Jan 06, 2023 13:36
Первые шаги к колониальному захвату Африки сделала Португалия, самая развитая морская держава XV века. (В 21 веке первые шаги к полному мировому господству сделали США, самая развитая держава того времени).
Государство КОНГО
Историю государства Конго можно проследить начиная с XIV в., но особенно хорошо известен период после проникновения на его территорию португальцев, т.е. после XVI века. Когда португальский мореплаватель Диего Као, первый европеец в этих местах, в 1484 году открыл устье реки Конго, в этой стране уже давно существовало государство. Португальские корабли были встречены послами местного правителя, сообщившие о появление кораблей в столицу Конго город Мбанна.
В период расцвета Конго его границы доходили на востоке до реки Кванго, на юге до реки Кваза, на западе до океана, а на севере простирались севернее реки Конго. Вся эта территория была подвластна одному великому правителю - маниконго. К времени появления португальцев этот племенной союз, занимал внушительную площадь и объединял ряд бунтуязычных племен. Все провинции государства были населены племенами баконго, родственными им басунди, майомбе и другими. Государственным языком был язык кишиконго.
Во время второго плавания в 1485 году, три каравеллы Диего Као вошли по Конго в глубь страны.
Вскоре после второго путешествия Као португальцы посетили столицу. Диего Као удалось попасть ко дворцу царя и на прием к нему.
За первыми контактами последовали очень оживленные отношения в ближайшие несколько лет. С 1489 года происходил регулярный обмен посольствами между Португалией и двором маниконго. Король Португалии направлял в Конго, не только мессионеров, но и ремесленников. (Конфетно-букетный период. В этот период, США активно налаживают отношения, и отправляют своих бизнесменов для контактов, и создания на территории пост советских республик американских предприятий).
Вскоре состоялось торжественное крещение местного царя Нзинга Мбема, принявшего имя Дон Альфонсо I (Вскоре почти все руководители пост советских республик присягнули западным ценностям и идеалам). Быстрому принятию им христианства способствовало то обстоятельство, что в это время государство Конго подверглось нападениям племен мундеквета. (Быстрому принятию западных ценностей способствовало то, что республики находились после перестройки в экономическом упадке.), В этих условиях правители Конго охотно приняли предложение португальцев, так как крещение было одним из условий получения помощи.
При правителе Альфонсо I (1507-1543) португальским миссионерам был открыт свободный доступ в столицу государства Конго, которая стала назваться Сан-Сальвадор. (Пост советские республики так же активно меняли название).
Придворный этикет маниконго был перестроен по португальскому образцу. Управление государством реформировано по принципу португальских кодексов права. (Сходные процессы происходили на всём пост советском пространстве).
Место вождей и правителей заняли герцоги и маркизы, одевавшиеся по португальской моде. Сыновья конголезской знати обучались в Португалии. (Дети богатых бизнесменов и правителей были отправлены в Европу и США, чтобы учиться.). Сын Альфонсо I Энрике, долго живший в Португалии, был принят папой Римским и рукоположен в сан епископа Утики. В архивах Португалии хранятся относящиеся к этому периоду 22 письма Альфонсо I королю Португалии Мануэлу, написанные на превосходном португальском языке.
В них отразились мысли и действия правителя Конго, человека в известном смысле необычайно образованного для своего времени.
Из писем видно, как он искал у европейских пришельцев помощи и поддержки. Альфонсо I признавал военное и навигационное превосходство португальцев и пытался с помощью их огнестрельного оружия победить своих врагов.
Около 1530 года португальцы положили начало чрезвычайно выгодной работорговле, которую в XVII и XVIII вв. довели до апогея их могущественные соперники - голландцы, французы и англичане. Уже на первые свои суда, возвращающиеся из Африки в Лиссабон, португальцы грузили рабов. Их перепродавали потом в другие европейские страны или же использовали для домашних работ и на полях.
Государство Конго и все побережье Анголы особенно привлекали работорговцев. В работорговлю были втянуты вассальные правители и племенная аристократия прибрежной полосы. Их превращало в послушные орудия работорговцев стремление любой ценой получить огнестрельное оружие и с его помощью добиться независимости от центральной власти правителя маниконго. (Правители бывших пост советских республик активно помогали США и просили у них помощи, чтобы обрести полную независимость от России и укрепить свою власть).
Они сами доставляли чужеземным купцам своих соплеменников, являвшихся членами многочисленных деревенских общин и участвовали в их продаже.
Целые районы обезлюдели. Во многих местностях прекратилась традиционная африканская торговля. Социальные основы общества были подорваны. Децентрализация возрастала день ото дня. Государство Конго близилось к распаду. Поняв, что пагубная политика работорговцев несет стране гибель, маниконго и часть аристократии попытались оказать ей сопротивление. В конце своего царствования король Альфонсо I запретил вывоз рабов, но ему не удалось воспрепятствовать ввозу в Конго европейских товаров и тем самым закрыть источник нелегальной работорговли. Он находился в плену иллюзий о равноправии с португальским королем, которому достаточно слово сказать, чтобы прекратить разбойничьи происки торговцев.
В письме к Жуану III Альфонсо I жалуется на «чрезмерную свободу, которую предоставляют Ваши чиновники и агенты тем людям и купцам, которые получают разрешение являться в мое королевство и здесь открывать торговлю товарами и многими вещами, которые нами запрещены. Мы не в состоянии измерить, сколь велик наносимый ими ущерб, ибо названные выше купцы каждый день захватывают наших подданых. Они берут их в плен, а затем продают. Испорченность и разнузданность купцов столь велики, что наша страна близка к тому, чтобы сильно обезлюдеть».
В заключении Альфонсо I просит: «А потому мы просим ваше Величество помочь нам в этих обстоятельствах и оказать нам поддержку тем, что вы прикажете Вашим агентам не посылать сюда купцов и товары, ибо мы желаем, чтобы в этих королевствах (в Конго) ни работорговли, ни рынка рабов больше не было». «Королевский брат», разумеется, вовсе не был склонен выполнить эту просьбу.
Во второй половине XVI и начале XVII века участились набеги соседних племен на восточные границы государства. После многолетней борьбы и с помощью португальцев Конго смогло отстоять свою независимость от притязаний соседних племен.
Хотя государство формально оставалось независимым, правящая династия и аристократия все больше запутывались в тенетах колониальной политики Португалии.
Участились набеги и возникла угроза от других соседних племен. В 1636 и 1641 гг. они разбили войска царей Конго. Тогда царь Конго Антонио I, решив отказаться от помощи португальцев, издал в 1665 году манифест об освобождении страны от португальцев, отказался от католичества и вновь обратился к религии предков.
Португальцы, опираясь на помощь местных князьков, боровшихся с царями Конго, собрали войско, состоявшее из 6 тысяч местных войнов и 400 португальцев, при которых было два орудия. 1 января 1666 года Антонио I потерпел поражение и был убит.
Однако португальцам не удалось восстановить свою власть. Они были вынуждены покинуть страну.
PS/ Здесь использованы отрывки из книги "Всемирная история: В 24 т., Т.12. Начало колониальных империй. - Мн.: Литература, 1996. - 592 с. ISBN 985-6274-67-2. (Глава 2. Государство Конго)
Курсивом мои комментарии.
Украина,
Россия,
личное,
история