Оригинал взят у
tnenergy в
На ВВЭР-1200 сгорел генераторРечь про недавно пущенный блок НВАЭС-6 и главный генератор мощностью 1200 мегаватт.
Это ровно такой же генератор (его статор) во время установки на первом блоке ЛАЭС-2.
Официальная новость звучит так
"В ходе проведения испытаний энергоблока № 6 НВАЭС произошёл отказ электрического генератора, что привело к отключению энергоблока от сети. Идёт работа по поиску и устранению дефектов. После программа испытаний будет продолжена", - сказали в пресс-службе НВАЭС.
Неофициальная вот так
От себя (инфа изнутри): Замкнули между собой обмотки генератора. Защиты отработали некорректно, из-за неверно рассчитанных уставок защит были потеряны собственные нужды блока. В работу были введены аварийные дизель-генераторы.
Вообще наверное такие аварии выглядят эпично - все же 1200 мегаватт и много гигаджоулей запасенной механической и электрической энергии в одном месте.
Видимо, блок теперь встанет надолго. Интересный момент про собственные нужды. При отключении генератора энергетические нужды энергоблока (в основном это циркуляционные и питательные насосы, но, понятно - и масса мелочей, автоматика, освещение, вентиляция, обогрев и т.п.) автоматически переходят с трансформатора, связанного с выходом генератора, на резевный трансформатор, привязанный к энергосети.
Кстати, вот он, резервный трансформатор собственных нужд 6 блока НВАЭС.
Как можно понять из треда - резервный трансформатор сразу после включения отключился по превышению тока (уставка тока была неправильная), а значит блок потерял питание (в момент аварийной разгрузки реактора!). В этой ситуации штатно запустились резевные дизель-генераторы, и блок разгрузился и остановился, хотя если бы нашлись бы еще и косяки в ДГ, то управленцы имели бы "счастье" наблюдать вживую работу систем
пассивного расхолаживания. Тем не менее, можно представить себе внутреннее состояние начальника смены блока, когда в момент серьезной аварии еще и питание пропадает.
Брат-близнец погорельца во время установки на ЛАЭС-2
UPD: про дизель-генераторы
Во всей этой аварии довольно критичным моментом является скорость запуска дизель-генераторов, т.к. без электропитания ГЦН реактора начинают останавливаться, поток теплоносителя через АЗ падает, вода начинает кипеть, и появляются локальные проблемы с охлаждением твэлов. Так вот на Нововоронежской АЭС блок 6 стоит 2 аварийных ДГ
20V956TB33 мощностью 6,3 мегаватта электрических, производства немецкой MTU с временем запуска 10 секунд и последующим принятием сразу 50% нагрузки. 6,3 мегаватта (2 по 50%) позволяют запустить как минимум 1 из 4 ГЦН, чего должно хватить для активного управляемого расхолаживания реактора, без всяких запасных систем.