"О детском рисовании"

Sep 07, 2014 00:28

Прочитала книгу Марины Озеровой, психолога, методиста и руководителя творческих кружков, «О детском рисовании».  Книга популярна среди мамочек (ну и, возможно, исключительных папочек), наверное, в том числе и и-за того что издана Студией Артемия Лебедева.  Книга вроде и не открывает никаких  заоблачных истин, но заставляет задуматься об очевидных вещах, которых мы, как родители, усердно стремящиеся «поспособствовать» развитию ребенка, постоянно забываем. Главные посылы для меня:
- рисунок соответствует этапу развития ребенка и не стоит насильно толкать его на следующую ступеньку
- наша задача как взрослых - не заставить ребенка рисовать реалистически, а помочь ему развить фантазию.




А теперь немножко подробнее:

  • Ребенок развивается по более-менее стандартной траектории: на каждом этапе ребенок осваивает те умения и навыки, к которым он на данном этапе готов  его организм с точки зрения зрелости моторики, восприятия, и других психических функций. «Толкание» ребенка вперед, на этап, к которому он не готов и на котором постоянно ощущает провалы, может привести к появлению у ребенка чувства неуверенности, а также мешает полноценному развитию навыков, которые находятся в эпицентре развития в данный момент.
  • Озерова подробно расписывает этапы развития зрительного восприятия детей, памяти, моторики и становления их художественных навыков, начиная со стадии каракулей; рассказывает, какие изобразительные средства наиболее подходят на каком этапе. Грубо говоря: вначале краски, пальчиковые, гуашь, потом добавляются карандаши. Фломастеры рекомендуется использовать позже, почти в дошкольном возрасте, потому что они не дают ребенку возможности познать, как варьируется линия в зависимости от силы нажатия, не дают познать премудрости смешения цветов. Кстати, рекомендуется выделять пространство для рисования - не маленький кусочек стола, а, например, пол, застеленный клеенкой, или приклеенный  на стену лист.
  • Рисунок  значим: это отражение видения мира ребенком, это ЕГО взгляд на мир. Если он рисует головоногов, значит, так надо.  И еще: не надо выпытывать у ребенка, что он рисует, а-ля «а это человечек?» или «давай дорисуем хвостик, получится собака». Пусть сам осмысливает свои художества, ищет в них ассоциации. Как только малыш придет к осознанному рисованию, он сам будет комментировать рисунки. Я была этим лично очень грешна. Перестала подсказывать Сане и открыла для себя много интересного. Вот тут две палки сверху - «это он висит» :) А ну да - раскраска у нас теперь заткнута куда-то на полку.



  • Не стоит навязывать ребенку стандартные «реалистичные» образы.  Задача взрослого - помочь ребенку мыслить творчески, а не копировать шаблоны. Озерова рекомендует предлагать ребенку абстрактные темы для рисования , что-то вроде «нарисуем радость». Рисуем вместе с детьми разные абстракции, показываем своим примером приемы рисования, но не заставляем рисовать стандартные солнышки и человечков.
  • Кстати, яркие мульт- и книжные образы очень прочно оседают в головах ребенка и приводят к тому, что ребенок начинает пытаться их копировать вместо того, чтобы создавать свои образы. Для развития фантазии Озерова предлагает почаще не читать, а рассказывать детям сказки/истории.
  • Озерова делится многочисленными упражнениями для развития  разных сторон восприятия: угадывание предмета в незаконченных рисунках, соотнести предмет и его тень (Сашка оооочень любит это занятие, вот тут примеры карточек для печати), проведение аналогий (что на что похоже, что бывает… круглым) и проч.
В общем, хорошая книга, заставляет задуматься и найти фолты в тривиальных моментах рисования в режиме родитель-ребенок, содержит разные вдохновляющие практические нужности - highly recommended :)

книги, дети

Previous post Next post
Up