О гуманитариях и технарях

Jun 29, 2016 01:19

Прекрасный текст Светланы Ройз о гуманитариях и технарях:




“О гуманитариях и технарях, разных типах мышления и о мозге. В моей семье я пока единственный гуманитарий. Не то, чтобы семейство было исключительно технически-логическим- у нас все пишущие и чувствующие - и я их называю - "латентными гуманитариями". Но мои "латентные" родственники меня крепко за гуманитарность троллят. :-) Уже став взрослым психологом, я начала исследовать "математическую тревожность" - разновидность школьных тревожностей, которая больше связана не с самой математикой, а со страхом ошибки. И поняла, что часто школьников делят на гуманитариев и технарей, исходя из "внешней успешности" - школьных оценок, а не по реальным способностям. (Ребенок может быть "неуспешен" в предмете, потому что, например, пропустил азы, не повезло с конкретным преподавателем или системой обучения, видит только одну грань предмета, а не всей дисциплины), или, например - ученик - "технарь" решает, что лучше перейдет на "гуманитарную сторону силы" , потому что алгебра ему дается легко, а пространственные задачи из геометрии - воспринимаются сложно. гуманитарий - это не тот, у кого оценки по гуманитарным дисциплинам лучше. А технарь - не тот, кто косноязычен, не любит читать и писать сочинения. :-)
Если поставить перед собой задачу - развить какое-то качество или способность - мы можем создать зону ближайшего развития и таки развиться :-)
Например, "тренируя" теменную часть мозга - (у теменной доли множество красивых и полезных функций - контролирует речь - Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краев, губ, щек, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д, тактильные, болевые, пространственные и температурные ощущения.))
- у детей улучшается "восприятие" геометрии. эта же часть мозга отвечает и за правильное использование предлогов - над-под-из-за-перед и т.д., за ощущение себя в пространстве, последовательности времен года, дней недели. А тренируется она - игрой с узнаваниями предметов на ощупь, игре в домино, катанием на роликах, гамаках, балансировочными досками, лепкой, макраме, плетением, игрой в бирюльки. Лазанием по деревьям, любыми "объемными" действиями. Массажами. А еще - физкультурой :-) контакт с телом - контакт с мозгом :-) когда родители с малышами играют в тормошилки - "по кочкам-по кочкам- по маленьким кусточкам - в ямку - бух!" - идет работа и с этой частью мозга. А еще на теменную часть мозга чудесно "воздействуют" медитативные практики и письмо от руки.
Знания о мозге все время обогащаются, если раньше считалось, что существует латерализация - разделение психических функций между правым и левым полушариями, сейчас есть другие версии. Из знаний, которыми раньше пользовалась я (новую информацию еще недостаточно изучила) - правополушарные люди при чтении воспринимают всю строку/несколько строк/страницу текста целиком и читают быстрее. Левополушарные - читают "посимвольно" или по слогу-слову. При изложении, художественных описаниях - правополушарный человек сразу "видит" объемную картинку (например: "эта картина передает ощущение жара и утомленности. Бредущий верблюд в раскаленных песках - как одинокий странник в пустыне жизни") , левополушарный - описывает "дискретно" - ("на картине - песок, один верблюд, верблюд идет по пустыне."). Если мы, используя то, что мозг постоянно развивается - нейропластичность- начнем делать упражнения, чтобы простроить связи между полушариями (этим успешно занимается кинезиология) - мы поможем ребенку (или себе) освоить новое "гуманитарное" качество. Любые действия, где задействованы обе руки - вязание, игра на любом музыкальном инструменте нам тоже в помощь :-)
Для поднятия гуманитарной самооценки - мне очень помогла теория Гарднера о множественном интеллекте -
"Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей."
А все-таки будет здорово, если мы перестанем делить себя на всевозможные типы, противопоставляя и оценивая-обесценивая, а будем развивать в себе "ресурсные" неосвоенные возможности и качества.
А картинку мне прислал сын. Рассмеялась. Но поняла, посчитав, через минут 7”.

наука

Previous post Next post
Up