У меня деды воевали и в Красной Армии и в УПА. И если дедов-повстанцев я в живых не застал (тех, кто пережил войну, ждали лагеря и всё такое), то дедов-красноармейцев помню хорошо, как и то, что разговоров про ту самую войну они настойчиво избегали, и никаких дней победы не отмечали. Этот ветеранский феномен был заточен под идеологическое воспитание всяких пионеров, а сегодня в России превратился в культ, который и назвали метко «победобесие».
В этом культе уже не имеет значения дед реальный, который влачит жалкое существование в какой-нибудь костромской деревне. Значение имеет героический образ и его проекция на современное противостояние между двумя цивилизациями. В ней этот героический дед противостоит «объединенной Европе», что делает прозрачными текущие параллели.
Наш национально-сознательный дискурс под руководством того же института национальной памяти настойчиво пытается втиснуть в роль этих «дедов» повстанцев из ОУН и УПА. Получается, честно говоря, так себе. Если в Галичине и на Прикарпатье процесс, таки, пошел, то уже на Буковине, Закарпатье и Волыни стал буксовать. На восток от Збруча этот дискурс остался непонятым. Почему?
Не потому что борьба повстанцев против оккупантов была менее героической, а в силу территориальной распространенности ОУН и УПА. Этот «дедовский» культ (как и всякий другой языческий) будет успешным только в том случае, когда он основывается на реальных предках, когда местное население непосредственно связано с этими самыми ветеранами-дедами. В случае с Красной Армией это реализуется легко - мобилизация туда была действительно массовой. В случае с повстанцами это работает не везде. Все-таки бандеровские подпольщики и партизаны действовали в условиях оккупации и противостояния с другими подпольно-партизанскими структурами.
Сеть сегодня превратилась в актуальное поле виртуального боя, где война получила продолжение. Идет битва между этими самыми «воевавшими дедами». Украинских дедов там возглавляет Бандера, российских - Сталин. Имеются и переходные формы. Например, украинцы в РККА, которые поняли, что бандеровцы хорошие, а с другой стороны - украинские нквдисты и прочие «стрыбки». Что характерно, реальные деды к этому всему не имеют никакого отношения.
Главные правила: наши деды - герои, ваши - стреляли в спину (чекистские каратели) или просто глупенькие жертвы режима (бессмысленные самоубийцы по схронам). Наши деды если и допускали жестокости, то это была суровая необходимость, ведь ваши первые начали. Ну и коронное, если бы не «деды», то и тебя бы не было, ибо твоих предков сгноили бы фашисты (вывезли бы в Сибирь по приказу Берии и Жукова).
Я несколько равнодушен к ежегодной военной истерике в России, но наши попытки втиснуть повстанцев в этот пропагандистский дискурс меня беспокоят. У восточного врага все более-менее понятно: там большинство (по крайней мере на словах) все устраивает: вот деды, которые сделали подвиг, вот мы, которые пожинают заслуженную дедами счастливую жизнь. Гуманизм и либерализм - это все выдумки проклятых пиндосов, которые мечтают развалить нашу Россиюшку.
Тем временем Украина как бы пытается присоединиться к кругу тех стран, в которых не принято возвеличивать идеалы интегрального национализма, идеологии ОУН и УПА. Но это такое…
По-настоящему изменить общество в принципе невозможно без критического подхода к самому себе и к собственной истории. А какая самокритика возможна, когда имеешь перед собой кристально чистых дедов (типа, «Червоного» из Кокотюхи), которые в любом случае оказываются правыми.
Сожгли деды польское село на Волыни? Виноваты польские власти, которые 13 лет тому применили жесткие полицейские меры против «саботажной акции» ОУН в Галичине. Расстреляли семью верующих за то, что они отказались принимать участие в казни пленного офицера-нквдиста? Нужно чтобы был порядок. И вообще все эти истории льют воду на кремлевскую мельницу. Как говорил один мой оппонент: «Не сломалось, не чини».
Мне приходилось в живую общаться не только с ветеранами Красной Армии и УПА. Лично был хорошо знаком с тремя ветеранами Вермархта, одним ветераном румынской армии Антонеску, несколькими участниками вспомогательной полиции и «дивизійників» из 14 Division Grenadiere der Waffen-SS «Galizien». Один мой знакомый успел повоевать и в Вермархте и у югославских партизанов Тито. По отдельности все они произвели впечатление хороших людей. И единственный вывод, который я сделал, российской пропаганде «победобесия» не стоит вообще ничего противоставлять, оставив его по другую сторону цивилизационной границы.