При всем моём уважении к Зигмунду Фрейду (а мы, между прочим, учились в одном университете), мне представляется неоспоримым суждение, что фрейдовское понимание бессознательного является всего на всего симплификацией теории условного рефлекса, разработанной первым русским нобелевским лауреатом Иваном Ивановичем Павловым. Если быть кратким, то необходимо упомянуть, что в основе поведения человека лежит сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов. Условно говоря, мозг - это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Взаимодействие этих процессов и приводит к усилению или ослаблению рефлексов. К такому выводу пришел создатель русской физиологической школы Иван Михайлович Сеченов.
Сеченов разделил все рефлексы на два вида: врождённые рефлексы, которые достаются людям от предков, и приобретённые рефлексы, которые возникают в течение жизни в результате обучения. Павлов, являющийся последователем Сеченова, развил данную теорию, придав ей новую классификацию. Рефлексы по Павлову могут быть безусловные и условные. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни. Можно выделить пищевые, оборонительные, ориентировочные и половые безусловные рефлексы. Все безусловные рефлексы по своей сути групповые и поэтому воспроизводятся из поколения в поколение. А вот условные рефлексы наоборот индивидуальны. Каждый условный рефлекс - это результат определённого опыта, который формируется на основе уже имеющихся безусловных рефлексов. Для образования условных рефлексов необходимо сочетание во времени двух раздражителей: безразличного для данного вида деятельности (свет, звук, например, для пищеварения) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс (пища). Классический пример условного рефлекса: если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, а желудочный сок начинает выделяться как реакция на звонок даже при отсутствии мяса.
Так к чему это я и при чём тут Фрейд? Знаменитый австрийский психоаналитик считал, что трансформировать бессознательное в область сознательного обычными средствами невозможно. Данную функцию может выполнить лишь специалист такими методами как гипноз или толкованием свободных ассоциаций. Павлов же считал, что бороться с условными рефлексами можно и даже нужно. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём успешны лишь те, кто быстро отвечает на эти изменения. Условный рефлекс является тем тормозом, идентификация и осмысления которого необходимы для того, чтобы идти в ногу со временем. В противном случае - фрустрация и разочарование. Вывод напрашивается сам за себя: читайте и цитируйте Павлова, а не Фрейда. А лучше обоих. При этом не стоит забывать, что Павлов - светоч науки, а Фрейд - талантливый писатель, изобретший выгодный массовый продукт (или научный фейк) с применением физиологических терминов. Но тут уж каждому своё: кому-то астрономия, а кому-то астрология.