Коммунизм для «Чайников»

Feb 04, 2020 09:48

Введение
Коммунизм, по мнению классиков марксизма - это, прежде всего бесклассовое общество, которое должно сформироваться в результате ликвидации частной собственности на средства производства.
Итак, именно ликвидация частной собственности и переход к общественной собственности, по мнению классиков марксизма, должны были привести к созданию бесклассового общества.
Как показала практика, сама по себе ликвидация частной собственности, не приводит автоматически к коммунизму, да и бесклассовое общество мгновенно не создается.
К сожалению классики марксизма, не учли, что невозможно одновременно во всем мире поменять власть и перевести всю частную собственность в общественную. По факту в определенный момент времени всегда будут существовать страны и территории с разным общественным укладом, т.е. и с частной собственностью и с общественной собственностью. Так как любое общество это, прежде всего институт производства и потребления благ, то наличие стран с разными формами собственности неминуемо приведет к их конкуренции в плане производства и потребления благ. Значит, чтобы победил коммунизм надо, чтобы общественная собственность была более конкурентоспособной, более эффективной, чем частная собственность. Общественная собственность в этом случае должна генерировать больше благ и обеспечивать более высокий уровень их потребления, по сравнению с обществом, где доминирует частная собственность. Люди сами должны увидеть и осознать, что новый способ производства благ лучше и прогрессивнее, что новая концепция общества обладает большими достоинствами и потенциалом, чем старая. Сама по себе ликвидация частной собственности, еще раз повторим, не приводит автоматически к росту производства благ и их потребления. В этом и состоит главная проблема перехода к коммунизму, которую не смогли на начальном этапе сформулировать классики марксизма для своих последователей. В дальнейшем, судя по всему, и Ленин, и Сталин осознали, что недостаточно завоевать власть, надо еще и победить капитализм экономически, но не смогли или не успели это сделать при жизни. Хотя надо отметить, что многие социалистические страны, включая СССР, показывали темпы роста экономики в определенные периоды значительно выше капиталистических стран. К сожалению этого оказалось недостаточно. СССР и другие социалистические страны так и не смогли создать на базе общественной собственности более прогрессивную и устойчивую экономику, чем конкуренты на Западе. Ошибки, допущенные при строительстве СССР, экономические, социальные, философские и др. ещё ждут своих исследователей.
В данной статье рассматриваются, прежде всего, философские вопросы, связанные с коммунизмом. В начале нашего исследования постараемся понять, что такое частная и общественная собственность и чем они отличаются друг от друга.

Частная собственность
Надо сказать, что частная собственность появилась не сразу, а возникла исторически в результате развития человеком материального производства и потребления благ. И если личная и индивидуальная собственность ассоциируется, прежде всего, с удовлетворением собственных нужд, то частная собственность с инструментами и средствами производства благ для получения дохода.
В результате развития общества в каждый определенный исторический период возникает свой наиболее эффективный и востребованный обществом источник производства благ. Изначально источником благ был сам человек, потом земля, потом орудия производства. Институт частной собственности нацелен и создан для того, чтобы огородить большинство населения от этого источника производства благ и заставить их работать на благо собственника.
Любое благо потребляемое человеком само по себе конечно. Одежда может износиться и порваться, кирпичи для постройки дома или дворца могут закончиться, еду можно всю съесть и т.п. Более выгодно владеть источником производства благ, говоря иносказательно владеть «скатертью-самобранкой», которая всегда и накормит и напоит и т.п. В древности источником благ был труд человека. В результате частная собственность была нацелена на владение человеком, на владение рабами. Но хозяин рабов должен был их кормить и содержать, иначе они просто бы умерли. Потом этот способ производства благ стал уступать по своей эффективности и отдаче способу предоставления рабам земли и взимания с них платы за её использование. В результате «вчерашние» рабы уже сами обеспечивали себе пропитание, содержание и могли размножаться, т.е. увеличивать численность работников. Потом рабов отвязали от земли и не оставили выбора, кроме как идти на фабрики и заводы, чтобы заработать себе на пропитание и содержание. Частная собственность это всегда механизм принуждения, механизм рабства, пусть и не явного. Это способ ограничения доступа большинства людей к наиболее востребованным в этом обществе средствам производства благ. Рабы не могут свободно распоряжаться своим телом и результатами своего труда. Крепостные крестьяне не имеют собственной земли, и не могут без неё себя прокормить, а рабочие не имеют земли, своих станков и оборудования, чтобы что-то произвести для продажи. В результате им ничего не остается, как идти в добровольное рабство, т.е. терять право на результаты своего труда.
В результате институт частной собственности это институт ренты, которую платят все кому эта собственность не принадлежит, но кто хочет ею воспользоваться.
Через частную собственность меньшинство может контролировать и эксплуатировать большинство. Такой порядок сложился исторически и на протяжении веков всячески защищается меньшинством, как через систему государственных институтов, так и законов. Меньшинству принадлежит власть, и они её никогда добровольно не отдадут.

Источник благ
Как мы видим из истории источник благ с развитием общества меняется и меняется он, следуя определенной логике. Постараемся понять эту логику.
В начале развития общества основной источник благ - это физический труд человека. В результате частная собственность распространяется, прежде всего, на самого человека. «Раб - говорящее орудие». Раб не может свободно распоряжаться своим телом и своим трудом. Далее с развитием общества источником благ становится земля. Частная собственность на землю позволяет на данном этапе генерировать для своего собственника больше благ, чем собственность на рабов. В результате вчерашний раб становится крепостным. Он уже может свободно распоряжаться своим телом, но он привязан к земле и к своему господину. Уровень его личной свободы немного вырос, но все равно сильно ограничен. Со временем развиваются ремесла, мануфактуры, производительность труда во всех областях растет, и многие крепостные становятся «лишними», они лишаются земли и традиционного источника своего благосостояния. У них нет другого выхода, как становиться рабочими. Рабочий не привязан территориально к земле или к конкретному хозяину. Он может уже свободно перемещаться и выбирать себе работодателя. Уровень его личной свободы вырос.
В результате мы видим цепочку: человек - земля - орудия производства - ?. Можно предположить, что дальше в этой последовательности будет - «технология». Новым источником благ станет - «технология». Человек - земля - орудия производства - технология. Так же мы видим, что с развитием общества уровень личной свободы эксплуатируемого человека все время растет. Общество не может развиваться без роста личной свободы своих членов. А так как венцом такого развития может быть только свободный человек - творец, с его уникальной культурной матрицей и системой ценностей, предполагающей отдавать окружающим людям больше, чем брать, то мы можем предположить, что рано или поздно человек-творец выберет другую модель общества. Модель, в которой не будет места эксплуатации человека человеком, потому что любая эксплуатация предполагает принуждение, рабство, что творческому человеку чуждо и в большинстве случаев противоречит его природе. Творец нацелен, прежде всего, на воспроизводство таких же творцов. Очевидно, что такое новое общество будет бесклассовым и может называться коммунизмом. Рассмотрим его более подробно, и как оно может функционировать.

Коммунистическое общество
В коммунистическом обществе источник благ - это сам человек, его творческое начало, его ум, душа, его умственный труд. И если при рабстве основным источником благ был физический труд, то при коммунизме - умственный труд. Это не значит, что в таком обществе совсем отсутствует физический труд, и у людей произошла деградация всех частей тела кроме головы и мозга. Просто умственный труд становится наиболее эффективным генератором благ для человека. Поэтому такое общество будет построено так, чтобы дать возможность человеку развиваться и помочь ему раскрыть свой внутренний творческий потенциал. Мы можем предположить, что на каком-то этапе развития человечества, базовые потребности человека становятся удовлетворены, и он начинает искать выгоду не для себя, а для всех остальных, для окружающих. Развитие всех становится более приоритетной для него задачей. В результате такой человек может пойти на подвиг, как это было во время Великой Отечественной войны или стать энтузиастом какого-то дела, процесса или явления в мирное время. Зачастую его труд в этом случае не нацелен на получение личной выгоды, а служит всем. Он бесплатный. Бесплатный труд вступает в конкуренцию с платным. Понятно, что если базовые потребности человека не удовлетворены, то он не может посвятить себя полностью обществу. В связи с этим возникает вопрос, что мы должны иметь ввиду под базовыми потребностями. На текущий момент список наших потребностей достаточно обширный и он все время пополняется. Кроме того, нам сейчас постоянно внушают, что без нового холодильника, телевизора, смартфона и т.п. наша жизнь не будет качественной и комфортной. Но если мы рассуждаем о свободе, о личной свободе человека, то список заметно сокращается. Вероятней всего базовые потребности человека - это еда, дом, семья, образование, медицина. На мой взгляд, в будущем у каждого человека должен быть свой бесплатный участок родной земли. Возможно даже на другой планете. Только земля может дать человеку всегда еду и кров, участок для строительства дома и тем самым позволит ему минимум зависеть от других, т.е. быть свободным. Но свободным, благодаря своему труду. Образование и медицина в развитом обществе должны быть тоже бесплатными, так как каждый человек ценен. Но опять же без труда самого человека и медицина и образование не принесут должного результата. Удовлетворение базовых потребностей нужно понимать ни как получение человеком готовых для употребления благ, а как получение бесплатных инструментов, которые при приложении труда и позволят человеку удовлетворить его базовые потребности. Я предполагаю, что наличие собственной земли и бесплатное образование и медицина дают человеку возможность самореализоваться как на благо себя, так и общества. Все люди будут иметь равный и бесплатный доступ к базовым средствам производства благ. Но для развития человека базовых средств как показывает практика не достаточно. В коммунистическом обществе должны быть развиты общественные фонды или институты, общественная собственность. Ученый не сможет творить, если ему не дать соответствующего оборудования для его опытов и исследований. Ребенок не сможет развить свой талант, если ему не будут доступны нужные ему секции и кружки. Бесплатная общественная собственность это дополнительные инструменты для самореализации человека, но теперь уже на благо общества. Сейчас бесплатная научная или просто полезная информация в Интернете это прообраз общественной собственности. Мы пользуемся ею бесплатно. Она доступна всем. Так же уже сейчас в Интернете появились рубрики «Отдадим даром». Вероятно, что отдавать бесплатно излишки чего-либо или ненужные вещи это нормально и может широко практиковаться в будущем. Возможно, такие происходящие сейчас явления повлияют на нашу модель поведения в будущем. Вернемся к бесплатному труду. Бесплатный труд может быть направлен, прежде всего, на создание таких вот бесплатных общественных фондов. Когда люди через краудфандинг собирают деньги на создание фильма или публикацию какой-нибудь книги, они создают общественный продукт, доступный бесплатно в будущем всем. Общественные фонды, некоммерческие предприятия должны вступить в конкуренцию с частными предприятиями и доказать свою более высокую эффективность. Построение коммунизма возможно, если человек уже сейчас ограничит свои потребности, а излишки своего труда и дохода будет направлять на общественные нужды, на создание общественных предприятий.
Еще раз заострю внимание, что, прежде всего, коммунизм характеризуется свободным и бесплатным доступом к инструментам для удовлетворения своих базовых потребностей. Доступ к другим бесплатным общественным фондам, инструментам и т.п. судя по всему, как и сейчас нужно будет заслужить своим трудом и заслугами перед обществом. Есть еще один важный момент. Развитие общества всегда сопровождается ростом численности населения и ростом концентрации капитала для создания благ. И если с ростом численности населения все понятно и у человечества нет другого пути, как начинать осваивать космос, то с ростом капитала все сложнее. Капитал сейчас в основном концентрируется у богатых, т.е. у владельцев частной собственности. Даже если все население Земли, кроме богатых, сейчас сложит свои состояния, то сумма капитала все равно окажется меньше, чем у богатых. Есть ли выход из этой ситуации? Выход я думаю есть. Как я писал ранее в своих статьях, человечество сейчас переходит в новую общественно-экономическую формацию - Эмиссионизм, которая основана на частной кредитной эмиссии, на частных электронных деньгах. При наличии определенного капитала любой человек сможет выпускать свои электронные деньги, а значит, с нуля создавать капитал. В этом случае главным становится, под какое дело и для чего создаются такие деньги. Если идея и дело найдут отклик в сердцах миллионов или миллиардов людей, то механизм концентрации капитала изменится. Если раньше он строился в большей степени на накоплении, то сейчас на заинтересованности самих людей. Свободное перемещение информации позволяет устанавливать множество горизонтальных связей между людьми и объединять их какой-нибудь идеей, в том числе и для создания каких-нибудь фондов или предприятий на базе общественной собственности. Это в теории. На практике, конечно, будет всё сложнее, так как тут нужны будут и новые модели управления такими общественными предприятиями. Тем не менее, механизмы и инструменты могут быть созданы.

Проблемы перехода к коммунистическому обществу
Как показывает история, развитие общества сопровождается не только увеличением уровня свободы эксплуатируемого человека, но и ростом производительности труда и количеством производимых благ. Развитие, сопровождаемое бесконечным ростом производства и потребления благ, может заставить человека выйти за рамки своей планеты или деградировать, так как наша планета конечна и ресурсы на ней тоже. Неспособность выйти за рамки своей планеты неминуемо приведет человечество к деградации.
Текущее активное потребление благ и их доступность породила такого человека как «Потребитель». Потребитель самодостаточен и без внешнего воздействия не нацелен на рост личной свободы и стремление быть творцом.
Кроме того, постоянная нацеленность человека на потребление благ дает возможность им постоянно манипулировать и направлять. В результате этого, текущая модель общества на фундаменте частной собственности может существовать достаточно долго, можно сказать очень долго. Просто каждый раз «морковка» перед глазами человека будет больше и аппетитнее. Сейчас мы хотим иметь новый современный автомобиль или планшет, а завтра свой летающий корабль или лекарство, продлевающее жизнь. И как показывает практика наши «аппетиты» пока не имеют границ.
Так же может иметь место зацикливание истории с этапами развития и деградации.

концентация капитала, смена формаций, развитие, общество, эмиссионизм, коммунизм

Previous post Next post
Up