Оригинал взят у
vakhnenko в
О бедном "Найтхоке" замолвите словоС самой идеей малозаметности в рунете уже давным-давно никто всерьез не воюет. Благо пять с половиной лет назад Россия выкатила свой прототип малозаметного истребителя, ПАК ФА со внутренними отсеками вооружения. А ведь какие бушевали баталии на эту тему в начале нулевых -- и стелс обзывали продажной девкой капитализма, и намеки туманные делали на чудо-плазмогенераторы, и "пятикрылым шестих#$м" С-37 грозили западу. Эх, хорошее было время, интересное :)
Но при всем при том, за первым представителем поколения настоящих малозаметных самолетов -- F-117A -- в рунете почему-то закрепилась крайне дурная репутация. Мол и летал он как утюг, и толку с него никакого не было, и сняли этот самолет с вооружения очень быстро. Так что данный пост призван слегка развеять некоторые заблуждения касательно этого замечательного во многих отношениях пепелаца.
Летает как утюг
Касательно летных и взлетно-посадочных характеристик -- не стоит забывать, что F-117A это тактический бомбардировщик, а не истребитель. Индекс "F" ему приписали из соображений слегка параноидальной секретности, на деле его надо было бы назвать A-117 или B-117. И для тактического бомбардировщика, F-117A вообще-то обладает очень неплохой маневренностью. Достаточно посмотреть любое видео с его пилотажем, чтобы это стало ясным:
Click to view
Очень хорошо заметно, что у F-117A весьма приличная горизонтальная маневренность из-за низкой удельной нагрузки на крыло, да и скорость крена тоже хорошая. Летчики F-117A в интервью единодушно говорят, что горизонтальная маневренность и располагаемые перегрузки F-117A сравнимы с такими самолетами как F-4, Т-38 и А-7. Вертикальная маневренность и разгонные характеристики разумеется далеко не "истребительные", но также вполне нормальные для самолета с такой тяговооруженностью. Например скороподъемность 180 м/с -- у того же Су-24 она более чем в два раза меньше. Или взять взлетно-посадочные характеристики, сравним F-117A с тем же МиГ-27. Взлетная скорость у F-117A - 306 км/ч а у МиГ-27 - 315 км/ч. Посадочные скорости соответственно 278 и 260 км/ч. Взлетная дистанция у F-117A несколько больше чем у МиГа -- из-за большей массы и меньшей тяги СУ. Посадочная дистанция у F-117A меньше (хоть и ненамного).
Претензия к тому, что данный самолет не может летать без компьютера вообще смехотворна -- на подавляющем большинстве современных самолетов стоит электродистанционная система управления, без дублирующих механических тяг. А такой замечательный во многих отношениях самолет как Су-27 является статически неустойчивым при дозвуковых скоростях -- и классическая система управления с управлением от лётчика и коррекцией от САУ не обладала бы должным быстродействием и точностью, так на Су-27 ЭСДУ помогает поддерживать устойчивость и управляемость по всем трём осям.
Бесполезен в бою
Полночь с 16 на 17 января 1991 г. стала звёздным часом F-117A, когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. Время начала операции «Ч» было назначено на 03.00 местного времени. За 9 минут до времени «Ч», в 2.51 местного времени F-117A разрушил командный центр ПВО вблизи города Nukhayb, первой бомбой в этой войне. Погодные условия способствовали самолётам F-117A, F-15E и F-111 атаковать центры ПВО с тем, чтобы нейтрализовать возможности иракской ПВО.
В 3.00 по местному времени «Найтхоки», преодолев систему ПВО не замеченными, атаковали центры управления, центры связи, национальный командный центр, штаб тайной полиции и штаб разведки в Багдаде. Другие самолёты F-117A и вертолёты АН-64 «Апачи» пробили 4 коридора в радарной сети Ирака для прохода главных сил. Как только в Багдаде прогремели первые взрывы, все наземные средства ПВО, особенно артиллерия, открыли беспорядочный огонь по ночному небу, пытаясь поразить цели, которые были для них невидимы и которые к тому времени уже легли на обратный курс.
Что интересно -- пилотируемые самолеты в том первом ударе шли впереди крылатых ракет (!). Первая сброшенная с F-117A бомба разорвалась в Багдаде в 2:51 утра, а выпущенные в первой волне 52 "томогавка" достигли целей между 3:06 и 3:11 утра. Само собой F-117A проводил налет на Багдад без поддержки самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111, т.е. малозаметность полностью оправдала себя. А ведь ПВО Ирака отнюдь не была никчемной, как почему-то многие нынче думают. Не буду утомлять читателя перечислением комплексов ПВО (хотя для критиков ПВО Ирака сравнение состава оного с ПВО СССР в те же времена было бы весьма поучительным). Тут достаточно будет отметить, что через два дня после того, как F-117A в одиночку цинично творили над Багдадом что хотели, на Багдад был совершен крупный налет "обычной" авиации. Было потеряно два Ф-16, см.
Package Q Strike.
В целом коалиция в ходе операции "Буря в пустыне" потеряла в боевых вылетах 38 самолетов, из них 27 были американскими. И при том ни одного F-117A не было потеряно, несмотря на 1299 боевых вылетов продолжительностью более 7000 часов. Есть, конечно, секты верующих в то, что Ирак какое-то количество "Найтхоков" сбил -- но какие бы то ни было доказательства этого отсутствуют. Более того, так как самолетов было произведено немного они все известны по серийным номерам:
F-117A Serial Listings, и конспирологи пока что даже не смогли определиться, какой из перечисленных Ф-117 надо считать сбитым :)
И еще немного об эффективности. В первую войну в Ираке F-117A сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т, добившись при том 1669 прямых попаданий. При численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, и совершив лишь около 1% общего числа самолетовылетов авиации многонациональных сил (и менее 4% общего числа боевых самолетовылетов), F-117A уничтожили около 40% приоритетных и наиболее хорошо защищенных наземных целей. Интересующимся вопросом настоятельно рекомендую почитать Gulf War Air Power Survey (GWAPS) -- имхо, один из самых обьемных и интересных отчетов о воздушной кампании войн второй половины XX века. Вот, скажем, табличка по средним потерям на тысячу боевых вылетов для каждого типа самолетов оттуда (том 5, стр. 651) -- у не включенного сюда "Найтхока" гордый ноль по боевым потерям и повреждениям.
В Югославии один F-117A, борт #82-806 "Something Wicked", и впрямь был сбит -- американцы расслабились, и летали по одному и тому же маршруту. Сербы подловили самолет на дальности, на которой радары (или вообще оптические/ИК средства, тут уж какой версии верить) тот смогли засечь и навести ракету. Оно и понятно: неуязвимого оружия не бывает, а стелс это всего лишь малозаметность, а не невидимость. Но тем ни менее, всегда одна боевая потеря для успевшего повоевать на трех континентах самолета -- это очень и очень неплохо. Стоит отметить, что еще у F-117A было шесть небоевых потерь:
#80-785 (04/20/82) - Crossed Controls
#81-792 (07/11/86) - Spatial Disorientation
#83-815 (10/14/87) - Spatial Disorientation
#85-801 (08/04/92) - Spatial Disorientation
#85-0822 (05/10/95) - Incorrect Installation of Air Duct
#81-793 (08/14/97) - Missing Support Bolts
Заранее ответ на комментарий вида "ужас, десятая часть построенных бортов потеряли по небовым причинам": во-первых потери надо считать на налет, а во-вторых стоит помнить про очень специфический профиль налёта самолета -- куча ночных полетов, в том числе и на ПМВ, и без всяких там РЛС следования рельефу (половина небоевых потерь -- из-за потери пространственной ориентации).
Быстро сняли с вооружения
F-117A достиг IOC 28 октября 1983 года, и был снят с вооружения 22 апреля 2008 года. Двадцать пять лет -- много это, или мало? Другой тактический бомбардировщик, F-111, был в строю 28 лет (1968-1996), или 30 лет если считать РЭБ версию EF. Перехватчик F-14 был в строю 32 года, с 1974 по 2006. Назвать эти две машины неудачными у большинства любителей авиации попросту не повернется язык. К слову, в ВВС СССР/РФ истребители-бомбардировщики Су-17 и Миг-27 служили меньше двадцати пяти лет -- скажем, последний был принят на вооружение в 1975, и отправлен на базы хранения в 1993.
Причем на момент списания у "Найтхока" уже имеелась замена в виде новейшего малозаметного истребителя F-22A, который в числе много прочего может еще и кидать JDAM и SDB. F-117A, как и все прочие самолеты, нуждается в постоянном обслуживании и модернизации -- причём в его случае они довольно дорогостоящи, в частности в аспектах связанных с малозаметностью, ибо дивайс из первого поколения таких конструкций. Так что было принято решение закрыть программу на три года раньше чем изначально планировалось, и освободившиеся средства пустить на покупку дополнительных шести "Рапторов". Бомбы того же класса что и F-117A (две тысячи фунтов каждая) на внутренней подвеске F-22 таскать не может, но это не беда -- уже на подходе был F-35. Злые языки еще говорят, что у F-117A чуть меньше ЭПР с боков и температура выхлопа пониже нежели у "Раптора", но и это в целом некритично. В конце концов, после снятия Ф-14 с вооружения, "длинную руку" в виде его ракеты AIM-54 так ничего и не заменило -- а многофункциональный "Раптор" заполняет нишу малозаметного тактического ударника куда лучше, чем "Супер Хорнет" заполнил нишу "Томкета".