Концепция общественного развития (итог) - Часть 1

Jul 12, 2018 16:24

В целом концепция закончена и её можно использовать в практических целях.

Аннотация
В основе исследования лежит оригинальный взгляд на принципы общественного развития, а так же свежий взгляд на основные марксистские постулаты смены Общественно-экономических формаций. Автором делается попытка показать связь биологического и общественного прогресса, показать какую роль в общественном развитии играет рост численности населения, а так же сделать прогноз по развитию общества. Актуальность данного исследования особенно возрастает в условиях общественно-экономического кризиса, проявляемого не только в нашей стране, но и во всем мире в целом. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу читателей и могут дать толчок к открытию новых законов общественного развития, а так же разработке научных методик по прогнозированию будущего. В целом данная работа от подобных отличается широтой взгляда и наличием крупных смысловых узлов, хорошо увязанных между собой и позволяющих сформировать научную концепцию общественного развития, которую легко проверить на научную состоятельность, так как она содержит прогноз и описание новой формации (в тексте - Эмиссионизм), в которую переходит человечество.

Annotation
The study is based on the original view of the principles of social development, as well as a fresh look at the basic Marxist postulates of the change of Socio-economic formations. The author makes an attempt to show the relationship of biological and social progress, to show what role population growth plays in social development, as well as to make a forecast for the development of society. The relevance of this study is particularly increasing in the context of socio-economic crisis, manifested not only in our country but also in the world as a whole. The results of the study may be of interest to a wide range of readers and may give impetus to the discovery of new laws of social development, as well as the development of scientific methods for forecasting the future. In General, this work differs from similar ones in its breadth of view and the presence of large semantic nodes, well - linked and allowing to form a scientific concept of social development, which is easy to test for scientific validity, since it contains a forecast and a description of a new formation (in the text-Emissionism), into which humanity is passing.

Концепция общественного развития

Предисловие

Наблюдая окружающий мир можно тысячу или миллион раз увидеть, что многие процессы в нём повторяются на разных уровнях живого и неживого мира. Удивительно, но окружающий мир очень часто повторяет сам себя на различной ступени своего развития. Многие открытия сделаны благодаря таким наблюдениям. Наблюдая одну ступень развития мы получаем ключ к познанию следующей ступени. Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии. Сейчас многими принято считать, что развитие происходит по спирали, где каждый последующий виток повторяет предыдущий, но на более качественном уровне. Я придерживаюсь тех же взглядов. Удивительно, но библейское высказывание о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему, так, же говорит нам о связи всего живого между собой. Везде обнаруживается связь и подобие.

Можно предполагать, что Мир един и законы в нём едины, но так как материя способна менять свою форму и развиваться, то и законы, описывающие эту материю, могут принимать разную форму. В результате проявление одного и того же закона, при рассмотрении разных форм материи может носить на первый взгляд, разный характер и не иметь между собой ничего общего, делая процесс познания тем самым более сложным и нелинейным.
Наша задача увидеть эту связь и показать, что разные формы материи имеют много общего.

Для лучшего понимания возьмем воду и вспомним, что она может быть как в жидком, так и твердом виде. Формы разные, а объект один и тот же. С законами дело обстоит точно так же, они могут принимать разные формы, но их суть, их содержание не меняется. Когда согласно легенде яблоко упало на Ньютона, он открыл закон тяготения. Падение яблока чудесным образом удалось связать с другими подобными явлениями и понять, что это проявление одного и того же закона.

Формы, объекты, явления могут быть связаны между собой тонкими нитями, которые мы не сразу в состоянии осознать и увидеть. С другой стороны, если мы имеем дело не с бесконечным множеством законов во вселенной, а с их ограниченным количеством, то процесс познания становится возможным и не бесконечным. В результате можно надеяться, что мир познаваем и, понимая одно явление, мы можем, построив параллели понять и другое. Например, электрон занимает свободное место в структуре атома и человек стремится занять свободное место в автобусе. Что это? Случайное совпадение или проявление одного и того же закона? В животном мире мы встречаем мимикрию и миметизм, но и человек стремится подражать некоторым окружающим его людям. В животном мире мы, как правило, говорим о мутациях, наследственности, естественном отборе, а в случае человека подражание происходит на другом более качественном уровне. Наше восхищение каким-либо человеком заставляет нас быть похожим на него (та же мутация, но в другом виде, на более высоком качественном уровне).
Советская литература, да и в целом классическая русская литература пыталась создать положительный образ, который бы восхищал простого человека на труд, на подвиг, на моральное и нравственное самосовершенствование. В результате такого воспитания рождался новый человек. И это не случайно. Как мы знаем из биологии, мутации могут приносить как вред, так и пользу. Пропагандируя положительный образ, мы стремимся создать положительную мутацию и привить её человеку. Создавая и пропагандируя отрицательный образ, мы наоборот создаём отрицательную мутацию. Мир един и законы в нём едины. Человек как биологическое существо не может быть полностью отделен от биологического мира и его законов, но возможно эти законы имеют другую форму проявления, не всегда понятную нам. В биологии есть такое утверждение об эволюции, что увеличение численности вида способствует биологическому прогрессу, а уменьшение регрессу. Это очень важное утверждение, потому что оно даёт ключ к пониманию того, что нас ждёт в будущем.

1. Три основных фактора развития человечества

Начать надо с того, что человек отличается от животных высоким уровнем психической деятельности. Развитие мозга в эволюции животного мира способствовало тому, что человек научился думать, мечтать, сопереживать. Про человека говорят, что у него есть душа. В результате эволюции мы видим, что от потребления только материальных благ человек тяготеет и к потреблению нематериальных. А если эволюция приведет к тому, что потребление нематериальных благ станет более приоритетным, чем потребление материальных. Что будет тогда? Как изменится наш мир?

На данном этапе нашего повествования просто зафиксируем тот факт, что человек потребляет материальные и нематериальные блага, и что с эволюцией потребление нематериальных благ может расти и стать более приоритетным.

Возможно, когда человеческое общество ещё существовало в первобытнообщинном строе, можно было наблюдать первый всплеск человека к потреблению нематериальных ценностей.
Кроме того, важно обратить внимание и на социальную составляющую. Человек на протяжении всей своей истории находился и развивался внутри социума из себе подобных. Поэтому развитие человека неразрывно связано и с развитием общества, представителем которого он является.

Говоря об общественном прогрессе, я выделяю три основных фактора, приводящих к развитию человечества, в совокупности являющиеся отражением биологического прогресса, но в другой форме и на другом уровне:

1) Рост численности (в биологии - увеличение численности особей);
2) Рост производства и потребления материальных и нематериальных благ (в биологии - увеличение кормовой базы и расширение ареала);
3) Изменение внешней среды обитания или окружения (в биологии - повышение внутривидовой изменчивости).

Рост численности населения способствует росту производства и потребления благ. И если модель общественного устройства становится тормозом для роста производства и потребления, материальных благ, то происходит его перестройка, его изменение. Внешняя среда в данном случае выступает только как раздражитель, запускающий и ускоряющий процессы внутри общества. В результате рост численности провоцирует развитие, а развитие позволяет и дает толчок к новому росту населения.
Каждая ступень развития человеческого общества имеет общие черты и приводит к созданию уникальной модели общественного устройства, которые марксисты называют Общественно-Экономической формацией (ОЭФ).
Постараемся проследить, как шло развитие человечества и смена моделей общественного устройства.

2. От обезьяны к человеку

В силу изменений природно-климатических условий наши предки были вынуждены мигрировать, перемещаться в поисках еды и благоприятных для себя условий. В большинстве случаев миграция проходила по равнинной местности. Для прокладки маршрута и обеспечения безопасности в высокой траве наши предки были вынуждены становиться на задние лапы во весь рост (как и многие животные, например, суслик). В дальнейшем это позволило освободить передние конечности и активно их использовать. Прямохождение в результате появилось раньше, чем возник сам человек.

Рост продолжительности жизни отдельных особей и рост численности стада способствовали биологическому прогрессу. Наиболее старые члены накапливали опыт и знания, который научились со временем передавать своим сородичам сперва жестами, а потом и через звуки.
Первоначально основным способом добычи еды было собирательство, а так как продовольственная база любого места ограничена, то племя все время было вынуждено перемещаться в поисках еды. Возможно, в тот период были распространены так же сезонные миграции с севера на юг и обратно на значительные расстояния.

Развитие передних конечностей и интеллекта расширяло возможности в добыче еды. При этом всеобщее похолодание и снижение возможностей для добычи растительной еды привело к революции питания, а именно внесение в рацион - рыбы и мяса, что позволило со временем оставаться длительное время на одном месте и только при необходимости осваивать новые территории.
Расширение рациона питания привело к быстрому росту численности племен и заставило их искать новые способы добычи еды.
Со временем наши предки научились культивировать самостоятельно растительную пищу и приучать животных, что практически привело к отказу от миграций на большие расстояния.
Появление земледелия привело к новому всплеску численности, а в дальнейшем кроме биологического прогресса стал проявляться и общественный прогресс.

Краткие выводы: В целом можно констатировать, что изменение условий окружающего мира заставило наших предков приспосабливаться к этим изменениям и в целом развиваться. Рост численности и развитие популяции наших предков привело к биологическому прогрессу, а в дальнейшем и к общественному прогрессу.

3. От племени к обществу

Рост численности привел к обособлению отдельных членов племени друг от друга и возвышению родственных связей над племенными.
Так как отказ от миграции привел к необходимости формировать запасы еды и вести более сложную хозяйственную деятельность, то усложняется и внутренняя структура управления и жизнедеятельности племени.
Периодические неурожаи и голодные периоды заставили каждую семью формировать свои индивидуальные запасы еды на длительный срок. У руководства племени запасы еды формируются быстрее и больше по размерам, так как рядовые члены племени часть своих урожаев преподносят в дар жрецам и вождям племени. Жрецы и вожди племени активно поддерживают и развивают данную традицию, которая со временем переросла в подчинение рядовых членов племени его верхушке на уровне закона.

Впоследствии традиция делать запасы впрок на случай неблагоприятных периодов трансформировалась в накопление богатства.
В результате внутри племени формируется расслоение по уровню запасов еды и материальному положению. В определенный период расслоение достигает значительной величины и приводит к новым видам отношений внутри человеческого общества. Возникает предоставление еды, семян и т.п. в долг за определенное вознаграждение, а так же присвоение результатов чужого труда.

Происходит первая социальная революция, а именно переход от племени к обществу, характеризующемуся социальным расслоением и разделением на классы. В новом обществе формируется институт частной собственности и эксплуатация одних людей другими. Создаются первые государства.

Краткие выводы: Революция в питании привела к отказу от миграций и сделала необходимым формировать запасы еды, что привело, в конечном счете, к имущественному расслоению внутри племени. Это позволило сформировать внутри племени новые отношения, предполагающие право собственности, долги и право присваивать себе результаты чужого труда.

4. Рабовладельческое общество

Как человек эксплуатирует животное получая от него молоко, мясо, шкуру, шерсть и т.п., так человек решил эксплуатировать и другого человека, только получая от него труд, так как труд является источником материальных благ.
Присвоение чужого труда - это способ получения материальных благ, который в определенное время стал доминирующим в обществе.

Рабы занимались скотоводством, земледелием, строительством и т.д. Такой метод быстро приводил к росту материальных благ, а рост материальных благ находился в прямой зависимости от количества рабов. Рост количества рабов был основным драйвером роста данного общества. Чем больше рабов, тем больше благ. Возникает идея создания империй, расширения границ с целью поработить больше народов. Формируется определенная структура власти, обеспечивающая данные устремления и данный порядок. В результате каждому, кто способствовал благополучию данного государственного образования, нужно было дать рабов, землю. При этом каждый рабовладелец стремился получить от своих рабов больше благ.
Рабы были собственностью, и эта собственность приносила доход. Уровень свободы раба был минимальный.
Рабы давали потомство, тем самым, создавая новых рабов. На каком-то этапе это было выгодно, но со временем внешний прирост земли и рабов у государства замедлился или вообще прекратился. Со временем и управлять ими становилось всё сложнее. Начал развиваться кризис рабовладельческого общества.

Экстенсивная модель роста материальных благ, заложенная в фундамент любого общества, основанного на эксплуатации, приводит на определенном этапе к исчерпанию драйверов роста.

Постоянные войны с соседними государствами стали сильно затратными и не всегда приводили к победе. Внутренний рост рабов требовал все больше ресурсов на их содержание. Производительность труда рабов падала. Падал и их жизненный уровень, при этом, чтобы компенсировать потери дохода растет их эксплуатация. Это не могло не сказаться на появлении внутренних бунтов и восстаний и не привести к ещё большему падению производительности труда. Нужна была новая форма эксплуатации, менее затратная по ресурсам и более производительная с точки зрения производства материальных благ. И такая форма нашлась. Она выросла из предыдущей и стала её логическим продолжением.

5. Феодальное общество

Чтобы снизить ресурсоемкость эксплуатации и повысить производительность труда рабов, нужно было дать им землю и условно сделать свободными. В результате все проблемы с пропитанием рабов ложатся на плечи самих рабов, а если они хотят лучше есть и жить, они будут больше и лучше трудиться. Новая модель эксплуатации позволила создать новое общество и сделать ещё один виток в его развитии. В результате мы наблюдаем, развитие инструментов труда, так как крестьянам было выгодно этим заниматься. Было выгодно, и иметь больше детей, так как это дополнительные рабочие руки и помощь в старости. Новая модель эксплуатации базировалась на собственности на землю, к которой были привязаны бывшие рабы. Эксплуатируемый человек в этой новой модели приобретал больше свободы, но в целом всё ещё оставался рабом.

Так как в основе данной модели, как и в предыдущей, была заложена экстенсивная модель роста, то со временем не мог не произойти кризис и упадок. Количество земли у феодалов было ограничено. Бесконечные войны стали приносить больше убытков, чем дохода. Прирост земли стал невозможен или сильно замедлился, а количество крестьян росло. Их уровень жизни начал падать, а эксплуатация при этом росла. Начинаются крестьянские бунты. Земля и крестьянские поселения на ней могли дать только продукты питания и редким исключением какие-то орудия труда. В результате данной ситуации часть крестьян выдавливалась в города, где они становились ремесленниками.

Развитие орудий труда привело к развитию городов. Они стали центрами ремесла и торговли, центрами для притяжения и формирования нового богатства и создания новой системы эксплуатации. Старая система приходила в упадок, а на её смену рождалась новая.

6. Капиталистическое общество

Развитие городов послужило толчком к созданию капиталистического общества. Ремесленные мастерские разрастались, активно совершенствуя орудия труда и технологии. И на каком-то этапе потребовали привлечение свободных рук, т.е. наемных работников. Беглые крестьяне и вольно отпущенные создавали армию вольнонаемных работников. Бурное развитие производства материальных благ в городах привело к их росту потребления и созданию новых благ, при этом их стоимость была ниже, а качество значительно выше кустарных поделок, выполненных в крестьянских поселениях.

Разделение операций внутри производственного процесса, создание новых средств производства и их совершенствование, выделение профессий и специализаций и т.п. привело к значительному росту производительности труда в городах. Крестьянские хозяйства не могли с ними конкурировать, и были вынуждены сосредоточиться только на производстве продуктов питания, получая орудия производства из города. Зависимость крестьянских хозяйств от городов стала неуклонно расти. И на каком-то этапе потребность в материальных благах, производимых городами стала выше чем в благах, производимых крестьянскими хозяйствами. В результате стала активно развиваться новая модель эксплуатации, основанная на собственности, на средства производства. Вольнонаемный работник теперь имел ещё больше свободы, чем крепостной крестьянин, но оставался сильно зависимым от своего работодателя.

Как мы видим, с каждым витком развития уровень свободы эксплуатируемого растет, но не позволяет ему стать хозяином своего труда. Чтобы обеспечить себе определенный уровень потребления материальных благ, он все равно должен идти в рабы. Так устроено общество. Устроено в пользу тех, кто и осуществляет эксплуатацию. Развитие средств производства приводит к высвобождению рабочих рук, а развитие технологии, науки т.п. способствует развитию и производству нематериальных благ. В результате часть людей стала выдавливаться из производства материальных благ в производство нематериальных. Основными драйверами роста капиталистического общества были рост рынков сбыта, рост населения и уровня его благосостояния. С исчерпанием запасов сбережений потребителей для стимулирования спроса активно стало использоваться кредитование, т.е. технология. Но наша планета конечна, конечны и рынки сбыта, а бесконечно кредитовать население, которое погрязло в долгах уже невозможно. Экстенсивная модель роста в очередной раз себя исчерпала и требует создание новой модели эксплуатации.

7. Основы современного общества

Для каждой Общественно-Экономической Формации (далее - ОЭФ) характерен свой доминирующий источник формирования богатства (дохода).
Основным источником формирования богатства всегда является - собственность. По существу частная собственность позволяет её владельцу получать регулярный доход (ренту), который не зависит от его постоянной трудовой деятельности и может генерироваться автоматически без его прямого участия.

Класс, который извлекает из своей собственности доход, называется доходополучатель, а класс, который непосредственно своим трудом производит этот доход называется - доходопроизводитель. Доходополучатель и доходопроизводитель это общие обезличенные понятия, передающие суть отношений между различными социальными группами в обществе, но для каждой ОЭФ можно выделить в зависимости от способа производства (СП) свои конкретные классы. Например, буржуазия и рабочие, феодалы и крепостные, рабовладельцы и рабы.

Способ производства (СП) - это доминирующий в обществе способ извлечения дохода, который формируется в процессе эксплуатации производительных сил (ПС) на базе собственности доходополучателя.
Производительные силы (ПС) - это обобщенное понятие и отвечает на вопрос кто и как производит доход. Характеризуются классом, большим слоем людей в обществе, выступающим основным (ведущим) производителем дохода и технической базой, которую этот класс использует для этого. Техническая база широкое понятие и включает в себя как орудия производства, так и технологии, знания и т.п., т.е. все, что позволяет непосредственному производителю дохода производить доход для доходополучателя.

Производственные отношения (ПО) характеризуют доминирующий в обществе способ производства дохода производительными силами на базе собственности доходополучателя и представляют собой законы, принципы, отношения, которые складываются в обществе для данного типа производства дохода. Данные отношения закреплены юридически и охраняются господствующим классом.
Производственные отношения это отношения, которые складываются обществе между классом доходополучателем и классом доходопроизводителем.

Такой общественный порядок сложился исторически и стал возможным благодаря вводу и узакониванию в обществе института частной собственности.
Институт частной собственности ограничивает доступ большинства населения к материальной и нематериальной базе планеты (к источнику формирования богатства) и вынуждает их для получения материальных и нематериальных благ отказываться от прав на результаты своего труда. В результате происходит эксплуатация основной массы населения и присвоение результатов их труда узкой группой людей.

Из-за того что общественное развитие в основном идет по экстенсивному пути, а значит имеет и свои физические ограничения, доходность от господствующего в обществе способа производства богатства, по мере исчерпания ресурсов и драйверов роста, начинает со временем падать и в обществе возникает запрос на новый общественный уклад, включая и новый способ производства богатства. См.рисунок 1.



Под римскими цифрами показана смена общественно-экономических формаций.
Арабскими цифрами показаны различные периоды жизни формации.
1 - это стадия зарождения.
2 - это стадия массового перехода на новый способ производства.
3 - это стадия расцвета нового способа производства дохода.
4- это стадия угасания, т.е. динамика получения дохода становится отрицательной, снижается. Доход снижается, возникает потребность в новом способе производства.
5 - доход при старом способе производства стремиться к нулю, т.е. он отмирает.
Стоит отметить, что данный рисунок показывает, что зарождение новой формации происходит в период, когда старая ещё полностью не отмерла и существует.
При этом на стадии 2 происходит массовый переход с одного способа производства на другой. Т.е. доходность падает и доходополучатели ищут новый способ производства дохода.
Предполагается, что каждый новый способ производства позволяет получить больше дохода и производить и потреблять больше благ.
Смена формации происходит из-за появления нового более эффективного способа формирования богатства, который несет в себе больше благ для всего человечества, и способен охватить большие массы людей, заставив их отказаться от права на свой труд ради получения благ. В результате смена формации оказывается выгодна как доходополучателям, так и доходопроизводителям. При этом стоит обратить внимание, что каждая последующая формация увеличивает количество собственников. Пока правда неясно, связано ли это просто с ростом населения или это проявление какого-то закона.

Требует так же изучения феномен зависимости роста потребностей человека от увеличения количества производимых благ в мире и, что в этом случае может являться сдерживающим фактором для роста потребления благ.
Этот феномен интересен, прежде всего, тем, что бесконтрольный рост потребления благ на текущий момент ведет к истощению ресурсов планеты и экологическим катаклизмам.

В рассмотренном выше механизме смены общественных формаций лежали экономические причины, а именно потеря доходности от господствующего Способа Производства (СП), приводящая, как правило, к экономическому и политическому кризису в обществе.

Но ранее, я выделял и не экономические факторы общественного развития. Вернемся к ним еще раз.

Биологический прогресс, который сопровождается ростом численности, справедлив и для социального прогресса. Прогресс и рост численности два взаимосвязанных процесса. Более того рост численности населения провоцирует прогресс. Отсюда вытекает, что уменьшение численности Земли приведет к регрессу.

Кроме роста численности, как я писал уже ранее, драйверами общественного развития и роста являются изменение окружающей среды, заставляя людей приспосабливаться к её изменениям (что свойственно всему живому миру), а так же рост производства и потребления благ.

При росте численности людей в определенный момент всегда начинает наблюдаться дефицит ресурсов текущего жизненного уклада (источник формирования богатства всегда ограничен) и для выживания, так как они не видят для себя будущего в сложившейся обстановке, часть людей вынуждена осваивать новые сферы деятельности, создавать новые материальные и нематериальные блага, включая новые орудия производства и технологии. Условно данный процесс можно сравнить с выдавливанием «лишних» людей из традиционной сферы жизнедеятельности. Именно сейчас с широким внедрением автоматизации и роботизации ожидается большое выдавливание людей в новые сферы производства и прежде всего нематериальных благ.
В результате выдавливания эти «лишние» люди, чтобы выжить и найти себе место в обществе, вынуждены создавать новые блага, развивать науку, технику, технологии и т.п., что приводит к росту производительности труда, росту производства традиционных благ и созданию новых. Блага текущей формации оказываются более доступные, так как из-за роста производительности снижается себестоимость их производства. Это очень важный момент и может быть сформулирован как закон общественного развития. При переходе в новую формацию блага предыдущей становятся более доступными, что приводит к росту объемов их потребления. Этот феномен объясняется ростом производительности производства этих благ.

При этом растет спрос и на новые блага, характерные для новой формации. Каждая новая формация тем самым расширяет список благ доступных для человечества.

Доступность благ (в биологии - расширение пищевой базы) порождает новый виток роста численности населения.

Из-за роста производительности, потребность в людях, занятых в традиционных сферах жизнедеятельности уменьшается, а в новых сферах наоборот растет. В результате происходит очередное выдавливание «лишних людей» из традиционных сфер. Количество сторонников новой формации (нового общественного уклада) тем самым увеличивается, пока в определенный момент их количество не станет критическим и не создаст предпосылки для перехода в новую формацию.

В результате социального прогресса наблюдается и рост потребления нематериальных благ. Это связано с тем, что человек существо не только материальное, но и духовное (закон диалектики: количество переходит в качество). При этом меняется и сам человек, точнее большинство населения.

Социальный прогресс создает предпосылки, чтобы человек развивался ещё и как личность, развивая свои духовные и творческие возможности.
Возможно, что мы наблюдаем и биологический прогресс развития человека, в результате которого homo creator придет на смену homo sapiens.

В целом все перечисленные выше факторы смены общественных формаций хорошо увязываются между собой.

Покажем выше изложенное ещё раз на исторических примерах общественного развития.

Рабовладельческий строй
Источник формирования богатства того времени - физический труд. В результате источник физического труда сам человек ограничен в своей свободе, он раб. Основная масса населения лишена права распоряжаться свободно своим телом, собой. У рабов уровень личной свободы минимален. Раб вынужден работать, чтобы получить доступ к еде, одежде и т.п. Со временем эффективность использования рабского труда из-за низкой производительности стала падать, и стоимость самого раба и его содержания стала повышаться. Тем самым доходность такого способа производства стала падать. Это заставило искать новые более эффективные способы формирования богатства.

Феодальный строй
Источник формирования богатства того времени - земля. Гораздо более эффективно, оказалось, передать рабу землю и установить плату за её использование. В результате человек приобретал право на свой физический труд, но был привязан территориально и вынужден работать за получение доступа к земле. Собственнику уже не надо его содержать и нести дополнительные затраты. Человек становится заинтересованным повышать производительность своего труда, чтобы прокормить себя и свою семью. Количество земли у собственников ограничено, т.е. имеются ограничения для формирования богатства. При росте населения вырастает потребность в земле, а её нет. Доходность такого способа производства со временем начинает падать. Часть населения выдавливается в города, где становятся ремесленниками. В результате создаются новые орудия труда и технологии, которые позволяют достичь большей производительности в сельском хозяйстве. Новые виды деятельности оказываются более эффективными для формирования богатства.

Капиталистический строй
Источник формирования богатства - средства производства. Ремесленники создают новые орудия труда и технологии. С их помощью производятся промышленные товары. Промышленные товары это новые блага и спрос на них растет. Основная масса людей не имеет средств производства и вынуждена работать, чтобы получить доступ к новым благам. Люди уже могут свободно перемещаться. Т.е. с каждой новой формацией уровень свободы эксплуатируемого человека растет. Рост богатства при капитализме обеспечен ростом количества платежеспособных потребителей. С их исчерпанием доходность капиталистического способа производства начинает падать. Идет поиск новых.

Кредитный строй (Эмиссионизм)
Источник формирования богатства - частная кредитная эмиссия (эмиссия частных электронных денег). Современные блага требуют больших накоплений, которые можно сделать только за несколько десятков лет, а жить хочется здесь и сейчас. В результате потребитель через кредит получает доступ ко всем благам, но вынужден работать, чтобы отдать проценты за кредит.

В результате социального прогресса наблюдается не только рост уровня свободы эксплуатируемого человека, но и развитие инструмента производства благ, источника формирования богатства, доступ к которому у обычного человека оказывается, ограничен правом собственности. Сперва источником богатства был сам человек, потом земля, на которой он трудился, потом орудия производства, которые он может использовать, а теперь технология.

Краткие выводы: Современное общество основано на эксплуатации узкой группы людей большинства населения. Это стало возможным благодаря утверждению в обществе института частной собственности. Частная собственность распространяется на источник производства благ и вынуждает людей отказываться от права на свой труд. Смена формаций сопровождается ростом свободы эксплуатируемого человека и сменой источника формирования богатства, так как предыдущий источник исчерпал свои ресурсы и доходность его использования стала существенно падать.

общественное развитие, формация, эмиссионизм

Previous post Next post
Up