Победа как катастрофа

Aug 09, 2013 20:38



Ближний Восток сейчас рассматривается всеми как территория войны. Это и правильно. Соединенные Штаты последовательно реализуют стратегию разжигания конфликта между суннитским и шиитским лагерями. Сейчас эскалация конфликта уже развивается по принципу домино. Расширение географии войны на территорию Ливана включило в игру боевиков шиитской «Армии Махди». Это до 100 тысяч обученных солдат, которые готовы перейти границу Ирака. Со стороны исламистов также включаются все новые организации.

Меняется и логика войны. Некогда союзные исламисты и Сирийская Свободная Армия воюют друг с другом. Уже мало кто верит в достижимость первоначальных целей сирийской «революции». Сменились лица, сменилась парадигма событий. Сейчас уже война диктует свою логику всем участникам. Более того, как это ни парадоксально, Сирия как центр кризиса уходит на второй план.

На первый план вышли события, связанные с во многом вынужденной сменой геополитического курса Соединенных Штатов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ставка, на исламские революции не сыграла. Об этом наглядно говорит смена власти в главном модераторе революций в регионе - Катаре. Фактически одновременно произошел военный переворот в Египте, тоже во многом вынужденный.

За год у власти исламский президент Мохаммед Мурси превратил египетских «Братьев-мусульман» в «государство в государстве». Общественный и государственный регресс, религиозные и расовые притеснения, катастрофическое положение в экономике превратило Египет в кипящий котел, стоящий в шаге от гражданской войны. И говорить о том, что кризис позади не приходится.

На Синайском полуострове с начала смены власти идут бои между исламистами и армией Египта. Чем закончится противостояние временного правительства с «Братьями-мусульманами» неизвестно. На данном этапе перспективы политического диалога весьма призрачны. Вместе с тем, перед временным правительством стоит сложнейшая задача вывода экономики из кризиса, поиска финансов на покупку продовольствия и энергии.

Политические демонстрации с легкостью сменят голодные бунты, против которых армия бессильна.

Политическая логика конфликтов уходит, постепенно уступая место причинам естественным - борьбе за ресурсы. Арабская революция началась с нарастающих социально-экономических проблем, экономика станет и главным локомотивом следующей войны в Леванте. Экономические причины являются главным мотиватором будущих репрессий в Сирии, вне зависимости от победителя.

Сейчас складывается ситуация, когда путем неимоверных усилий и огромного везения Башар Асад может победить. Вместе с тем, при текущем раскладе сил, эта победа не принесет мира. Главной задачей режима Асада будет поддержка правящего режима и армии, в условиях полностью разрушенной экономики. Сделать это можно только за счет остального населения. Поэтому репрессии неизбежны.

Нечто подобное только в условиях войны всех против всех и раздела страны на анклавы будет происходить при другом сценарии, где победителями будут сунниты. Усиление межрелигиозных и межнациональных противоречий заложено в социально-экономической природе кризиса арабского Востока.

Этими же причинами обусловлены и будущие межгосударственные конфликты. Сейчас очевидны очертания двух центров противоречий на предмет доступа к водным ресурсам - между Египтом и Эфиопией; и Сирией, которая полностью зависит от водных ресурсов Турции. Проблемы с водой уже испытывает главный союзник США - Иордания. Войны будущего - это не повстанческое подполье, а строительство плотин и неконтролируемая миграция.

Поток беженцев из Сирии до крайности обострил социально-экономические противоречия в странах региона. В январе 2013 года Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявило, что к настоящему времени число зарегистрированных сирийских беженцев, а также еще ожидающих регистрации в Иордании, Турции, Ливане, Ираке и Египте, достигло 670 тысяч. Сейчас общее количество беженцев перевалило за два миллиона. Вместе с беженцами границу перешли боевики исламского подполья, и сейчас каждый лагерь беженцев это скрытая (а где и явная) база боевиков.

Голод, недостаток воды, борьба за ресурсы не оставляют победителей в этой войне. У всех будут одинаковые проблемы. Процесс деградации государств идет параллельно с боевыми действиями. Оставление деревень и малых населенных пунктов, посевов, обмеление и разрушение ирригационных сооружений, перенаселенные города - это общая тенденция Ближнего Востока, которая наиболее ярко и разрушительно проявила себя в Сирии.

Даже Израиль, имеющий самую развитую систему контроля водных ресурсов, будет подвержен общему негативному сценарию. Невозможно отгородиться от войны стеной, даже очень высокой.

Масштабы грядущей катастрофы предугадать сложно. Схватка суннитского и шиитского миров ставит под угрозу стабильность суннитских монархий - главного поставщика энергоресурсов Соединенных Штатов. А общий экономический дисбаланс спровоцирует массовую и неконтролируемую миграцию в Европу.

Изменение геополитической парадигмы должно принести новые цели. Гуманитарная катастрофа в Сирии и сопредельных странах - свершившийся факт и перспектива на ближайшие десять лет. Следование текущим целям только усугубит и так не радужное будущее.

Источник: http://www.terra-america.ru/pobeda-kak-katastroffa.aspx

Сиропечать

Previous post Next post
Up