- А мой ребёнок не любит рисовать! - часто заявляют родители психологу.
Когда ребёнок
избегает рисовать по причине несформированной координации глаз-рука, первым делом с ним делают упражнение "лежачие восьмёрки". Сегодня я вам об этом подробно расскажу.
Откуда взялась идея "восьмёрок"
Знак бесконечности известен каждому, кто учился в школе. Младшим школьникам понятнее название "лежачая восьмёрка", поэтому в тексте ниже они употребляются на равных.
На приёме я начинаю с родителей: достаю заточенный простой карандаш, лист бумаги формата А4 и прошу нарисовать знак бесконечности на весь лист. Форма знака бесконечности "выдаст" ведущий
визуально-пространственный, телесно-кинестетический или музыкально-ритмический интеллект родителя. На рисунке ниже они представлены как "зрительный", "двигательный" и "слуховой" тип восприятия, и называются "визуальный", "кинестетический" и "аудиальный" соответственно.
Не пугайтесь. Если в материалах канала вам встретились незнакомые слова, смело пишите про них, я добавлю их в
Словарик.
Итак, результат может быть разным. А вот одинаковым у взрослых будет безупречный "икс", перекрест линий в центре "лежачей восьмёрки". Смотрим:
Это занимает считанные секунды. Если хотите усложнить задание, попробуйте нарисовать знак бесконечности сначала ведущей рукой, а потом другой.
Как рисуют знак бесконечности "лобные" дети
Я практикую больше двух десятков лет, и храню рисунки и диагностические отчёты по всем пациентам. Вы видите здесь рисунки реальных детей, - без указания имени, фамилии и даты обследования. Анонимность соблюдена.
Для данной статьи я выбрала наугад несколько рисунков разных пациентов и сфотографировала для вас. Видите, что всем "лобным" детям "икс" никак не даётся?
В примерах 1, 2, 3 замкнуть линию не удалось по-разному. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, смотрим. Прямые линии проведены психологом, пример 1:
Пунктирная линия проведена психологом, пример 2:
Почему они так рисуют? Каждая часть "лежачей восьмёрки" отражает ресурсы одного из полушарий головного мозга. Они могут быть разнонаправленными, как в примере 1, или одно функционально слабее другого, как в примере 2, а могут быть хорошо интегрированными, как в примере 3, где придирчивый взгляд психодиагноста увидел бы 15% наклон от горизонтальной оси, который мы уже обсуждали в
цикле про детские рисунки. Суть остаётся прежней: замкнуть линию "лобному" ребёнку непросто. Она упорно хочет идти "в параллель".
Пример 3:
Поделись статьёй в соцсетях, чтобы больше мам и пап увидели этот материал!
Что делают на занятиях с психологом
Играют, что ж ещё нам делать. В карты, в домино, в прятки, и иногда - в рисунки воображаемой линии пальцем на стене. Вот так, с большой амплитудой, натренировывая руку от плечевого сустава, от локтевого сустава, от запястья, и правую, и левую, рисовать на стене правильную "лежачую восьмёрку", где легко идёт перекрест в центре.
Можно рисовать её на входной двери перед выходом. Можно другой рукой на дверце холодильника, прежде чем открыть. Можно на столе или на парте. В общем, вы поняли - главное, что "рука учит глаз", достигается скоординированность движения и зрения, и постоянные тренировки на уровне грубой моторики создают базу для того, чтобы овладеть этим на уровне мелкой моторики - когда в руке карандаш.
Как только новый навык сформирован - улучшается качество рисунков. Смотрим:
"Икс" появился, хотя знак бесконечности ещё несёт в себе своеобразие, конечно
"Икс" встал на место:
А с этим киндером надо ещё есть над чем поработать. Одно полушарие у нас явно "аудиальное", про "слуховое" ведущее восприятие и сильный музыкально-ритмический интеллект, а другое явно "визуальное", про "зрительное" ведущее восприятие и сильный визуально-пространственный интеллект. Они пока не дружат между собой, оттого и "икс" больше похож на "параллельные линии", которые принудили встретиться.
Как психолог узнаёт о прогрессе ребёнка? Просит его рисовать и анализирует серию рисунков, а не один рисунок.
Источник