Нельзя не согласиться с Вами относительно необходимости внимательного чтения как Тертуллиана, так и Амвросия Медиоланского в качестве предварительного условия для обсуждения Свв. Патрикия Ирландского и Григория Паламы.
Но для правильного понимания дальнейшего хода Вашей мысли хотелось бы услышать от Вас некоторые уточнения.
Поясните пожалуйста, чем именно отличалось отношение оказавшихся заграницей иерархов Греко-Российской Церкви к созданному Лениным СССР, скажем, в 1922-1940 - от упоминаемой Вами "позиции РПЦЗ в 1941-1953"? А также чем именно могло отличаться мнение о тогдашнем СССР у зарубежных русских иерархов и - иерархов, пребывавший внутри СССР: не только у Св. митр. Крутицкого Петра (Местоблюстителя Патриаршего Престола), но и у тех иерархов, что оказались живы к 1943 и смогли принять участие в Архиерейском соборе?
До Ваших разъяснений я пребываю в убеждении, что во все годы упоминаемого Вами "атеистического воспитания в СССР" мнения православных христиан любых юрисдикций о первом в мире официально атеистическом государстве - не сильно различались.
(Могли различаться мнения о тех или иных деятелях этого государства и их конкретных действиях по отношению к христианам и их Церкви, но не об "атеистическом воспитании советского человека" как таковом.)
P.S.
Разумеется, что те иерархи, священники и миряне, что имели возможность вовремя посмотреть упоминаемые Вами фильмы Эйзенштейна и оценить их глубинную противоположность марксовско-энгельсовско-ленинскому пониманию русской истории, могли иметь свое мнение о мотивах очевидно подрывной (по отношению к ленинскому идейному наследию) деятельности Сталина и Эйзенштейна.
Но проблема в том, что в годы гонений пребывавшие в тюрьмах, лагерях и ссылках православные христиане не всегда имели возможность вовремя ознакомиться с новыми фильмами, и не могли достаточно четко осознавать то, каким именно образом и с каким ожесточением шла борьба внутри правящего класса СССР.
Большое, разумеется, видится лишь на расстоянии (как физическом, так и временном - по прошествии времени).
Но очевидно, что среди русских иерархов как дореволюционных, так и послереволюционных хиротоний - как оказавшихся в Зарубежье, та и в СССР - были разные по своим человеческим и пастырским качествам люди.
По-настоящему важен для нас post factum лишь один вопрос: отказался от кто-либо из этих иерархов от Христа - при каких угодно обстоятельствах, или - не отказался?
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий