Ненаучная статья

Apr 20, 2023 10:02

Отправил свою статью: "Новая концепция общественного развития и переход в новую формацию Эмиссионизм" в два научных журнала. Получил ответ, что статья ненаучная. В принципе с этим согласен, далее опубликую одну из рецензий. Но проблему вижу в том, что современная наука превратилась в закрытое общество, и при следовании канонам научного исследования и повествования, она не хочет замечать творчество других людей, энтузиастов и самоучек. При том когда-то в юности я поступал в аспирантуру, но бросил её и одной из причин было равнодушие руководителей к мыслям и идеям своих аспирантов. Упор делался только на следовании канонам обучения и на изучение всех своих предшественников, что в итоге убивало время и желание, что-либо развивать и исследовать.

УДК 140.8

Новая концепция общественного развития и переход в новую формацию -Эмиссионизм

Аннотация
Статья посвящена принципам общественного развития и смены общественно-экономических формаций. Показана связь биологического и общественного прогресса, а так же какую роль играет рост численности населения. Делается прогноз по развитию общества и переходу в новую формацию - Эмиссионизм. Полученные принципы и подходы позволяют на научной основе заниматься прогнозированием будущего и формировать его образ.
Ключевые слова
Общественно-экономическая формация, общественное развитие, эмиссионизм, прогресс, производительные силы, способ производства, производственные отношения, социально-культурные мутации

Abstract
The article is devoted to the principles of social development and the change of socio-economic formations. The relationship between biological and social progress is shown, as well as the role played by population growth. A forecast is made for the development of society and the transition to a new formation - Emissionizm. The principles and approaches obtained allow us to predict the future on a scientific basis and form its image.
Keywords
Socio-economic formation, social development, emissionizm, progress, productive forces, mode of production, industrial relations, socio-cultural mutations

Предисловие
За основу данной концепции взята гипотеза о том, что многие законы во вселенной имеют много общего между собой и отличаются только формой отражения в нашем сознании. Мы привыкли каждую форму материи изучать отдельно друг от друга и устанавливать для каждой свои законы существования. Как мы знаем, материя способна развиваться и менять свою форму, в результате мы можем предположить, что и закон, которому она подчиняется, тоже может менять свою форму, отражая произошедшие с материей изменения. В результате один и тот же закон для разных форм материи приобретает свои уникальные черты и воспринимается нами по-разному. При этом форма меняется, а суть данного закона остается без изменения.
Например, формулы закона притяжения между телами и закона Кулона по взаимодействию между неподвижными точечными электрическими зарядами очень похожи. Это случайное совпадение или показатель единства этих двух законов? Почему уравнение Шредингера так же удивительным образом похоже на уравнение теплопроводности Фурье? Почему закон Ципфа для слов оказался верным и для численности больших городов? Почему строение атома и вращение электрона сравнивали с вращением планет вокруг солнца? Почему бактерии жертвуют собой при воздействии антибиотиков, чтобы сохранить колонию, точно так же как люди во время чрезвычайной ситуации жертвуют собой ради спасения своих детей и близких? Почему многие объекты в природе обладают свойствами фрактала? Что это? Случайность или отражение чего-то общего между ними? В своем исследовании, я исхожу из того, что между разными, в нашем сознании, законами существует реальная связь, и многие явления соответственно можно рассматривать вместе, как проявление одного и того же закона, которого можно условно назвать прото-законом.
Если вместо бесконечного множества законов во вселенной, мы имеем в реальности дело с их ограниченным количеством, то тогда процесс познания становится более доступным и не бесконечным.
Понимая одно явление, мы можем, построив параллели понять и другое. Поиск подобия в этом случае, начинает выступать как метод познания, а не особая черта человека в его восприятии окружающего мира.
Например, всем известный в природе биологический прогресс может совпадать по своей сути с общественным прогрессом. В их основе может лежать один и тот же прото-закон, описывающий изначально развитие прото-материи. Возможно, и расширение Вселенной тоже подчиняется этому же прото-закону.
В животном мире мы встречаем мимикрию и миметизм, но и человек склонен подражать некоторым окружающим его людям. В животном мире мы, как правило, говорим о мутациях, наследственности, естественном отборе, а в случае человека подражание и передача полезных качеств, происходит на другом более качественном уровне. Наше восхищение каким-либо человеком заставляет нас быть похожим на него (та же мутация, но в другом виде, на более высоком качественном уровне).
Человек как биологическое существо не может быть полностью отделен от биологического мира и его законов. И в своём исследовании я постараюсь это показать.

Закон общественного прогресса
Начать надо с того, что человек отличается от животных высоким уровнем психической деятельности. Развитие мозга в эволюции человека и его предков способствовало тому, что он научился думать, мечтать, сопереживать. Про человека говорят, что у него есть душа. В результате мы видим, что кроме потребления только материальных благ человек тяготеет и к потреблению нематериальных.
На данном этапе нашего повествования просто зафиксируем тот факт, что человек потребляет материальные и нематериальные блага.
Кроме того, важно обратить внимание и на социальную составляющую. Человек на протяжении всей своей истории находился и развивался внутри социума из себе подобных. Поэтому его развитие неразрывно связано и с развитием общества, представителем которого он является.
Говоря об общественном прогрессе, я выделяю три основных фактора, приводящие к развитию человечества. Они в совокупности являются отражением критериев, характеризующих биологический прогресс, но в другой форме и на другом уровне:
1) Рост численности населения (в биологии - увеличение численности особей, рост популяции);
2) Рост производства и потребления материальных и нематериальных благ (в биологии - увеличение кормовой базы и расширение ареала обитания);
3) Социально-культурные мутации и успешная адаптация к изменениям внешней и внутренней среды обитания (в биологии - повышение внутривидовой изменчивости).
Но справедливости ради надо сказать, что кроме прогресса есть еще регресс, а в нашем случае деградация общества и человека.
Рост численности населения имеет огромное значение, так как он предполагает рост потребления благ и тем самым заставляет общество развивать их производство. И если модель общественного устройства становится тормозом для роста производства и потребления этих благ, то происходит его перестройка, его изменение. Общество вынуждено перестраиваться и адаптироваться.
Наша планета Земля конечна и ресурсы на ней конечны, поэтому у нас нет другого пути развития, как вырваться за рамки нашей планеты и начать осваивать Космос.
Термин «Социально-культурные мутации» употребляется впервые. Дело в том, что когда я разрабатывал концепцию, опираясь на марксистские взгляды смены общественных формаций, то неоднократно сталкивался с тем, что закрыть глаза на влияние культуры на то или иное общество и его развитие, было невозможно. Религия как часть культуры на протяжении всей истории оказывала достаточно сильное влияние на многие общественные процессы. Особенности развития того или иного общества можно было объяснить мутациями, но только не такими, которые совершаются на генном уровне, а мутациями информационными, но которые при этом оказывают сильное влияние на дальнейшее развитие всего живого организма, точнее общества. Даже Маркс был вынужден говорить об особом азиатском способе производства. В итоге выстроенная теория смены формаций под воздействием культурных факторов и традиций у того или иного общества приобретает свои индивидуальные черты.
Очевидно, что культура (в широком понятии) формировала некий фундамент, на котором потом выстраивались закономерные общественные процессы.
Сейчас в биологии различают несколько видов мутаций. А именно: спонтанные, индуцированные, соматические, генеративные. Такое разнообразие мутаций говорит о том, что их может быть больше и их суть не заканчивается генами и изменением ДНК. Мутации, это прежде всего изменения в живом организме, влияющие на его развитие и существование и способные передаваться по наследству. И если рой пчел или муравейник мы готовы рассматривать как единый биологический объект, то общество тоже можно рассматривать как единый объект. И вот внутри этого общества и в целом в рамках этого объекта могут происходить социально-культурные мутации, которые способны оказывать влияние на дальнейшее развитие, как самих членов общества, так и на сам объект в целом. И если в растительном и животном мире мутация, точнее изменения передаются в основном генами, то на уровне человека - информацией, в различной ее форме. Родители с младенчества передают своему ребенку и закладывают в него определенную информацию, которая отразится в дальнейшем на его развитии и существовании. Т.е. форма передачи мутаций у человека есть, но выражена еще дополнительно в новой форме. ДНК это тоже источник информации, но у человека есть память, которая выполняет, в том числе и функцию ДНК, а возможно и просто расширяет ее возможности. В результате процесс воспитания, общения между родителями и детьми приобретает колоссальное значение и может оказывать сильное влияние на развитие и состояние общества. То, что передали родители своим детям, что они в них заложили, то и пойдет следующим поколениям. В результате разрушение института семьи, которое мы сейчас наблюдаем в Западных странах, приведет к колоссальным изменениям внутри общества и окажет сильное влияние на его развитие.
Внешняя и внутренняя среда выступает как раздражитель, запускающий и ускоряющий процессы внутри общества. В результате рост численности провоцирует развитие, а развитие позволяет и дает толчок к новому росту населения и дальнейшему развитию.
Каждая ступень развития человеческого общества имеет общие черты и приводит к созданию уникальной модели общественного устройства, которую марксисты называют Общественно-Экономической формацией.

Основы современного общества
Принятые в марксизме понятия, связанные со сменой формаций, на мой взгляд, требовали развития и нового осмысления. Поэтому далее в тексте я даю свои формулировки и свою интерпретацию.
Для каждой Общественно-Экономической Формации (далее - ОЭФ) характерен свой доминирующий источник формирования богатства (дохода).
Основным источником формирования богатства всегда является - собственность. По существу частная собственность позволяет её владельцу получать регулярный доход (ренту), который не зависит от его постоянной трудовой деятельности и может генерироваться автоматически без его прямого участия.
Класс, который извлекает из своей собственности доход, называется доходополучатель, а класс, который непосредственно своим трудом производит этот доход называется - доходопроизводитель. Доходополучатель и доходопроизводитель это общие обезличенные понятия, передающие суть отношений между различными социальными группами в обществе, но для каждой ОЭФ можно выделить в зависимости от Способа производства (СП) свои конкретные классы. Например, буржуазия и рабочие, феодалы и крепостные, рабовладельцы и рабы.
Способ производства (СП) - это доминирующий в обществе способ извлечения дохода, который формируется в процессе эксплуатации производительных сил (ПС) на базе собственности доходополучателя.
Производительные силы (ПС) - это обобщенное понятие и отвечает на вопрос: «Кто и как производит доход?». Характеризуются классом, большим слоем людей в обществе, выступающим основным (ведущим) производителем дохода и технической базой, которую он использует для этого.
Техническая база (ТБ) широкое понятие и включает в себя как орудия производства, так и технологии, знания и т.п., т.е. все, что позволяет непосредственному производителю дохода производить доход для доходополучателя.
Производственные отношения (ПО) - это отношения, которые складываются в обществе между классом доходополучателем и классом доходопроизводителем. Они характеризуют доминирующий в обществе способ производства дохода производительными силами на базе собственности доходополучателя и представляют собой законы, принципы, отношения, которые складываются в обществе для данного типа производства дохода. Данные отношения закреплены юридически и охраняются господствующим классом.
Такой общественный порядок сложился исторически и стал возможным благодаря вводу и узакониванию в обществе института частной собственности.
Институт частной собственности ограничивает доступ большинства населения к материальной и нематериальной базе планеты (к источнику формирования богатства, к источнику производства и потребления благ) и вынуждает их для получения материальных и нематериальных благ отказываться от прав на результаты своего труда. В результате происходит эксплуатация основной массы населения и присвоение результатов их труда узкой группой людей.
Эксплуатационная модель общества, которую мы сейчас с вами рассматриваем, развивается в основном по экстенсивному пути, а значит, имеет и свои физические или количественные ограничения. Например, количество рабов не может быть бесконечным и всегда ограничено численностью населения Земли или рабовладельческого государства, количество земли у феодала тоже не может быть бесконечным, и ограничено площадью земельных ресурсов Земли или феодального государства. Количество платежеспособных потребителей при капитализме тоже ограничено уровнем их дохода и способностью отдавать долги.
Количественный рост не бесконечен и рано или поздно мы приходим к концу возможностей развития той или иной модели общества, построенной на эксплуатации. Тем самым доходность от господствующего в обществе способа производства богатства, по мере исчерпания ресурсов и драйверов роста, начинает со временем падать и в обществе возникает запрос на новый общественный уклад, включая и новый способ производства богатства.
Можно выделить следующие периоды жизни формации:
1 - это стадия зарождения новой формации;
2 - это стадия массового перехода на новый способ производства, который несет в себе новая формация;
3 - это стадия расцвета нового способа производства дохода;
4- это стадия угасания. Динамика получения дохода становится отрицательной. Доход снижается, возникает потребность в новом способе производства;
5 - это стадия отмирания. Доход при старом способе производства стремится к нулю. В результате старый способ производства отмирает, и общество переходит в новую формацию.
Зарождение новой формации происходит в период угасания предыдущей, когда старая ещё полностью не отмерла и существует. Доходность падает, и люди ищут новый способ производства дохода и выхода из кризиса. Новый способ производства несет в себе больше благ для всего человечества, и способен охватить большие массы людей, заставив их отказаться от права на свой труд ради получения благ. В результате переход в новую формацию оказывается выгодным для большинства населения. Смена формации происходит не сразу, а в результате борьбы между сторонниками старого способа производства и нового. После смены власти и победы сторонников нового порядка происходит массовый переход с одного способа производства на другой. Каждый новый способ производства позволяет получить больше дохода, производить и потреблять больше благ.
В рассмотренном выше механизме смены общественных формаций лежали экономические причины, а именно потеря доходности от господствующего Способа Производства (СП), приводящая, как правило, к экономическому и политическому кризису в обществе. Но ранее, я выделял и не экономические факторы общественного развития. Вернемся к ним еще раз и посмотрим, как они участвуют в развитии.
Напомним, что речь идет о численности населения, о потреблении благ и адаптации людей к изменениям окружающей их среды. Данные факторы надо рассматривать не абстрактно, а в рамках конкретного общества, формируемого внутри того или иного государства, а так же социально-культурных мутаций происходящих в данном обществе.
При росте численности людей в определенный момент развития общества (вспоминаем, что источник формирования богатства всегда ограничен) начинает наблюдаться дефицит ресурсов текущего жизненного уклада, уровень жизни и доходы населения начинают падать. Для выживания, часть людей, так как они не видят для себя будущего в сложившейся обстановке, вынуждена осваивать новые сферы деятельности, создавать новые материальные и нематериальные блага, включая новые орудия производства и технологии. Условно данный процесс можно сравнить с выдавливанием «лишних» людей из традиционной сферы жизнедеятельности. Именно сейчас с широким внедрением автоматизации, ИИ и роботизации ожидается большое выдавливание людей в новые сферы производства и прежде всего нематериальных благ. В результате выдавливания эти «лишние» люди, чтобы выжить и найти себе место в обществе, вынуждены создавать новые блага, развивать науку, технику, технологии и т.п., что приводит к росту производительности труда, росту производства традиционных благ и созданию новых. Блага текущей формации из-за роста производительности оказываются более доступными, снижается себестоимость их производства. Это очень важный момент и может быть сформулирован как закон общественного развития.
При переходе в новую формацию блага предыдущей, из-за роста производительности и снижения их себестоимости, становятся более доступными, что приводит к росту объемов их потребления.
При этом растет спрос и на новые блага, характерные для новой формации. Каждая новая формация тем самым расширяет список благ доступных для человечества.
Увеличение доступности благ (в биологии - расширение пищевой базы) порождает новый виток роста численности населения. Именно в этот период повышается уровень жизни и люди видят для себя и своих детей перспективу, а это в итоге стимулирует рождаемость.
Из-за роста производительности, потребность в людях, занятых в традиционных сферах жизнедеятельности предыдущей формации уменьшается, а в новых сферах наоборот растет. В результате происходит очередное выдавливание «лишних людей» из традиционных сфер.
Количество сторонников новой формации (нового общественного уклада) тем самым увеличивается, пока в определенный момент их количество не станет критическим для общества и не создаст предпосылки для полного перехода в новую формацию.
В результате социального прогресса наблюдается так же рост уровня личной свободы эксплуатируемого класса. Это связано с тем, что человек существо не только материальное, но и духовное, поэтому его нужно рассматривать в комплексе и со всех сторон.
Покажем вышеизложенное на исторических примерах общественного развития.
Рабовладельческий строй
Источник формирования богатства того времени - физический труд. В результате источник физического труда сам человек ограничен в своей свободе, он раб. Основная масса населения лишена права распоряжаться свободно своим телом, собой. У рабов уровень личной свободы минимален. Раб вынужден работать, чтобы получить доступ к еде, одежде и т.п. Со временем эффективность использования рабского труда из-за низкой производительности стала падать, и стоимость самого раба и его содержания стала расти. Тем самым доходность такого способа производства стала падать. Это заставило искать новые более эффективные способы формирования богатства.
Феодальный строй
Источник формирования богатства того времени - земля. Гораздо более эффективно, оказалось, передать рабу землю и установить плату за её использование. В результате человек приобретал право на свой физический труд, но был привязан территориально и вынужден работать за получение доступа к земле. Собственнику уже не надо его содержать и нести дополнительные затраты. Человек становится заинтересованным повышать производительность своего труда, чтобы прокормить себя и свою семью. Количество земли у собственников ограничено, т.е. имеются ограничения для формирования богатства. При росте населения вырастает потребность в земле, а её нет. Доходность такого способа производства со временем начинает падать. Часть населения выдавливается в города, где становятся ремесленниками. В результате создаются новые орудия труда и технологии, которые позволяют достичь большей производительности в сельском хозяйстве. Новые виды деятельности оказываются более эффективными для формирования богатства.
Капиталистический строй
Источник формирования богатства - средства производства. Ремесленники создают новые орудия труда и технологии. С их помощью производятся промышленные товары. Промышленные товары это новые блага и спрос на них растет. Основная масса людей не имеет средств производства и вынуждена работать, чтобы получить доступ к новым благам. Люди уже могут свободно перемещаться. Т.е. с каждой новой формацией уровень свободы эксплуатируемого человека растет. Рост богатства при капитализме обеспечен ростом количества платежеспособных потребителей. С их исчерпанием доходность капиталистического способа производства начинает падать. Идет поиск новых.
В результате социального прогресса наблюдается и развитие инструмента производства востребованных в обществе благ, развитие источника формирования богатства, доступ к которому у обычного человека ограничен правом собственности.
Сперва источником богатства был сам человек и его физический труд, потом земля, на которой он трудился, потом орудия производства, которые он может использовать, а теперь можно сделать прогноз, что это будет - технология.

Переход в новую формацию - Эмиссионизм
Выдавливание части населения в сектор производства нематериальных благ приводит к тому, что этот сектор стал играть всё большую и большую роль в общественной жизни. В результате производство материальных благ оказалось зависимым от развития и производства благ в нематериальной сфере. Например, от науки, образования, технологий, рекламы, маркетинга и т.п. При этом материальные блага оказываются все более доступными, и внимание человека становится всё больше прикованным к нематериальным. Их потребление неуклонно растет. Новая модель эксплуатации, как известно, рождается из старой. Стимулирование спроса за счет кредитования открыло перспективу использования частной кредитной эмиссии в качестве новой модели эксплуатации. Сейчас кредитованием охвачены все слои населения, включая и предпринимателей. Только при капиталистическом обществе это право на кредитную эмиссию было ограниченным и в основном касалось только банков, то в новом обществе это право должен получить каждый предприниматель. И тогда он самостоятельно сможет как привлекать к себе потребителей, так и развивать собственное производство.
В новой формации он сам сможет выступать в качестве банка, эмитируя собственные частные электронные платежные средства (частные деньги). Эти электронные деньги могут иметь узкое обращение, только в рамках производителя и потребителя, так и более широкое, подразумевающее обмен на другие деньги и их обращение за пределами торговых интересов предпринимателя. С экономической точки зрения теория частных денег хорошо проработана. В 20 веке несколько ученых экономистов касались и развивали данную тему. Например, в России хорошо известна книга австро-британского экономиста лауреата Нобелевской премии Фридриха А.Хайека «Частные деньги». Среди современных экономистов можно выделить американского экономиста Thomas H. Greco Jr.¹. Но мы не будем подробно здесь касаться экономических вопросов и экономической теории, хотя это интересная и важная тема для понимания новой формации.
Постараемся в общих чертах понять сценарий развития событий.
Итак, мы имеем на текущий момент кризис капиталистического общества. Экономика стала глобальной, все рынки освоены и мы пришли к пределу потребления в рамках платежеспособности населения. Дальнейшее кредитование населения и коммерческих компаний может привести к невозврату или росту долгов, а в целом к мировому финансовому и банковскому кризису, который приведет к ещё большему экономическому кризису. Предположим, начнется банковский кризис, и уровень доверия к банковской системе упадет. Что делать простым потребителям и производителям?
Каким образом осуществлять свою экономическую деятельность, если доверия к банкам нет, а те банки, которым можно доверять в результате станут брать слишком большие проценты за обслуживание, усугубляя тем самым еще больше экономический кризис?

_____________
¹ См.: Thomas H. Greco Jr.. [Электронный ресурс]. URL: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Thomas_H._Greco_Jr. (дата обращения: 09.03.2023)
У потребителей и производителей возникает потребность в прямых платежах и прямом кредитовании, минуя всяких посредников, т.е. в платежах, которые принято сейчас обозначать как p2p. Новая технология блокчейн и созданные на её базе криптовалюты, как раз и позволяют осуществлять прямые платежи и обходиться без посредников. С развитием кризиса банковской системы потребность в подобных технологиях будет расти. И аналогично информационному Интернету, в будущем может появиться и финансовый Интернет, позволяющий совершать любые трансграничные платежи и обмен частных платежных средств между собой.
Чем больше растёт спрос и производство благ, тем сильнее работает маховик денежной эмиссии. Миллионы частных денег, олицетворяющие миллионы различных предпринимательских проектов способны привести к изменению финансовых потоков. Для производства новых благ появятся новые деньги, электронные деньги и их эмиссия не будет связана со старой моделью экономики. Эти новые деньги создадут и новую модель экономики.
Миру нужны свободные частные деньги, способные эффективно устанавливать связь между спросом и предложением.
Современные деньги - материальные и привязаны к материальным благам, а мы вступили в эпоху бурного производства и потребления нематериальных благ. И существующая модель экономики кредитования через банковскую систему не может эффективно оценивать это производство и его стимулировать. Нужна новая модель экономики и новые деньги - нематериальные, т.е. цифровые электронные.
Как известно сейчас все существующие деньги являются кредитными.
Кредитные деньги - это форма денег, денежная стоимость которых, создана в результате какого-либо будущего обязательства или требования, т.е. в результате предоставления кредита или выдачи долга.
Электронные деньги это форма кредитных денег. Они сочетают в себе свойства банковских депозитов и банкнот и выходят на совершенно новый качественный уровень развития кредитных денег.
Благодаря частным деньгам экономика начнет развиваться, и предприниматели получат доступ к «дешевым» и «длинным» деньгам. Как известно, сейчас большинство предпринимателей, не имеет доступа к таким деньгам. Банки не готовы кредитовать предприятия на длительный срок и под низкий процент. Зато это могут сделать конечные потребители. Обменивая свои государственные фиатные деньги на частные, конечные потребители тем самым, будут кредитовать бизнес, фактически предоставляя ему заём под очень низкий процент, а иногда и нулевой. В большинстве случаев потребитель, приобретая такие частные деньги, может рассматривать их как депозит, предоставляя тем самым, бизнесу ещё и «длинные» деньги.
В целом при росте товаров и услуг на рынке должно расти и денежное предложение. Частные деньги как раз решают эту проблему. Не трудно заметить, что в этом случае часть банковских функций становится доступна всем предпринимателям. В результате банки потеряют свое монопольное право на частную кредитную эмиссию. Между частными деньгами начнется конкуренция и вступит в силу закон Коперника-Грешема, гласящий: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие»².

______________
² См.: Закон Коперника-Грешема. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%E2%80%94_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 09.03.2023)
Краткие выводы
Попытаемся сформулировать главные постулаты общественного развития.
Существуют факторы, выступающие катализаторами общественного развития и смены формаций. Основной из них - это рост численности населения.
В основе известных нам формаций лежит эксплуатация человека человеком с целью получения материальных и нематериальных благ.
Так как любое эксплуатационное общество развивается по экстенсивному пути, то со временем происходит исчерпание факторов роста действующей модели эксплуатации и возникает необходимость в замене её другой.
В результате смены формаций уровень свободы эксплуатируемого неуклонно растёт, но он всё равно оказывается зависимым, так как не имеет доступа к производству основных благ, востребованных в обществе. Институт частной собственности является инструментом для порабощения и присвоения результатов чужого труда.
В результате смены формаций собственность, лежащая в основе права на эксплуатацию претерпевает изменения и находится в развитии. Сперва это сам человек, потом земля, потом орудия труда, а теперь, скорее всего - технология. Список можно пытаться продолжать. Как мы видим из истории, одна эксплуатационная модель может легко заменить другую и сколько таких моделей может существовать, никто не знает. Можно построить общество, где основной доход будет формироваться за счет предоставления доступа к массивам информации, свежему воздуху или к продлению жизни. Собственность как инструмент ограничения может коснуться всего. Аппетиты человека безграничны и возможно это позволяет создавать всё новые и новые модели эксплуатации. Всегда находится вариант порабощения людей.
Тем не менее, кроме моделей общества, основанных на эксплуатации, могут существовать и другие модели и на других принципах. И такие модели могут развиваться не по экстенсивному, а по интенсивному пути. В таких обществах потребность в потреблении нематериальных благ может преобладать над потреблением материальных. Человек может обмениваться излишками своего труда бесплатно, а общественное признание будет цениться выше, чем материальное богатство. Если мы посмотрим на Природу, то она идет по пути разнообразия, так как это залог выживания вида и всего живого. Нам следует это помнить и не стремиться установить на Земле однообразие государственных форм и мировоззрений.
В результате смены формаций мы наблюдаем не только рост производства благ, но и повышение их доступности. Основные блага предыдущих формаций становятся более доступными, так как из-за роста производительности снижается себестоимость их производства, что подогревает интерес к потреблению новых благ.
Стоит так же отметить, что социальный прогресс сопровождается так же научным прогрессом, предполагающим смену технических укладов (развитием средств производства благ). Для их смены требуется рост уровня концентрации капитала. Это важное замечание, на котором ранее не фокусировалось внимание. Рост уровня концентрации капитала одно из условий для перехода в новую формацию. Говоря иначе, прогресс с каждым своим шагом требует все большего объединения усилий. Только в эксплуатационных обществах такое объединение усилий происходит на уровне капитала и чем больше капитал, тем больше усилий может быть приложено для решения какой-либо задачи, то в обществах другого типа это может происходить и на других принципах. Например, в СССР объединение усилий шло на уровне всего государства. Соответственно, чем больше государство, его численность и экономическая мощь, тем больше усилий оно способно приложить для решения какой-либо задачи и развития общества. Предполагается, что новый технологический уклад будет базироваться на: новой энергетике, новых биомедицинских технологиях, робототехнике, информационных технологиях и освоении космоса.
Возможно, что в результате развития человечества может происходить и биологический прогресс, и в будущем homo creator придет на смену homo sapiens.
Список литературы
Акимов И.А., Клименко В.В. О природе таланта (Том 1). М.: Журнал "Студенческий
меридиан", 1994.
Кривицкий Л.В. Эволюционизм. Том первый: История природы и общая теория
эволюции. Минск.: Книжкин Дом, 2009.
Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса. URL:
http://jbio.ru/progress-i-regress-v-evolyucii-puti-dostizheniya-biologicheskogo-progressa (дата обращения: 14.01.2023).
Семенов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и
современность. Философия и общество. 1998. №3. URL:https://www.socionauki.ru/journal/articles/786972/ (дата обращения: 14.01.2023).
Хайек Ф. Частные деньги. М.: Институт Национальной Модели Экономики,1996.

References
Akimov I.A., Klimenko V.V. O prirode talanta (Tom 1). M.: Zhurnal «Studencheskii
meridian», 1994.
Semenov Yu.I. Marksova teoriya obshchestvenno-ekonomicheskikh formatsii i sovremennost’.
Filosofiya i obshchestvo. 1998. №3. URL:https://www.socionauki.ru/journal/articles/786972/ (Available at: 14.01.2023).
Krivitskii L.V. Evolyutsionizm. Tom pervyi: Istoriya prirody i obshchaya teoriya evolyutsii.
Minsk.: Knizhkin dom, 2009.
Progress i regress v evolyutsii. Puti dostizheniya biologicheskogo progressa. URL:
http://jbio.ru/progress-i-regress-v-evolyucii-puti-dostizheniya-biologicheskogo-progressa (Available at: 14.01.2023).
Khaiek F. Chastnye den’gi. M.: Institut Natsional’noi Modeli Ekonomiki, 1996. (Hayek F. Denationalization of Money)

будущее, личное, эмиссионизм, концепция общественного развития, философия

Previous post Next post
Up