Кавказ, Архыз с БСК (1974г)

May 31, 2024 16:09





Году этак в 1974 Борис Степанович Коршунов (далее БСК) пригласил нас с мамой присоединиться к нему на "отдых" в горах Кавказа, где-то в районе населенного пункта Архыз. Борис с мамой тогда работали в одном отделе в НИИМП и приятельствовали.

С нами поехали Лида, его жена, и их дочь Оля моего возраста (12 лет), а также Бажуков, соратник БСК по альпинизму, с женой и дочерью. Поехали в начале марта, когда холода уже спали, но весна в горах только начиналась. Из Карачаевска до станицы Зеленчукской добирались на местном рейсовом автобусе, а от Архыза до места нас довез лесник на своем вездеходе, с которым БСК поддерживал дружеские отношения.

Поселились в небольшой избушке на берегу горной речки. В избушке, кроме печки и стола больше ничего не было. Спали прямо на полу в спальниках, расстелив привезенные с собой матрасы. Готовили на примусе, по вечерам всем без исключения выдавался стакан горячего портвейна, который БСК называл "горный напиток Чагыр", коего было завезено два ящика. Может быть, благодаря этому, никто из нас не заболел, хотя постоянно ходили с мокрыми ногами.

В ту пору БСК (1935г.р.) входил в состав самых известных горовосходителей страны, уже был неоднократным "снежным барсом" и находился в самом расцвете сил. Им были неоднократно покорены все высочайшие семитысячники Союза, многие по нескольку раз (см. статистику ниже).



Наше путешествие затевалось как релаксация и набор формы для мужчин перед открытием очередного горовосходительного сезона. Каждое утро, примерно в семь утра БСК с приятелем вставали, готовили завтрак, и поднимали нас на прогулку по близлежащим горам, когда снежный наст в долине еще держал. Примерно до обеда мы шли  вверх по долине вдоль реки по твердому насту. Шли в связке на случай провала в трещину. Далее, перекусывали и поворачивали обратно.

Под ярким горным солнцем наст очень быстро таял и идти становилось не просто. Мужики шли первыми, по очереди пробивая траншею в снегу, мы тянулись за ними. Путь домой занимал вдвое больше времени и мы приходили обратно полностью измученными.

На четверый день я сказал маме, что завтра не пойду наверх. Чтобы не скучать одному, я подговорил Ольгу, дочь БСК, остаться вместе в лагере. Когда утром мы объявили, что не идем, БСК в резкой форме накричал на дочь и она безропотно подчинилась. Меня же уговорить не удалось и я остался, весь день наслаждаясь свободой. К вечеру, я затопил печку, так что вернувшись, всех ожидал комфорт и уют, что БСК по-моему оценил, хотя продолжал косо смотреть в мою сторону.

На следующий день, я, как ни в чем не бывало, с удовольствием пошел наверх вместе со всеми. Чтобы внести разнооборазие, БСК взял со собой лист пластика, на котором мы скатывались вниз по свежесошедшим лавинам.

Примерно через неделю, за нами приехал уже знакомый лесник на своем вездеходе, и мы отправились домой. Запомнилось, что в одном из поселковых магазинов на пути вниз, на книжной полке были обнаружены редкие экземпляры фантастики (включая Стругацких) и других книг, которых в Москве было не сыскать. По-моему, мы скупили все, что там было.

Немного статистки БСК.

Всего восхождений на:

  •  Эльбрус - 89
  •  Пик Коммунизма - 14
  •  Пик Победы - 9
  •  Пик Ленина - 26
  •  Пик Корженевской - 18
  •  Эверест - 1999г (одиночное)
  •  Чо-Ойю - в 72 года.

Здесь он рассказывает некоторые подробности своих восхождений

https://www.youtube.com/watch?v=oFunWylCL_8&t=608s

Свое 83-е восхождение на г.Эльбрус БСК совершил в возрасте 80-ти лет.

Надо отметить, что в период своей основной альпинистской активности (60е-80е годы), выезд зарубеж для БСК был закрыт, так как он работал на режимном предприятии. Так что Непал он "открыл" для себя уже после выхода на пенсию, став на тот момент старейшим альпинистом, взошедшим на Эверест. В 75 лет сильно обоморозился при восхождении на Дхаулагири, после чего был вынужден носить спецальную ортопедическую обувь на  частично ампутированных конечностях.

Иногда, приходя к нам в гости, БСК рассказывал разные альпинистские байки. Одну из них я запомнил.

БСК всегда интересовался фотографией (с утилитарной точки зрения) и в тот раз пришел к нам с шикарной японской камерой, чтобы сделать мамин портрет. На вопрос, где он взял такой дорогой аппарат, он сказал, что когда они поднимались на Пик Коммунизма, на пути к вершине они обнаружили труп замерзшего альпиниста, которого решили спустить вниз на обратном пути. На спуске, подойдя к погибшему, обнаружили, что это один из членов японской группы, которую при восхождении накрыла лавина и вся группа погибла. БСК дотащил его на себе до базового лагеря, а в награду ему досталась камера, которая висела у погибшего на груди.

Жена БСК, Лидия Никитична, тоже увлекалась альпинизмом и много ходила в горы. В конце своей жизни она занималась промышленным альпинизмом и, в возрасте 61 года, погибла, сорвавшись со страховки.

Дочь БСК, Оля Федоткина, став спортивным врачом, пошла по стопам отца. В составе команды "Метелица" она стала одной из тех, кто первыми автономно покорили оба полюса земли на лыжах и получила звание заслуженного мастера спорта.

В январе 2024 года в возрасте 88 лет Борис Степанович Коршунов ушел из жизни. Был похоронен вместе с женой на нашем Зеленоградском кладбище.

Вот и все...



travels, путешествия, люди

Previous post Next post
Up