Оригинал взят у
greenkatya в
Прогулки без экскурсовода: Чита В Читу из родного Хабаровска занесли дела командировочные, буквально на три дня. Но и этого времени хватило, чтобы проникнуться хитросплетением национальных культур, ошарашено обнаружить в столице Забайкалья следы отчего-то милых сердцу декабристов и навсегда отдать своё сердце (ну или довольный желудок) бурятской кухне. Не спешите вешать на Читу сухой ярлык «Провинция». Любить курорты просто, как говаривал один известный географ-романтик, пропивший свой глобус. Попробуйте отыскать что-то интересное вдали от тропических приключений и all inclusive.
Вот, например, привокзальная площадь Читы. Всех, кто прибыл в город с помощью всемогущих РЖД (и наверняка в пути подзадержался на пару часов - такая вот железнодорожная традиция) встречает великолепный Казанский кафедральный собор. Когда-то почти такой же стоял на центральной площади, как водится, имени Ленина, но чуждые всему прекрасному и религиозному большевики нервно снесли его под корень. К счастью, не так давно храм восстановили - и тут уже начинается то самое «почти», отличающее один памятник архитектуры от другого. Ходят слухи, что золотые купола новодела украшены именами местных уважаемых людей, я бы даже назвала их авторитетными, которые вложили в строительство определённые суммы честно заработанных денежных средств. Эти самые граждане, в отличие от суровых большевиков, заботятся о чистоте своей кармы и постарались таким образом её отполировать… мало ли что.
Переходим к декабристам. Да, это они разработали план Читы, вероятно, тоскуя по далёкому Петербургу, и щедро наградили своё вынужденное местожительства не только стройными перпендикулярными улицами, но и превосходной архитектурой. Центр города по-прежнему украшают дивные дворцы, в которых сейчас с комфортом располагаются различные госструктуры. В этом, к примеру, заседают тамошние ФСБшники.
А глядя на эти сооружения (в кадр попала только одна - их две на самом деле) невольно вспоминаешь величественные ростральные колонны. Конечно, их забайкальские друзья куда меньше ростом, но ассоциация выстраивается мгновенно.
Среди сутулых кирпичных многоквартирных домов скромно прячется церковь декабристов. Деревянная и очаровательная. Сейчас она работает как музей. Дважды я пыталась попасть внутрь, но приезжала в неурочный час. Поэтому на фото церковь только снаружи.
Переходим от петербургской культуры - к бурятской кухне. Возьмём, к примеру, одно из национальных блюд под названием позы. Неподготовленный человек, скорее всего, примет позу за упитанный пельмень и, если произнесёт это вслух, мгновенно будет изгнан из позной (по нашему - кафе) за такое кощунство. Начинка для правильной позы делается из трёх видов мяса: говядины, свинины и баранины. Число защипов равняется тридцати двум - как у настоящей бурятской юрты. Но истинные образцы встречаются редко, тенденция к упрощению имеет место и в кулинарии. Баранину практически не добавляют, да и защипов делают меньше - попробуй-ка ювелирно отсчитывать их число, когда позная битком набита желающими вкусно отужинать. Начинка различается - она может быть из фарша или рубленого мяса. Такого отменного натурального мяса, да простят меня вегетарианцы, я никогда нигде не пробовала! И стоят они всего ничего - 20-30 рублей за штуку! Это вам не дефлопе с крутоном! Есть позы необходимо руками - сначала аккуратно надкусить тесто и выпить горячий бульон, а уже потом приступить ко всему остальному. В краю, где зимой бушуют морозы под сорок градусов, никак нельзя без сытной, раскалённой еды, мгновенно согревающей продрогших людей.
Чита отличается, как шутят местные жители, тропическим климатом. Палящая жара и голубое небо мгновенно сменяются толстыми тучами и проливным дождём.
Но все привыкли, и ливень - это не повод сидеть дома. Вот и мы, игнорируя нахальные капли, упорно барабанящие по стеклам автомобиля, отправились смотреть Читинский водораздел, где берут своё начало Амур, Лена и Енисей. Говорят, подобное единение рек возможно еще только в Иерусалиме. Больше нигде в мире реки не встречаются.
Водораздел отмечен огромным крестом и колоколом. В него надо ударить трижды и пожелать всем счастья. Считается, что для каждого путника у колокола свой голос, особый и неповторимый. Напоминаю, мы попали на водораздел под проливным дождем, и, когда я, промокшая и восторженная, посылала в бушующие небеса третье пожелание счастья, звон моего колокола неожиданно слился с чистым и сильным раскатом грома… Думайте, что хотите, но я-то знаю: меня услышали.