Aug 17, 2021 23:25
Miseres discere succo
(Он сетует, я понимаю)
Гербовый девиз Гарольда Макмиллана,
65-го премьер-министра Великобритании
1. Очередной взрыв самобичевания армянского общества идет на спад, так как самокритика оказалась а) бесплодной, б) бесперспективной, зашла в тупик.
В тупике она оказалась потому, что «тот, кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину…». (Иоганн Гердер)
2. С 1994 г. вокруг твердили - войны не будет! Не допустят! Теоретически, соглашение о прекращении огня может соблюдаться десятилетиями, но на практике, а не в навязанной виртуальной реальности, государства предпочитают заключать договоры о мире. Особенно, когда они являются победителями и самостоятельно принимают решения, касающиеся собственных национальных интересов. Когда же «творческое меньшинство» (конструктивная, неординарная, активная часть общества), по Арнольду Тойнби, не в состоянии дать адекватный ответ на вызов и вывести общество на новый уровень развития, то становится актуальной одна из «Эпитафий войны» Р. Киплинга: « Если кто-то спросит, почему мы погибли, ответьте им, потому что наши отцы лгали нам».
3. Расслоение общества. Началось оно в армянском обществе не вчера и не 100 лет назад, а тысячелетиями раньше. Пополнение ежедневно используемого общественно-политического словарного запаса обсценной лексикой и вульгаризмами есть живое свидетельство того, что на протяжении веков так и не нашлось в интеллектуально-политической элите людей, которые бы смогли остановить этот деструктивный процесс.
4. Лозунги. «К оружию, граждане! No pasaran!» - все бы хорошо, только копирование чужих призывов не учитывает того, что, независимо от правильности своего выбора, патриотизм у народов-авторов вышеупомянутых лозунгов сочетался с нежеланием подчиняться старому типу мышления. Они не просто выживали (слово, которое с мазохистской частотой употребляется в армянской истории). Они боролись за новое мышление, за новую идеологию, за новые реалии. А сам по себе патриотизм ничего не значит. Можно наступать на грабли, получать удар по лбу, и считать себя патриотом. Можно быть хозяином собственной земли и на грабли не наступать. Разница очевидна.
Как же охарактеризовать нынешнюю армянскую действительность? Тремя словами: «Пассионарность ниже нормы» (Гумилев), ибо без условного «Сардарапата» жизнь армянина лишена адреналина. Но история учит, что «Сардарапат» слишком дорого обходится следующим поколениям - после него наступает осень 1920 г. Не лучше ли взять на вооружение пример битв при Нерсехапате, Севане и Варданакерте и дипломатический опыт царей Трдата Первого и Хетума Первого?
Нерсеапат,
деструктивный,
Тойнби,
Гарольд,
Нерсехапат,
Макмиллан,
общество,
Сардарапат,
Севанская битва,
грабли,
пассионарность,
граждане,
самобичевание,
Трдат Первый,
no pasaran,
Арцах,
Варданакерт,
армянское,
1994,
Гердер,
обсценная лексика,
Армения,
Хетум Первый,
вульгаризм,
эпитафии войны,
Гумилев,
Киплинг,
бесперспективный,
к оружию,
премьер-министр,
1920,
Севан,
бесплодный,
65,
история,
творческое меньшинство