Оригинал взят у
sovet20 в
Страсти вокруг "Тангейзера". Операция провокация. Страсти вокруг скандальной постановки "Танзейберг", в Новосибирске накаляются.
На воскресном митинге присутствовало от 2,5 до 5 тысяч человек, по разным источникам.
Фото: ТАСС
В любом подобном случае крайне важно понять суть происходящего и силы двигающие события. Вот и попробую присмотреться повнимательнее.
Изучив плакаты, и транспаранты складывается картина, что главная причина протеста, это протест православной общественности, против осквернения образа их главной святыни. Протестуют против запрета на запрет творчества.
При этом складывается картина, что все кто запрещает творчество мракобесы и люди верующие, а все кто светский человек за свободу творчества. Это и есть главная точка конфликта.
Однако следует помнить, что у любого публичного мероприятия есть организаторы. Кто-то ведь должен был подать заявку, пригласить людей, организовать охраны общественного порядка и медицинскую поддержку(без нее заявку не согласуют).
И потому мероприятие отражает не столько мысли и протесты всего собравшегося народа, сколько мнение и видение организаторов мероприятия.
Теперь важно поговорить о понятии нравственности, культуры и запретах.
Если смотреть на мир глазами светского человека, то человечество, перестав быть животными и вступив с природой в конфликт, решило строить свой мир на отличных от животных, основаниях и принципах.
Для ответа на вызов природы, человеку пришлось жить в коллективе. Однако любой коллектив и общежитие подразумевает наличие правил поведения и правил существования. В противном случае человеческое сообщество распадалось, и либо уничтожалось, либо поглощалось другими племенами, народами, нациями. Наиболее сильными сообществами становились те, которые вырабатывали правила совместного существования и требовали неукоснительного исполнения того или иного правила. Система этих правил и запретов называется моралью. Мораль в обществе давит на человеческую психику и формирует систему внутренних запретов - нравственных запретов. Итак нравственное общество - это общество в котором каждые его член частично ограничивает свою свободу и запрещает себе какие-либо действия, для того чтобы сохранить сообщество. Сообщества которые не соблюдают подобных запретов прекращают свое существование.
Так к чему же такому призывают нас организаторы митинга, если главная тема митинга: нет запретам и даешь свободу от запретов? Т.е. свободу от нравственности?
Далее, рассмотрим понятие культуры.
Итак, как я уже говорил, человек вступил в конфликт с природой, отказавшись жить по ее законам и решив строить свой мир, со своими законами и своими правилами. В котором ему безопаснее жить, и в котором он может быть человеком а не животным.
Для того чтобы понять как нужно жить, человек искал идеальные формы и эталоны, идеалы. Для того чтобы равняться на них. Эти самые идеалы и эталоны составляли понятие - культура. Т.е. культура - это набор идеальных форм и образов, которые человек создает для подражания им. Таким образом можно сказать, что культура тянет человека к человеческому существованию. Все что не тянет человека вверх, к более духовному, нравственному, человечному не есть культура. Но тогда все что разрушает эти идеалы, идеальные формы - есть антикультура,
поскольку осуществляет процесс разрушения человеческого мира.
Акцентируем внимание, что к религии это все не имеет никакого отношения. Все рассуждения в духе рациональной науки.
Очевидно, что в России, сосуществуют различные группы, сообщества людей. Кто-то объединяется по принципу религиозной веры(Православные, Мусульмане, Католики, Иудеи и т.д.), кто-то по принципу светских идей(либералы, коммунисты, фашисты, монархисты и т.д.). И всем нам нужно сосуществовать в рамках огромного государства, для того, чтобы противостоять внешним угрозам. В противном случае нас либо уничтожат, либо ассимилируют в другие культуры, в другие нации.
Тогда мы должны признать право например Православного сообщества на наличие тех или иных культурных идеалов и образов, как признать и наличие таких идеалов и образов и у светской части населения. Причем замечу, что светская часть также имеет разные идеалы и образы. Например: Для либералов - это закон, для фашистов - сила, для коммунистов - человек и культура.
Все мы живем в одной, огромной, стране, ходим в одни и те же театры, кинотеатры, магазины, садики, школы и т.д. Существует некоторый консенсус по разным вопросам между этими группами. Поскольку уживаться нужно, а группы разные.
Теперь представим, что одна из групп начинает поливать грязью идеал и образы другой части(ну например либералы начинают говорить, что Иисус - это такой хулиган и кутила). К чему это должно привести? К тому, что религиозное сообщество, стремясь сохранить святость своего бога и символа начнет защищаться. Формы могут быть разные, от ругани до митингов. В результате общество начинает раскалываться.
И всегда виноват тот кто первый начал нападать на идеалы другого.
А теперь посмотрим на произошедшее в Новосибирске исходя из изложенного выше.
Получается, что некий режиссер решил самовыразиться, совершив нападение на идеальный образ православного сообщества в художественном произведении. При этом сделал он это за деньги налогоплательщиков, в том числе и православного сообщества, в государственном театре Но государство, собственно, должно обеспечивать соблюдение консенсуса различных групп нашего сообщества.
Нарушив этот консенсус он тем самым спровоцировал вполне понятную реакцию православного сообщества. На которую соответсвующе, вполне адекватно, в рамках закона, отреагировало другое сообщества не принимающее православие.
Так родился конфликт.
Разрешить подобный конфликт можно только лишь убрав его возбудитель из зоны конфликта. Т.е. убрав режиссера и его творчество с публичного обозрения. И в этом смысле, государство поступило правильно.
Однако теперь на улицу вышли люди и требуют вернуть источник конфликта. Внимание вопрос! Кто провокатор? И как назвать митинг прошедший в минувшее воскресение в Новосибирске?
В следующей статье постараюсь написать о том, что такое современное искусство вообще и как можно управлять массами, которые не обладают элементарными гуманитарными знаниями об окружающем их мире. Также необходимо рассмотреть силы заинтересованные в подобном конфликте.