Ещё один интересный экспонат из того же Венского Арсенала, но уже эпохи WWI. Фуражка пленного русского офицера, сплетённая из бересты.
Видимо, штатная фуражка была утеряна, а без головного убора, соответствующего званию, офицер не мог себе позволить находиться даже в лагере для военнопленных - пришлось изготавливать самодельную замену.
А вообще, очень жаль, что нынче мужчины практически не носят головные уборы: не пошлые бейсболки, а шляпы, которых существуют множество фасонов, так что каждый может подобрать себе подходящую. Дяденька в шляпе смотрится как-то основательнее и солиднее.
Да что говорить, в наше время часто видишь, что и калугеры выходят из келлии без скуфеек. Кстати, если кто не знает, то изначально монашеская или священническая скуфейка предназначались для прикрытия выстриженных волос (тонзуры или гуменца) как знака принадлежности к клиру. И сорвать с попа скуфью равнялось нанесению страшного оскорбления. Где-то в сети публиковали жалобу священника 17-го века, которого помещик частенько подвергал порке, но тот терпел до той поры, пока к телесной экзекуции не присоединили оскорбление срывом с головы скуфьи. Такой обиды батюшка уже не понёс и написал жалобу.
Может быть, снова надо ввести выстригание тонзур? А то ещё лет тому этак пятнадцать вполне срабатывала поговорка про попа в рогожке, нынче же бывают проблемы с идентификацией. Я не противник ношения штатской одежды клириками в городе, сам такой после некоего инцидента, но не полной же маскировки. А вот у еллинов папас в костюме - полный нонсенс, можно на грубость или едкое замечание нарваться.
А с другой стороны, лет 300 назад священники по одежде мало чем отличались от окружающих. В подряснике хорошо на автомобиле ездить, попутно пугая катехизируя сотрудников гибдд, в метро же или в трамвае рискуешь обрести подол затоптанным и в лохмотьях. А пошить новый подрясничек стоит внушительной суммы. Вот и получается постоянное переодевание в храме и на улицу. Наши западные братья по разуму нашли решение проблемы в спецкостюме для ихних батюшек, теперь в сутане редко кого встретишь.
У мнихов с одеждой тоже не всё просто. Святые отцы говорили, что иноку достоит носить ту одежду, которая будучи брошена на распутии, пролежит не меньше трёх дней. Современный же постригальный комплект (клобук, мантия, ряса, etc.) обойдется, наверно, не меньше 1000 европейских у.е. При этом, в отечественном картонном клобуке вне храма не походишь, монаси перевозят их в специальных контейнерах, сильно смахивающих на дамские шляпные коробки.
Кстати, если позволите, вопрос: а как вы относитесь к ношению духовенством гражданской одежды?