как мы рисовали барашков...

Mar 11, 2010 19:03

о времена, о нравы...
меняется все, а со всем меняемся мы, когда, в сущности, хотелось оставаться там же, но с другими мозгами...
а может, и не случалось бы тогда того, что случалось. в общем, вспомнила бабка, как в девках ходила.

как-то я вывешивала здесь выступление о.Георгия Чистякова на семинаре по паллиативной медицине.
Если кто еще не читал, прочтите. Тот семинар назывался "Боль у детей"

А вот здесь выложены все те четыре российско-французских семинара по паллиативной медицине в РДКБ.

нашла я и свое выступление в 2001-м году на семинаре под названием "Образование и социально-психологическая реабилитация в детской больнице". там в президиуме сидел о.Георгий, улыбался и иногда вставлял реплики. я очень скучаю по тем временам и по той работе. времени с той поры прошло много, и нет о.Георгия, нет Светы, о которой я там говорю, и многих нет. и я не занимаюсь тем, о чем я там говорю, и хочу к этому вернуться. давно не была в храме РДКБ, хотелось бы зайти туда, повидать всех. и Лину Зиновьевну, да =). может, зайти с тортиком, и может, даже с бутылочкой, но не знаю, какое настроение будет у Лины =).




конечно, в том, что здесь написано, многое нужно менять, потому что время идет, а мы сами и опыт наш меняется. я бы хотела в идеале создать студию детских работ, чтобы дети сами себе зарабатывали на лекарства...

в общем, под катом текст моего выступления. в нем я говорю о том, как все начиналось в отделении генетики и как все продолжилось. (кстати, любые выступления даются мне с большой к ним ненавистью, ну не могу я выступать перед взрослыми. мне перед детьми проще):

Я работаю в отделении генетики. Хочу сказать несколько слов об особенностях этого отделения. Здесь проходят курс лечения дети, больные муковисцидозом, то есть страдающие неизлечимым наследственным заболеванием. Специфика такова, что они не годами лежат в отделении, а поступают на плановую госпитализацию каждые три месяца. Пару недель ребенок лечится, затем три месяца или полгода -- дома. Здесь не имеет смысла затевать “долгоиграющие» проекты, вроде театральных постановок и т.д., поскольку дети хотят видеть результат своей работы тут же, сразу. Приоритет у нас отдается рисованию, сочинительству, хотя сами занятия трудно назвать рисованием, поскольку всегда это синтез. Например, когда я прошу ребенка придумать название для своей работы, чтобы она не была беспредметной, это зачастую переходит в целые новеллы, сочинительства, порой бывают даже стихи.

Есть такие дети, которые сидят перед белым листом бумаги и, еще не зная, что они будут рисовать, берут в руки фломастер и начинают фантазировать. Свои фантазии они комментирует. Я всегда их записываю, использую детскую лексику и указываю стрелочкой на соответствующее место рисунка. Потом детям бывает очень весело это рассматривать. Родители вообще приходят в восторг.

Прежде чем в отделении генетики были организованы занятия по рисованию, была подготовлена хорошая база. Доброволец нашей группы Вера Петровна Белецкая пришла в отделение на год раньше меня, и ей приходилось по-настоящему пробиваться. Родители были погружены в свои проблемы, дети зашорены. Ей приходилось очень тяжело на первых порах, но она нашла простой выход -- стала приходить в отделение с пирогами свой выпечки. С тех пор это стало уже традицией. Каждую субботу дети и родители ждут с нетерпением тетю Веру со своими пирогами. Ее участие, конечно, только этим не ограничивается. Она организовывает походы в театры, концерты, какую-то самодеятельность. Ей удается проводить ненавязчивую катехизацию среди родителей. И здесь речь идет не о том, чтобы обратить в свою веру сопротивляющихся людей. Просто такие глобальные темы в стенах больницы очень естественны. И родители часто в обыденном разговоре поднимают их: о Боге, о личности, о справедливости.
Когда я пришла в отделение, мне были рады уже заранее, столь там была доброжелательная атмосфера. И когда к тебе подходит маленький человек и просит нарисовать барашка, с этого момента начинается ответственность перед ним.

Тяжелобольной ребенок должен знать, что у него есть взрослый друг. Если ребенок обращается к вам за решением каких-либо проблем, это уже большая победа. Небольшой пример: мне звонит ребенок, а у меня дома есть собака, и я говорю ему -- хочешь, чтобы моя собака тебе что-нибудь сказала? Собака по моей просьбе начинает что-то «говорить», и он ужасно счастлив, ему хватает и этого. Наше общение происходит на равных. Мы быстро переходим на "ты".

Мне хотелось бы взглянуть на педагога их глазами. Не знаю, нужен ли такой уровень. Иногда некоторые девочки спрашивают, на какие дискотеки я хожу, от кого "фанатею" и прочие смешные вещи. Здесь появляется удобный момент, когда можно привить ребенку хороший вкус.

И еще хочу сказать о детях, больных муковисцидозом. У них страдают практически все внутренние органы, за исключением, пожалуй, мозга -- у них светлая голова, гибкое воображение, они контактны, очень жадно впитывают информацию. Ускоренное умственное развитие у них зависит от постоянного контакта со взрослыми. Они более романтичны, чем их сверстники, у них рано завязываются романтические отношения между мальчиками и девочками. И этому, наверное, препятствовать не нужно, так как за короткий срок они проживают всю жизнь.
До определенного возраста (примерно до 7-8 лет) живопись этих детей очень яркая и красочная. Но когда они становятся подростками, их творчество претерпевает кризис, прежние сказочные темы делаются неактуальными. Они становятся философами в своем отдельном мире. У них появляется своеобразный черный юмор и в разговоре. Происходит это потому, что до них, наконец, доходит информация об их заболевании и о последствиях. Они узнают о смерти своих друзей, обсуждают это в своем узком кругу, никого не допуская туда, даже родителей. Я считаю бестактным вмешиваться в эти беседы. Но здесь я нахожу уместным проведение спонтанных бесед с ними об общечеловеческих ценностях. Я вижу, что глазами они мне отвечают, они слушают. В этих беседах я затрагиваю вопрос о вере, о том, что нас, здоровых людей, объединяет с ними. Существует опасность отрыва больного подростка от мира и ухода в себя, конфликта с окружающим миром.

Я хотела бы сказать несколько слов о терапевтических моментах. Мы очень любим акварель. Одна из основных проблем этих детей -- застой мокроты в легких, постоянное обезвоживание. И я заметила, что в процессе работы с акварелью у детей часто появляется продуктивный кашель, который позволяет избавиться от излишков мокроты в легких. Я думаю, что сам процесс разбавления красок водой, размывания, видимо, влияет психологически и физиологически на этот процесс. Хочу добавить, что больной ребенок не должен быть пассивным потребителем, с этого начинается его конфликт с окружающим миром.

Хочу привести такой пример: У нас есть девочка, Света Смирнова, 15 лет. У нее муковисцидоз смешанной формы, тяжелое течение заболевания. Она очень контактна. И мы с ней очень долго думали, чем же ей заняться. Она призналась, что честно пыталась и рисовать, и сочинять, но ничего не получалось. В конце концов, она сама нашла выход -- ее вдруг заинтересовали комнатные растения. Для нее были собраны саженцы, она увезла их домой, и в последующую госпитализацию она хорошо выглядела и радостно заявила о том, что саженцы у нее прижились, и на следующий год она ожидает, что они зацветут. Когда существуют такие длительные планы и возможность их осуществления уже сегодня, это дает огромные ресурсы организму. Есть смысл жить. Некогда болеть.

* * *

ПРОШУ ПЕРЕПОСТА. НУЖНА ПОМОЩЬ.

нарисуй мне барашка

Previous post Next post
Up