Почему не взлетела мова

Apr 16, 2017 13:03

Итак, в начале перспективы мовы выглядели вполне заурядно - из полтавсько-нежинських наречий сложилась бюрократическая норма иначала складываться литературная. Ее поддерживали "ученые киивськие монахи".

Проблемой было, как и у всех младомов Восточной Европы, несоответствие социальной структуры языковой. Проще говоря, сфера применения мовы не совпадала с полным набором социальных групп.

Аристократия и ее повторение - казачья старшина - перешла на польский (старшина, хотя бы, держалась за мову и не крестилась в костелах), духовенство придерживалось церковнославянского с акцентом (это, кстати, потом повторилось), буржуазия была таки-да и изъяснялась идишем, плюс постоянные немецкие вкрапления - от "польских немцев" до готских реликтов.

Человек за день мог трижды поменять языковую обстановку - пообщаться с паном, походить по базару ("койфчэ, панычу") и вернутся до села.

В селе да, пан голова, пан сотник и поп изъяснялись мовою. А вот лавочник и шинкарь уже мовой с таки-акцентом. И дальше начинались уже непонятки, чья вообще эта земля.

Плюс и польские, и москальские власти сделали все, чтобы социально стигматизировать мову. Москальские делали это, удушая в объятиях, а польские нагайкой по морде, но результат-то один - сфера применения мовы целенаправленно сужалась, мова ограничивалась и временами вовсе запрещалась.

Усилия же гусской и "украинской" "интеллигенции" вообще достойны проклятия - вместо чтобы расширять эту сферу, они ее еще сильнее ущемляли. Еще бы, ведь на фоне "мовы селюков" их питерский акцент СРЛЯ резко и ощутимо записывал их в высшую касту. А на досуге можно и пофрондировать всякой шароварной этнографией.

В тему:
В наших палестинах, как известно, говорят на среднеуральском. Это достаточно лютая версия разговорного СРЛЯ, что усугубляется тем, что ее носители ни в 60% случаев  в одном глазу не Ивановы с Петуховыми. Акцент из "реальных пацанов" - это еще окультуренная штука, адаптированная к остальной стране.
Ну так вот. К нам приехала молодая беженка из ворошиловградской глубинки, закончившая днипропетровський пед по специальности "сучасна російська літературна мова та література". Опредеделили ее в сельскую школу в поселке. Наши марьванны (а марьванны старой выучки, импортированные из сраной средней полосы и имевшие "акцент Малого театра" и "питерский интеллигентский", уже на пенсии, на их местах выпускницы-троечницы Нижнетагильского и Шадринского педа 90-х годов) ее возненавидели. Типа, учит по нормам послевоенного времени и даже правит акцент (это дело гиблое, конечно, но сам факт попытки примечателен), ну не сволочь ли?

Я послушал - реально. Ребята так перемогают мову и суржик, прекрасно понимая, что говорят не на русском, что учат СРЛЯ как иностранный настоящим образом. В отличие от. Настолько "нормативно" на СРЛЯ не говорит даже таки-интеллигенция и ученицы меерзонов. Я уж не говорю за пъдмааааасковнье быыдлаа с его пидорским акцентом.

хохлы, языковое

Previous post Next post
Up