Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 6/12

Aug 17, 2017 17:12

Цели психологической помощи детям - жертвам насилия определяются исходя прежде всего из особенностей этих детей. Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.



Начало
1_ http://pd-v-np.livejournal.com/65708.html 2_ http://pd-v-np.livejournal.com/65816.html
3_ http://pd-v-np.livejournal.com/66158.html 4_ http://pd-v-np.livejournal.com/66439.html
5_ http://pd-v-np.livejournal.com/66617.html

6.Воспроизведение события в действии

При наличии посттравматических болезненных переживаний человек обычно бессознательно стремится так организовать свою деятельность, чтобы обрести или усилить чувство контроля над ситуацией, в которой он однажды получил болезненную психическую травму, вступил в конфликт или потерпел неудачу. Поэтому потерпевший вновь и вновь повторяет в своей жизни ситуации, воспроизводящие первичное травматическое событие (З. Фрейд, Э. Берн и др.). Алиса Миллер подчеркивает, что повторение - это единственный язык, на котором ребенок, вынужденный молчать о насилии, может попытаться хоть как-то «сказать о том, что с ним происходит». Не случайно дети, которые однажды пережили насилие, нередко становятся его жертвами в будущем в самых различных ситуациях.

Психодрама дает человеку возможность активно экспериментировать как с реалистичными, так и с нереалистичными жизненными ролями и выстраивать стратегию своего поведения с разных ролевых позиций и с разными исходами. Поэтому психодрама помогает человеку обрести новые навыки поведения и стать более спонтанным, перестать ригидно воспроизводить травматическую ситуацию. Особенно важно, что такое повторное воспроизведение и переживание травматического события происходит в безопасных условиях при квалифицированной помощи специально подготовленного человека. Эти условия помогают тому, кто пережил ту или иную форму жестокого обращения, избежать повторной травмы.

При разыгрывании сцен жестокости большинство детей поначалу выбирают роль насильника, в руках которого находится полная власть.

Пример из практики

Вот эпизод работы со Светланой (пятнадцать лет, испытала, возвращаясь домой со школьного вечера, нападение мужчины с целью сексуального насилия).

Ведущий. Давай представим лицо того человека...
Светлана. Я не помню его...
Ведущий. А я и не прошу тебя вспомнить. И вместе с тем все, что мы не помним и даже не видели, можно представить.
Светлана. Есть. Представила.
Ведущий. А теперь мысленно помести это лицо на стену. Позволь себе перестать быть хорошей и послушной девочкой, и - вот мяч - бросая этот мячик, выразить все свои чувства к этому человеку.
Светлана (бьет мячом лицо). Трус! Подонок!
Ведущий. Давай-ка упорядочим «зону лица на стене», точнее будем направлять удары прямо в эту зону.
Светлана. Трус! Сволочь! Козел!
Ведущий. А что ты чувствуешь сейчас?
Светлана. Равнодушие.

Работа с частями «Я»

Ведущий. Выделяем две части - две полярности:
первая часть - Светлана - веселая, жизнерадостная, светлая, красивая, сильная;
вторая часть - Света - маленькая, слабая, жалкая, пугливая, как будто она загнана в угол.
Чего больше всего боится твоя «маленькая» часть?
Светлана. Она боится увидеть его... Боится, что о ней будут плохо думать другие... Будут думать, что я не такая...
Диалог двух частей (техника двух стульев)
Вторая часть. Помогите!
Первая часть. Я не могу помочь, пока не захочешь сама...
Вторая часть. Мне тяжело сделать первый шаг.
Первая часть. Попробуй хотя бы просто встать и улыбнуться. (Пауза.) Я люблю тебя такой, какая ты есть. Сделай первый шаг.
Вторая часть встает, делает один шаг.
Первая часть (встает тоже) Мне хочется подойти к тебе и взять за руки... Обнять тебя (при помощи ведущего делает это).
Первая часть. Ты - молодец! Ты - такая же, как и я.
Ведущий. А теперь собери все свои силы и смелость. Скажи: «Я объединила свою душу и свое тело. Я разрешаю себе быть счастливой, любить и быть любимой».
Доверяющее падение
Ведущий. А теперь скажи то, что больше всего хочешь сказать.
Светлана. Я имею право принимать любовь и отдавать ее.
Эти слова Светлана говорит каждому в группе. Обнимает двух мужчин группы - Максима и Андрея.
Ведущий. Если кто-то хочет выразить свои чувства к Светлане, не стесняйтесь, сделайте это.
Ирина. Я тебе еще в первый день говорила, что ты женственна и похожа на солнышко.
Рушана. Света, ты сильная, несмотря на внешнюю хрупкость. У тебя обязательно будет настоящая любовь.
Фая. Я желаю тебе хранить в себе ласку,
Лена. Я хочу попросить, чтобы Светлана перестала ругать маленькую Свету. Она сделала все, что было в ее силах.

Принятие себя привело к «соединению частей Я», что выразилось в метафоре, суть которой на завершающем шеринге (доброжелательном обсуждении, которое проходит без резких оценок происходящего), глядя на пламя горящей свечи, выразила Светлана: «Раньше у свечи я видела два огонька... Сейчас они последний раз разошлись, сошлись и больше не разъединяются».

Продолжение здесь http://pd-v-np.livejournal.com/67296.html

Наталья Осухова, кандидат педагогических наук, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г.Москва
Данная статья была опубликована в N 43/200 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Со страницы http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.html

Травма, Девочки, Насилие, Психодрама, Мальчики

Previous post Next post
Up