Я слышал от парочки корейцев такое выражение: «stuck in Samsung» - прикипевший к Самсунгу, застрявший в нём. Точнее, даже не так: stuck in samsung, с маленькой буквы. Тут надо понимать, что для корейцев «Самсунг» - такое же имя нарицательное, как для нас, к примеру, «Газпром»: некая махина, олицетворяющая государственный бизнес. Только Самсунг олицетворяет чеболи - семейные мега-конгломераты, финансово-промышленные группы, опутавшие своими щупальцами всю Южную Корею.
Всего в стране около тридцати чеболей, которые контролируют, наверное, половину экономики. Точных цифр, естественно, никто не знает, а если и знает - то не скажет: многие фирмы, входящие в чеболь, юридически независимы, а их принадлежность к данной группе компаний определяется только родственными связями владельца или директора - так удобнее обходить антимонопольное законодательство. Поэтому точные финансовые показатели и данные по долям рынков знают только те, кто сидят в самом центре этой паутины. В мире наиболее известны, я думаю, штук пять чеболей: Samsung, LG Group, Hyunday, Daewoo и Lotte.
Для корейца попасть на работу в чеболь - это и радостно, и страшно одновременно. Радостно - потому что это гарантия практически пожизненного найма; ну и «SAMSUNG» на визитке, согласитесь, это круто. Страшно - потому что уйти оттуда по собственному желанию почти нереально. А жить так, как живут рядовые сотрудники чеболей, нормальному человеку невозможно.
Тут ведь вот какая штука интересная с этими монструозными корпорациями выходит.
Чеболь - это машина. Нет, даже не так. Чеболь - это Молох. Молох, который пожирает всю твою жизнь без остатка, даже личную. После окончания рабочего времени ты остаёшься работать не потому, что не успел всё сделать, а потому что так принято. Все сидят и стучат по клавиатуре - даже если ничего толком не делают: потому что так принято. Принято приходить затемно и уходить ближе к полуночи. Принято бухать со своими коллегами и начальником чуть ли не каждый день, потому что так принято. Принято при необходимости выбора между семьёй и корпорацией выбирать - угадайте, кого?
В общем, Молох-чеболь человека перемалывает и переваривает. Призом за такую преданность компании может стать продвижение по карьерной лестнице: медленное, но тешащее чувство собственного величия. По мере продвижения вверх приходят всякие приятные «плюшки» типа персонального кабинета, личного секретаря, перелётов бизнес-классом, корпоративного членства в гольф-клубе и т.п.
Но чаще всего, конечно, люди не выдерживают этой гонки на износ, застревают внизу пищевой пирамиды. И тогда они обречены влачить жалкое существование без каких бы то ни было перспектив. Потому что чеболь своих жертв не отпускает.
Нет, конечно, ты можешь психануть и уволиться. Держать тебя никто не станет, даже вежливо пожелают удачи на новом месте работы. Но все - все! - будут знать, что фактически тебя попёрли из чеболя как не справившегося. И дело даже не в чёрных списках - их нет, как таковых. Просто тебе не дадут рекомендацию. Этого достаточно. Потому что все же - в теме, все сразу поймут: ты - лузер. Поэтому жизнь без чеболя после чеболя вообще теряет смысл.
И поэтому чеболь корейцев манит и пугает. Манит возможностями, которые открываются, но которые станут доступны лишь единицам. А пугает своей бездушностью, массивностью и неотвратимостью, если что-то пойдёт не так. По большому счёту, 99% молодых выпускников колледжей, так рвущихся с горящими глазами в мега-корпорацию, становятся в конечном итоге всего лишь пожизненным корпоративным удобрением.
Ну а самым ярким представителем чеболей для всех южнокорейцев являются, конечно же «Три звезды» - корпорация «Самсунг».
В общем, по мотивам этого «ужастика» я склепал картинку под названием Stuck in Samsung, любуйтесь.
__________
По клику открывается в большом размере.
И не дай вам бог в следующей жизни быть корейцем, работающим на чеболь. Лучше уж в «Газпроме»…