Сибирский «Титаник»

Jan 28, 2015 10:02


История «Титаника», погибшего в Атлантике, известна всем, но мало кто знает, что схожая катастрофа произошла в России на реке Обь возле станции Новониколаевск в 1921 году.



Это был пассажирский пароход, построенный в конце XIX века на верфи Тюмени. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании и назывался «Кормилец». Затем его приобрела барнаульская купчиха 2-ой гильдии Евдокия Мельникова и переименовала в «Братья Мельниковы». После революции имущество купчихи было национализировано, и пароход получил новое имя «Совнарком».

8 мая 1921 года он вышел из Барнаула в свой первый рейс под новым именем по маршруту Барнаул-Томск, на его борту находилось около 400 пассажиров. Кроме этого  он имел на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров.
К вечеру 9 мая прибыл в Бердск. Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди, которые спешили в Новониколаевск и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс.

В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.

Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена «быка» - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но «Совнарком» из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у «Совнаркома», как и у погибшего десятилетием ранее «Титаника», образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. «Совнарком» погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.

При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы «Богатырь» и буксир «Новониколаевск». В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочищи поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту «Совнаркома», удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
Уже на следующий день начала работу специальная комиссия по расследованию причин аварии. Однако официальных данных о гибели парохода не сохранилось.

Остов затонувшего парохода мешал судоходству. Поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.
Безуспешные попытки поднять остатки «Совнаркома» предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.

После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.

Источник


Previous post Next post
Up