Пиратская партия
прошла в Европарламент
В воскресенье закончились очередные выборы в Европарламент. В его состав впервые вошла шведская Пиратская партия, выступающая за пересмотр копирайт-законодательства и легализацию файлообмена в личных целях. Дальше - о том, почему это хорошо.
"Оп-па!" - говорит лидер шведской Пиратской партии Рик Фолквинг, фото
Reuters Шведская пиратская партия набрала на этих выборах 7,1% голосов, что принесло ей одно место в Европарламенте. О намерении выступать за легализацию файлообмена в личных целях также выступили шведские зелёные, которые набрали 10,9% голосов и получили два места в Европарламенте [кстати сказать, один из членов шведской Партии зелёных - пресс-секретарь The Pirate Bay Петер Сунде].
Лидер Пиратской партии Швеции Рик Фолквинг вместе с Питером Сунде
в вестибюле здания суда, 3 марта 2009 года. Фото
Oscar Swartz.
"Мы только что изменили политическую историю", -
говорит лидер шведской Пиратской Партии Рик Фолквинг, сияя от радости. "Мы - крупнейшая партия среди избирателей до 30-ти лет. Это - построение свободного будущего".
В Брюссель Пиратская партия собирается отправить Кристиана Энгстрёма. Он уже работал с Европарламентом в прошлом, выступая против программных патентов. Кроме этого, он выглядит очень по-брюссельски, что также на руку шведам, ведь парламентарии гораздо охотнее будут слушать того, кто выглядит похоже.
Кристиан Энгстрём, фото
Reuters А теперь - вкратце о целях Пиратской партиии [о, я уже предчувствую, какой сейчас начнётся холи вор]:
- Снятие какой-либо уголовной ответственности за некоммерческое использование работ.
- Ограничение срока действия копирайта до 5-10 лет [напомню, сейчас срок действия копирайта в Европе = жизнь автора + 70 лет, в США = жизнь автора + 90 лет].
- Упразднение программных и фармацевтических патентов.
- Защита индивидуальных прав, особенно - частной жизни и свободы слова.
- Защита интересов потребителей в электронной торговле [в отличие от таких систем, как DRM - система управления цифровыми правами].
Рик Фолквинг и Кристиан Энгстрём сияют от радости,
фото Reuters В программном тексте Пиратской партии
говорится, что:
"Ни авторские права, ни якобы внешние угрозы не должны быть причиной ущемления фундаментальных прав, таких, как право личной жизни. Штаты и Евросоюз должны действовать более открыто и демократично.... Те, кто боится свободы слова в Интернете, требуют у провайдеров и администраторов ресурсов брать на себя ответственность за мнения их пользователей. Штаты собирают всё больше информации о своих жителях, оставаясь в то же время очень закрытыми и зачастую действуя под грифом секретности [очевидно, речь идёт о подготовке глобального копирайт-закона ACTA, который с непонятной радости сейчас готовится под грифом гостайны - примечание pazzive]."
А теперь поясню на пальцах. Когда интернета не было, соблюдать копирайты было гораздо проще. А следить за нарушениями труднее. Сейчас же создание копии - один из базовых принципов работы интернета [вот даже сейчас, когда вы читаете этот текст, ваш броузер создал копию этой страницы на вашей локальной машине]. А следить за нарушениями стало предельно легко - вбил себе в гугл пару слов и смотри, где они упоминаются.
Так вот, сейчас ужесточение копирайт-законодательство ущемляет права пользователей, чем дальше, тем больше: "а давайте смотреть, кто что качает; а давайте перекрывать доступ к нехорошим сайтам; а давайте смотреть почту, вдруг террористов найдём; а давайте нахрен закроем торренты, чтобы не дай бог не качали контрафакт..." Ну и т.д. Бизнес, честно говоря, плевать хотел на права пользователей - право на анонимность, на тайну переписки, на свободу слова. Главная цель бизнеса - это profit, максимизация прибыли. Если для этого нужно пролоббировать новые законы - никаких проблем. Вот и вышло, что вся система перекособочилась в сторону законности, а о правах пользователей говорят разве что правозащитники Фонда Электронного фронтира (EFF).
Интервью с Риком Фолквингом, сюжет шведского телеканала SVT
Выход Пиратской партии в Европарламент - знаменательное событие. Которое уже вряд ли позволит политикам говорить, что все противники текущего копирайт-законодательства - подростки-беспредельщики. Ведь правительство представляет интересы граждан, верно? И если количество недовольных растёт, не совсем правильно зажимать их в тиски всё более суровых законов, не прислушиваясь к их аргументам.
Бурная радость Рика Фолквинга, фото
Reuters Скажу сразу, что я сильно сомневаюсь, что Пиратская партия достигнет своих целей. Потому что защитники копирайтов очень часто либо сами являются бизнесменами, либо представляют бизнес. А с наступлением информационной эры интеллектуальные права становятся золотой жилой. Недаром Марк Гэтти, владелец крупнейшего фотобанка Getty Images заявил, что "интеллектуальная собственность - это нефть 21-го века". А чтобы биться с медиакорпорациями, одного места в Европарламенте недостаточно. Однако теперь все партии задумались о том, а как они, собственно, относятся к авторскому праву. И пусть далеко не все примут сторону Пиратской партии, но как минимум задумаются. Потому что раньше такой вопрос в принципе не стоял. Об этом, кстати, пишут и на
форуме разработчики игр [кстати, очень рекомендую ссылку для прочтения - как оказалось, весьма толковые люди].
Победу пиратам принесла, в первую очередь, недальновидная политика американских медиамагнатов, которые в 2006-м году инициировали во многом спорный штурм дата-центра с серверами The Pirate Bay (трекер функционировал абсолютно легально по шведскому законодательству), главный следователь потом ушёл работать в Warner Bros и скрывался от суда, а сам судья, как выяснилось,
состоял в целой пачке копирайт-ассоциаций и
судил предвзято.
Заголовок шведской газеты Expressen: "Пиратская партия едет в Брюссель после сегодняшних выборов", фото
Reuters Приход пиратов к власти хорош ещё и потому, что существующие парламентарии имеют очень приблизительное понимание цифровых технологий. Во Франции пару месяцев назад журналисты задали элементарный вопрос депутатам, собиравшимся бороться с интернет-пиратами. И
оказалось, что они вообще ничерта не смыслят в том, что собираются законодательно регулировать.
Решения Европарламента носят рекомендательный характер, их придерживаться необязательно, хотя и очень желательно в плане здравого смысла. К примеру, французские парламентарии продемонстрировали свою довольно слабую вменяемость, когда после
доклада Европарламента о недопустимости ограничения доступа в Интернет как наказания [а интернет во всём цивилизованном мире - это прежде всего образование, а не канал сбыта, как считают медиамагнаты] взяли и приняли со второго раза
закон трёх предупреждений. Теперь согласно ему человек, трижды уличённый в скачивании контрафактной информации, отключается от интернета на год. При том, что провайдеру за интернет он должен платить целый год. И как будто этого мало, сейчас во Франции
готовится законопроект "Loppsi 2", согласно которому полиция будет скрыто устанавливать шпионские программы пользователям, чтобы собирать данные о подозрителдьных пользователях. Без всяких санкций суда. И затем накапливать информацию о пользователях в глобальной базе, включающей всё - от номера водительских прав до IMEI-идентификатора мобилки. На всё планируют потратить миллиард евро.
Радует, что три дня назад во Франции официально зарегистрировали свою Пиратскую партию -
Parti Pirate, и я почему-то уверен, что учитывая такие нововведения со стороны правительства, её ждёт грандиозный успех :)
Короче говоря, выход Пиратской партии в Европарламент показал, что количество недовольных законодательством об авторском праве заметно увеличилось со времен предпоследних выборов. Настолько, что теперь они в состоянии выводить своих представителей в различные законодательные органы. То ли ещё будет.