- Денис Юрьевич, недавно было озвучено, что одним из основных направлений деятельности Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) в ближайшее время может стать прототипирование. Что это такое?
- Прототипирование - уникальная технология, которая позволяет в кратчайшие сроки получить точный макет разработанных деталей и изделий. С помощью оборудования, которое по принципу действия напоминает обычный принтер, создаётся полноцветная и реалистичная трёхмерная модель из гипсополимера.
- А для чего это нужно?
- Сфера применения прототипов очень широка. Так, например, маркетинговые и рекламные службы предприятия могут эффективно проводить исследования рынков сбыта, демонстрируя заказчикам и потребителям образцы будущего изделия, а также использовать их в рекламных кампаниях. Дизайнеры и конструкторы могут легко оценивать внешний вид, эргономику разрабатываемого изделия, проверять собираемость и функциональность его конструкции, итерактивно внося необходимые изменения ещё до запуска изделия в производство. А технологи могут использовать их в качестве мастер-моделей для изготовления традиционной технологической оснастки, а также в технологиях быстрого изготовления опытных партий.
- Предприятиям каких отраслей это интересно?
- В первую очередь это машиностроение и приборостроение, во вторую - строительство, в третью - инновационные компании. Эта технология будет интересна тем, кто занимается конструированием, продажами и продвижением.
- Почему они не могут изготовить модели сами?
- Преимущества прототипа, напечатанного на трёхмерном принтере, очевидны. Во-первых, его можно напечатать за считаные часы, а ведь в бизнесе крайне важны сроки. Во-вторых, полноцветная и реалистичная трёхмерная модель даёт несравненно больше информации, чем компьютерное изображение. В-третьих, такой прототип обходится несравнимо дешевле.
- Студия прототипирования создана в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае». Каким образом вы отбираете проекты, которые будут реализованы?
- Малому и среднему бизнесу мы предоставляем услугу бесплатно. Отбор заявок осуществляет экспертный совет, в который входят представители Законодательного собрания Пермского края, Торгово-промышленной палаты Пермского края, пермских региональных отделений «Опоры России» и «Деловой России», а также краевого министерства промышленности и ПЦРД.
Для того чтобы напечатать прототип, нужно принести в ПЦРД пакет документов и заявку (её можно скачать с нашего сайта). В течение двух недель экспертный совет её рассмотрит, и в случае одобрения предприниматель приступит к работе над своим проектом. В соответствии с краевой программой поддержки малого предпринимательства, в этом году мы должны напечатать 60 прототипов, половину мы уже сделали и до конца года доделаем вторую половину.
- Один из проектов центра - разработка брендбуков территорий. Воплощены ли эти проекты в жизнь?
- Одним из приоритетов прошлой административной команды было развитие въездного туризма. Для этого был придуман проект «Пермский сувенир». За два года стилеобразующие брендбуки с оригинальным дизайном были разработаны для Кишертского района (Молёбка), Кунгура, Кудымкара, Чайковского, Суксуна, Чердыни, Соликамска и Кына. Причём в основе каждого брендбука разработчики постарались заложить те смыслы, которые есть в этих территориях.
Надо понимать, что разработка брендов для территорий - это не предложение новой аутентичности этих территорий. То, к чему мы привыкли и с чем мы себя идентифицируем как жители Пермского края, никто не трогал. Вот, например, Молёбка - это туристическая Мекка для уфологов. Поэтому разработчики брендбука эксплуатировали существующий в сознании многих россиян миф об аномальной зоне.
- А молёбкинские сапоги с рисунком отпечатка руки пришельца действительно были произведены?
- Да, они были сделаны. Чтобы понять, для чего всё это делалось, давайте поговорим о том, как вообще выстроены проекты и роль ПЦРД в этих проектах.
Как выстроено брендирование у корпораций? Компания заказывает бренд, в котором заложены её ключевые смыслы, а затем вкладывает огромные средства в раскрутку этого бренда, чтобы позиционировать себя на рынке. Так вот, дизайнерская компания получает сравнительно небольшое вознаграждение по сравнению с остальными средствами, которые вкладываются в продвижение торговой марки. Объясню, зачем я всё это рассказываю.
ПЦРД сделал брендбуки для того, чтобы у территорий была возможность в едином стиле выдержать сувенирную продукцию. Но дальнейшее продвижение брендов территорий - это не задача ПЦРД. Центр только формирует видение проекта, а реализовывать его должны заинтересованные структуры. Например, все дизайнерские разработки, созданные в рамках проекта «Пермский сувенир», доступны малому бизнесу, а также государственным организациям. Они могут получить их для использования без всякой оплаты.
- Территории не всегда были согласны с тем, как их позиционируют...
- Никто не пытался найти новую аутентичность для территорий. Это история связана с туризмом и формированием продукта для туристов - людей, которые приезжают сюда и хотят экзотики. Куда бы мы ни приезжали, везде есть узнаваемые символы. Символ Лондона - Биг Бен. Символ Парижа - Эйфелева башня. Но мы не знаем, только ли с ними идентифицируют себя лондонцы и парижане.
- Вы можете назвать успешные, на ваш взгляд, проекты ПЦРД?
- Один из них - «Пермский деревянный дом». На сегодняшний момент у нас порядка 650 скачиваний каталога на сайте. Это значит, что люди готовятся принимать решение, будут они строить дом или нет. Разработчик каталога - компания «Вертикаль» - сейчас строит несколько домов из этого каталога. В следующем году пермских деревянных домов будет больше.
Другой успешный проект - фирменный стиль, система внешней и внутренней навигации, а также интерьер Пермского краевого перинатального центра. Что такое интерьер? Интерьером можно создать человеку либо невыносимые условия, либо, наоборот - дружелюбные, приятные, комфортные. В перинатальном центре оказывают медицинскую помощь женщинам и новорождённым. Обычно в перинатальный центр обращаются с проблемами во время беременности. У женщины в такой момент появляется тревожность: а что будет со мной и моим ребёнком? Для человека в таком состоянии важно, чтобы окружающая его среда была дружелюбной. Интерьер перинатального центра получился именно таким.
Вот на стенах мы видим вроде бы простую в исполнении азбуку с животными. Но таких интерьеров нет в других подобных учреждениях! Мы видим просто покрашенные по советским стандартам стены.
- Какие средства потрачены на создание брендбука?
- Если мы сравним содержание ПЦРД и сопоставим это с тем, что выделяется из бюджета на ремонты бюджетных учреждений (а это школы, детские сады, больницы и т. д.), на которые ежегодно тратятся десятки миллионов рублей - это не так много. Стоимость одного брендбука территорий, например, составила 240 тыс. руб.
Стоит отметить также, что с 2012 года мы работаем как бюджетное учреждение по федеральному закону №94. А это накладывает серьёзные ограничения - есть процедуры, достаточно длительные и совершенно открытые, - котировки, конкурсы. Но они снимают все вопросы, которые раньше нам задавали по поводу того, почему разработчик проекта именно та, а не другая компания, и сколько это стоит.
- Не подорожал ремонт после создания брендбука?
- Это вопрос об эффективности. Скажите, как эффективней тратить деньги: каждый год красить стены масляной краской или создать условия, в которых человеку будет хорошо и комфортно? А чувства человека, во сколько их можно оценить? Вот он пришёл, и ему в этой обстановке плохо. Давайте зададим вопрос: почему люди ходят в платные клиники?
- Потому что в бесплатные не записаться.
- А готовы ли люди ходить в платные клиники, если в них всё будет так же, как в бесплатных? Или всё же они ходят, чтобы получить услугу другого качества? Деньги, которые сейчас тратятся на ремонты бюджетных учреждений, должны тратиться эффективно. Кстати, в Бюджетном кодексе РФ приводится следующая формулировка эффективного расходования средств: «Минимальный результат за минимальные деньги» или «наилучший результат за выделенные».
Перинатальный центр - наилучший результат за те деньги, которые были выделены. Лучше точно не было бы, а как было бы без него - мы видим вокруг. Кстати, сейчас мы работаем над брендбуком для онкодиспансера. У нас есть идеи, связанные с системой городской навигации в муниципальных учреждениях, например, в школах.
- Любая школа скажет: крышу нам почините лучше...
- Мы недавно разговаривали с главным врачом одной из пермских больниц, и он очень хотел бы сделать хороший интерьер. И это абсолютно нормально. Люди должны жить в комфортной среде.
Мы часто слышим вопрос: а сколько денег на это потрачено? Мы считаем, что эффективность должна определяться не количеством вложенных денег на разработку брендбука, а конечным результатом проекта: получилось ли создать принципиально другое качество жизни. Сейчас мы анализируем все наши проекты, чтобы подготовить рекомендации для бюджетных учреждений.
- Вы можете дать собственную оценку эффективности ПЦРД?
- Ежегодно пермский перинатальный центр посещают 24 тыс. женщин. Разработанный фирменный стиль для него - уникален. Получившийся образ - дружелюбный и оптимистичный, что крайне важно как для пациентов, так и для работников. Эксперты компании IDEO (а это мировой лидер в дизайне медучреждений) считают, что снятие неявных тревожных моментов и создание атмосферы заботы улучшают самочувствие и ускоряют процесс выздоровления.
Так вот, даже если пяти процентам пациентов перинатального центра будет лучше благодаря нашим усилиям, мы своё существование оправдали. А ещё мы такие же дизайн-проекты могли бы делать для детских садов, школ, других больниц, библиотек, дворцов культуры, театров и т. д. Мы готовы заниматься созданием комфортной городской среды и придомовых территорий.
- Но ведь на следующий год вам сократили финансирование на 40 млн руб. Сможете ли вы воплотить все ваши планы?
- Мы считаем, тот факт, что депутаты решили оставить финансирование ПЦРД, говорит о том, что они осознают нужность и полезность центра. В России ПЦРД - пока что единственная и уникальная структура.
Источник, Наталья Калюжная