакий Акакиевич, оседлав трон, превращается в лютого Николая Второго, погубителя народов Европы и своих же соплеменников?
В русском этносе четко прослеживается три слоя: народ, власть и интеллигенция. Основная масса - это народ, бедные и безропотные акакии акакиевичи, которым не всем было дано подняться до уровня мелких чиновников в имперском Питере и обзавестись шинелью, но так они и прозябали на земле в качестве крепостных, мелкого люда, слободских да горожан, планктона чиновничьего. Просто русские люди, те, кого Бунин обозвал в сердцах быдлом.
Есть власть, те же простые русские люди, которые дорвались до верха и теперь в пух и перья рвут своих же русских на части, чтобы править, командовать, баровать да издеваться. "Угнети нижнего своего".
И есть чудом возникшая тонкая прослойка интеллигенции. Это те, кто создал в России все, что есть в ней положительного: культуру, нравственность, литературу, мораль, сам русский язык, на котором, как оказалось, можно говорить без мата. Тонкая прослойка, но обнаружилась в ней странная тенденция: любит свой народ. Эакая неестественная страсть.
Народ обожает своих правителей, хотя и с оговоркой: "царь хороший, боляре плохие". Правители в упор не видят своего народа, считая его пылью под ногами. Повторим, власть это и есть самые яркие представители своего народа: Акакий Акакиевич в позументах и при фанфарах.
Народ люто ненавидит свою интеллигенцию. Власть эту интеллигенцию гнобит, хотя сама не прочь прикинуться культурной и образованной. Правда, у нее не очень получается.
Самое интересное с интеллигенцией. Она, повторим, обожает народ, считает его смыслом своего существования, словно для службы ему, своему народу, она и создана. (Хотя, понятно, что больше половины этой интеллигенции с удовольствием будут прислуживать властям и поучаствуют во всех властных мерзостях, но мы-то говорим о настоящих интеллигентах, а не о Газманове и Михалкове, верно?) При этом интеллигенция, настоящая интеллигенция, всегда стоит в оппозиции к власти. Как например, писатель Глуховский - да и остальные с ним тоже: Солженицын, Варлам Шаламов, - он именно эти имена и назвал в интервью.
Вопрос: есть ли русская культура после Бучи? По Глуховскому, еще как есть! Её-де отменить нельзя. Она велика и выступает против собачьей русской власти. Надо бы нам, образованным и воспитанным русским людям, поддержать свою культуру, не дать её отменить, а вместе с тем надо бы помочь оболваненному народу потрясти головой и сбросить с себя морок веры в пропаганду.
Похоже, что тут, согласно оппонентам Глуховского, и обретается ошибка писателя. Если бы русская культура обличала звероподобие русского человека, а не власти - имело быть смысл дать ей шанс на дальнейшее существование среди европейских, человеческих культур. Но русские писатели русского человека облагораживали, наделяли человеческой душой - и в этом их просчет.
[Правды ради отметим, что большие писатели - Чехов, Горький, Салтыков-Щедрин, тот же Бунин - часто писали о русском человеке такое, что прочтешь и кровь стынет! Но согласитесь, не эта сторона их творчества вошла в мировую сокровищницу, а что-то другое, о чем Глуховский теперь и заявляет: настоящий русский писатель традиционно обличает власть, а не народ. Народ хорош и обижаем.]
Короче, Буча - вот где обнаружилось истинное лицо русского человека. Акакий Акакиевич, повесив на себя автомат, показал себя во всей красе. Он, а не его власть, все эти путины, шойги и бастрыкины со скабеевыми. Только он и есть убийца, мародер и насильник!
Не телевизор ему подсказывает, каким ему надо быть, а он сам диктует телевизору, что тот должен ему ежедневно вдалбливать в голову: "Ты крут, ты самый боевой на свете, тебя все боятся. Вокруг одни враги, убей врага!" Ибо такова душа русского человека, никогда никакой культуры не видевшего, а занятого всю жизнь притворством - и в культуре и в человекоподобном поведении. Ничего кроме притворства и жестокости в России отродясь не было и, похоже, не будет. Одни разрушения, убийства, вранье, насилие и погань.
Ввалится непрошенный Акакий Акакиевич к вам в дом, все поломает, насрет на стол да еще заявит, что виноват не он, а Путин.
Похоже на то, что русская культура сама себя отменила. Причем задолго до Бучи.
Наверху: "Утро в сосновом лесу под Бучей"