Не «кибервойны» являются Сутью нынешнего глобального «выяснения отношений»

Dec 10, 2016 01:55

Оригинал взят у serfilatov в Не «кибервойны» являются Сутью нынешнего глобального «выяснения отношений»


Президент России Владимир Путин утвердил новую «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации». Документ подписан 5 декабря 2016 года и вступил в силу.
Многие эксперты и обозреватели - и в России, и за рубежом - прокомментировали содержание документа. Пишут: и о том, что в Доктрине сформулирована необходимость защиты информационных ресурсов России; и о безопасности специальных каналов связи; и о том, что кибервойны стали реальностью сегодняшнего дня; и о том, что должно быть обеспечено устойчивое и бесперебойное «функционирование информационной инфраструктуры, в первую очередь, критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время».
Обо всем этом уже активно пишут, ключевые положения Доктрины активно обсуждают. Разные комментаторы выделяют ещё ряд аспектов информационного противостояния, которое и вызывает к жизни уже вторую «Концепцию информационной безопасности Российской Федерации». Напомним, что первый документ под этим названием увидел свет в 2000 году, и сейчас Указом Президента России «утратил силу».
Возможно, ряд читателей хотел бы увидеть сравнительный анализ двух Доктрин. Но, сегодня, на мой взгляд, после прошедших 16 лет мировых трансформаций сравнивать два варианта Доктрины весьма сложно - ситуация в мире развивается стремительно. Столь стремительно, что даже осмысление сегодняшнего момента не так просто, как представляется со стороны. «Кони понеслись. Вскачь…»
Надеюсь, что у нас не забыли, как это бывает, и что об этом писал Николай Васильевич Гоголь: «И какой же русский не любит быстрой езды?.. Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Эх, Тройка! Птица-Тройка, кто тебя выдумал?»
Казалось бы - вот оно, для русского характера, самое Время Стремительных Перемен! И Мы в этой среде чувствуем себя значительно увереннее, чем западные любители «комфорта».
Однако, на наш взгляд, ключевой темой в подписанном Владимиром Путиным фундаментальном документе «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» стало даже не эта очень четко прописанная картина обострения угроз информационных.
Из глубин этого текста чистым светом Родины вспыхнули несколько положений.
Во-первых, среди «Основных направлений обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности» выделим чрезвычайно важное: «Нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей». А также - рядом - ещё один столь же значимый постулат: «Нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества».
Не кибервойны и не техническая защита от них являются Сутью нынешнего глобального «выяснения отношений» на площадке непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса. Ясно, что после этого кризиса, а любой кризис рано или поздно переходит в подъем, вперед пойдет именно тот, кто смог сохранить Душу, Верность Отцам и Смыслы.
Именно этот посыл автор увидел в новом документе, подписанным Владимиром Путиным.

[Spoiler (click to open)]
Обратим внимание и на то, что «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» была выпущена в период тех нескольких дней, когда были представлены и другие новые, фундаментальные политические документы Российской Федерации. А это уже явно - комплексный подход:
- Обращение Президента России к Федеральному Собранию, где главная тема - развитие России;
- новая «Концепция внешней политики Российской Федерации», подписанная в канун Обращения - наши международные интересы и позиции;
- новая «Концепция информационной безопасности РФ».
Вот так три главных политических документа представлены за первую неделю декабря 2016 года.
В целом сформулирована программа действий России на перспективу. Комплексно.
Все сказано открытым тестом. Всё должно быть ясно и экспертам, и простым читателям.
А теперь обратим внимание на ключевые положения новой «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
В «Общих положениях», открывающих текст этого документа, выделено следующее:
- Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
- Под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
-В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
а) национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы;
б) угроза информационной безопасности Российской Федерации - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере;
в) информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.
(Здесь обратим внимание на главное, на наш взгляд: «Информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства».
И это - не кибертехнологии. Это - Суть политики Государства Российского).
И механизм, в общем, определен: «Обеспечение информационной безопасности - осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления…»
В двух словах - специальная работа для специальных служб.
Далее в тексте Доктрины указано следующее:
«Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере».
В документе сформулированы национальные интересы в информационной сфере. К ним отнесены:
- обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
- обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
- развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;
- доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;
- содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности;
- реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.
В Доктрине сформулированы «Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности». Здесь сформулированы следующие позиции:
- Расширение областей применения информационных технологий, которые, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождают новые информационные угрозы.
- Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.
- Практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.
- Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
- Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
- Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.
- В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан. При этом широко используются возможности информационных технологий.
- Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации.
- Российские средства массовой информации, зачастую, подвергаются за рубежом откровенной дискриминации. Российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.
- Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
- Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников.
- Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере.
- Увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе, в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.
- Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях. В том числе, для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников. И, также, представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.
«Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности» характеризуется:
- постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры,
- усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации,
- нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.
«Состояние информационной безопасности в экономической сфере» характеризуется:
- недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг;
- остается высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи;
- это обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.
(Пожалуй, впервые за годы поднята эта чрезвычайно важная тема).
«Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования» характеризуется:
- недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий,
- низким уровнем внедрения (sic!) отечественных разработок,
- недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности.
Сказано, что «целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы».
(Вот и разговор пошел предметный…)
Дальше по тексту Доктрины:
- Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.
- Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети "Интернет", не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.
(Вот и поищем термин, соответствующий нашей «справедливости» в иностранных языках).
- Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.
…И вот, после этих констатаций - здесь представлены практически дословно все позиции, касающиеся наших озабоченностей - в «Доктрине информационной безопасности РФ» определяются «Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности».
Эти цели формулируются так.
В области обороны страны:
- Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе, в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
Сказано, что «в соответствии с военной политикой Российской Федерации основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются:
а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;
б) совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;
в) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам Российской Федерации в информационной сфере;
г) содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;
д) нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества».
Далее в Доктрине указаны и другие стратегические цели:
«Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры».
И после этого - определены основные направления обеспечения информационной безопасности.
В области государственной и общественной безопасности:
- противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;
- пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой с использованием технических средств и информационных технологий специальными службами и организациями иностранных государств, а также отдельными лицами;
- повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры;
- повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе, в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;
- повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;
- повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;
- обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе, за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;
- совершенствование методов и способов производства и безопасного применения продукции, оказания услуг на основе информационных технологий с использованием отечественных разработок, удовлетворяющих требованиям информационной безопасности;
- повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации;
- нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Также определены стратегические цели обеспечения информационной безопасности в экономической сфере:
- сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности,
- разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности,
- повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.
«Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере» являются:
- инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности;
- увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;
- ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;
- повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности;
- развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.
«Стратегическая цель обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования» такова - поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
А основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования определены:
- достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;
- создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;
- проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
- развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
- обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе, за счет формирования культуры личной информационной безопасности.
«Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства» является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.
В Доктрине четко - пункт за пунктом - прописаны «Основные направления обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства». К ним отнесены:
- защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;
- участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;
- создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;
- продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;
- развитие национальной системы управления российским сегментом сети "Интернет".
Это подробное цитирование «Доктрины информационной безопасности РФ» мы завершим положениями, которые содержатся в заключительной части документа - «Организационные основы обеспечения информационной безопасности». Выделим основное:
- Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
- Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Информация мощно вошла в жизнь государств и людей во второй половине ХХ века, а теперь, в начале XXI века на порядки увеличила свое воздействие на общественные, политические и экономические процессы. Это вызвало ответную заинтересованную реакцию тех сил, что ставят на «глобализацию во имя суперприбылей».
Мы не будем здесь сводить весь ход «глобализации» к интересам транснациональных корпораций, снимающих сегодня «сливки» с этого процесса. Уже видно, что «глобализация» на нынешнем этапе играет, вопреки, возможно, задумкам её инициаторов, в пользу сближения стран и народов, на чем настаивали, между прочим, революционеры начала ХХ века.
Мы говорим сегодня о том, что «глобализация» это не только мировая торговля в любом дающим прибыль регионе Земли. «Глобализация» тех же информационных потоков это - моментальный телефонный звонок из Москвы в Нью-Йорк или в Австралию. Но, ведь, это было невозможно ещё четверть века назад. Утверждаю, как журналист, сидевший по 3-4 часа в конце 1980-х в ожидании связи с редакцией из той же Касабланки, не говоря уже о более экзотических местах мира.
Ведущие государства Планеты сегодня оценивают вопросы «информационных войн», «информационного противоборства», «информационной агрессии», и других проявлений Информационного Века, как реальные вызовы, и у них есть все для этого основания.
В 2000 году - высшее политическое руководство России первый раз обратило внимание на нарастающие процессы, и была выработана первая «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».
Сегодня - новый документ под тем же названием. Однако для Новых Времен потребовались Новые Подходы. И они представлены в этой Доктрине, а мы постарались их скрупулезно изложить.
A propos: Вы, конечно, знаете, в чем отличие «доктрины» от «доктринерства»:
Первая - стремится к развитию.
Второе - стремится к закреплению достигнутого на перспективу.
И сегодня мы говорим о ДОКТРИНЕ.



Доктрина информационной безопасности

Previous post Next post
Up