Предупреждение, очевидно, обязательное для 2021-го. Если вы трепетно относитесь к нецензурной брани, не читайте. В авторских цитатах встречаются маты. Особенности орфографии и пунктуации автора также сохранены.
Если в 2021-м загуглить "Петербург Горчева", можно получить, например, вот такой вариант:
Яндекс, конечно, справится чуть лучше, показав и портрет Дмитрия, и обложки его книг, и даже
ссылку на пост юзера
begemot_0007 от 2017-го. Но в целом тема Горчева в Питере и Питера Горчева пока, к сожалению, как следует не раскрыта. Этот пробел стоит восполнить.
В посте использованы тексты рассказов Горчева, его жж
dimkin, иллюстрации
dimkin_pics, а также снимки, сделанные во время литературно-биографической экспедици 16-17 октября 2021-го юзером
pawlick. Главным проводником экспедиции была
skvonk aka "барышня К." (c) ДГ.
Дмитрий Горчев приехал в Петербург зимой 1999-го. Еще точнее, прилетел из Алма-Аты в Пулково. С Пулково все понятно, кто же не видел
Пулково? Тем более что с тех пор, спустя 22 года, оно наверняка изменилось до неузнаваемости что внутри, что снаружи. А вот дальше почти наверняка Дмитрий доехал на автобусе до метро "Московская" - тем же маршрутом, каким и сейчас отправляются гости северной столицы, у которых нет лишних денег на такси (к тому же в 99-м году российское такси было еще достаточно диким).
Скажем, вот на таком автобусе вот до такого выхода из метро.
Прибывших на м. "Московская" Питер встречает примерно так:
(из передачи "Школа злословия", 27 октября 2008)
Авдотья Смирнова: А Петербург вы любите вообще? Вам нравится он?
Дмитрий Горчев: У нас вообще отношения с ним как, знаете, такой брак, давний-давний, то есть - отношения хорошие, но без особой любви.
Самую первую квартиру Дмитрий снимал "где-то на Нахимова" (более точных сведений, к сожалению, не сохранилось). Но, поскольку продолжалось это недолго и, что еще более важно, в сетевых дневниках или прозе Горчева никаких следов того адреса не осталось, фактически первым местом обитания можно считать квартиру на ул. Хошимина, 13к1. Это район проспекта Просвещения (питерцы его называют "Просвет").
dimkin (
1 июня 2004)
Хозяин квартиры, в которой я живу уже пятый год, решил вдруг её продать, для чего дал в газету объявление. И теперь ко мне приходят ЛЮДИ.
Они давят на звонок, стучат в дверь кулаком, а иногда даже звонят по телефону и требуют, чтобы я их встретил у подъезда. Они ведь Покупатели, которые всегда правы, потому что у них Деньги.
Потом они заходят в мой дом и топочут там ботинками. Дом мой им совершеннно не нравится. То есть собственно помещение, если конечно сделать в нём ремонт, то в принципе можно и поторговаться, а вот то, что находится в этом помещении в данный момент, включая, разумеется меня - всё это совершенно никуда не годится.
"Так, - говорят - эти антресоли мы сломаем и сделаем здесь Арочку."
И ведь не знают даже, что на этих антресолях между прочим лежит дрель, которую если починить, то она ещё сто лет прослужит.
"Разрешите воспользуюсь?" - спрашивает одна женщина, показывая на туалет. "Пользуйтесь, конечно, - говорю, - только там лампочка перегорела и сливной бачок сломался, надо пробку выдёргивать". "А почему не почините?" - спрашивает женщина с осуждением. "Не знаю, - говорю, - мне так удобнее. Пока пробку выдёргиваешь, так заодно и руки помыл". Женщина смотрит на меня с отвращением, но удобствами всё же пользуется, куда денешься.
"А это что такое?!" - спрашивают другие люди с ужасом, заглянув на мой балкон. "Голуби, - говорю я, - пятое поколение подрастает". "А-а, - успокаиваются. - Ну это мы всё застеклим".
Застеклят они, бляди. Невермора моего седенького, слепенького уже совсем, они застеклят. Ну да, конечно застеклят, а при необходимости и в асфальт закатают. "А здесь мы сделаем кладовку!" - говорят они уже на выходе, показывая на то место, где стоят мои зимние ботинки.
Потом наконец они все уходят. Я залезаю в ванну и тут начинает звонить телефон. Долго звонит, минут сорок. Вылезаю, иду мокрый поднимать трубку: "Алло, - говорят, - извините, мы у вас уже были. А, скажите, мусоропровод у вас есть?"
Я не знаю, может быть и есть где-нибудь такой Святой человек, который желает этому человечеству добра, вполне может быть, что есть. Если бы я встретил такого человека, я бы обязательно пожал ему руку.
И в тот же день:
dimkin (
1 июня 2004)
В общем яду мне. Поллитра думаю будет как раз.
С восьми до девяти они приходили по пять человек и по шесть. В одиночестве приходила только старушка в тапочках. Ей ВСЁ понравилось. "Чудесно, чудесно! - вскрикивала старушка. - Ах! Неужели голуби!" Ушла счастливая, сказала что берёт. Вот скажите мне, откуда у старушки в тапочках сорок пять тысяч долларов, а?
Я через двадцать минут потерял интерес ко всем этим людям, окончательно уже впал в ненависть и сел за компьютер рисовать Голую Женщину, пусть делают что хочут. Одна женщина позвонила как раз перед этим с мобилы и сказала что они хочут посмотреть. Хочут - значит пускай смотрят.
Понаехали блядь. В городе Пушкина, Достоевского и Гоголя они хочут. Я вообще не понимаю кто таких людей в Петербург пускает. Тундра блядь какая-то из Чуркестана понаехала, а светоч российской словесности уёбывай значит нахуй.
Не знаю вообще куда милиция смотрит. У них наверное и регистрация у всех фальшивая.
Горчев жил здесь до 2004-го.
dimkin (
10 июня 2004)
ЖЖ-юзер
potap, когда меня перевозили с прошлой квартиры на нынешнюю <с Хошимина на Бестужевскую -
pawlick>, заглянул на балкон той квартиры, из которой я уезжал и сказал с уважением: "Всё-таки, ты, Горчев, очень правдивый писатель".
А я действительно очень правдивый писатель. У меня на самом деле был полный балкон голубиного говна. Любой человек, попавший ко мне в гости, легко мог убедиться в том, что у меня там живёт голубь-невермор, что у меня действительно насрано в лифте и прочитать на стене про печальную судьбу неизвестного жени. Я никогда не вру, если речь идёт не о работе. Про работу я тоже не очень вру, но говорю уклончиво, так, чтобы никто не понял, сделал я её или не сделал.
Но если я написал, что у меня что-то сгнило в холодильнике, то оно действительно там сгнило. Если меня арестовала милиция, то она меня на самом деле арестовала. Я не беллетрист и у меня очень мало фантазии. Я не в состоянии придумать даже простейшего сюжета из несуществующей жизни, и это очень хорошо, потому что в противном случае я давно заработал бы себе огромное количество денег, стал бы пить какие-нибудь неестественные напитки и довольно быстро бы окочурился от какой-нибудь неопознанной болезни.
Следующим был дом на Бестужевской, 18.
dimkin (
7 июня 2004)
Проснулся ровно в пять часов утра от того, что нестерпимо пиздели соловьи. Посмотрел на незнакомый потолок и на чужую чью-то лампочку посередине этого потолка. Хотел было заплакать от безнадежности, но потом вспомнил, что я теперь тут живу и теперь это мой потолок и моя лампочка. Ещё думал про то, что совершенно не помню обстоятельств при которых заснул накануне и не уверен что не сделал за это время ничего постыдного, но обнаружил зато на столе трогательную рюмочку с водкой и полстакана апельсинового сока. Благодарно всё это выпил и опять заснул.
Опять проснулся от рекламы журнала Полдень с моей обложкой на канале эстээс, потом смотрел на подаренный накануне фикус и думал про то что мне с ним теперь жить. Поливать его и протирать ему от пыли листья и вообще заботиться о нём пока он не умрёт. Хотя фикусы кажется живут вечно и возможно это он будет обо мне заботиться, когда я умру.
Выглядывал в окно и удивлялся что там очень много разнообразных деревьев из которых я узнал только берёзки, потому что не узнать берёзку может только совсем слабоумный идиот. Судя по карте, где-то в направлении на юго-восток располагается парк им. покойного ак. А. Д. Сахарова, но я пока ещё не знаю где тут юго-восток.
Прямо напротив моего дома расположен Продовольственный Магазин с пожилыми продавщицами, которые любят продавать приходящим к ним людям очень вкусную водку. А вот магазина промышленных товаров я пока не нашёл, но он наверняка тоже где-то должен быть.
Пришёл в конце концов к такому выводу, что хороших людей на свете не так уж и мало, просто, когда они выходят на улицу они маскируются, чтобы их не узнали. Выпил по этому поводу немного пива и опять заснул.
Всего вам доброго.
dimkin (
27 июня 2004)
А ещё у меня прямо возле подъезда, то есть на заднем дворе милиции стоит домик за забором. Настоящий такой домик - с трубой, сортир можно рассмотреть в кустах.
В нём живёт Мама Милицейского Капитана, старенькая седенькая старушка. Когда Милицейский Капитан устаёт ловить бандитов там, блядей разных, алкоголиков и наркоманов, он приходит к своей Маме, садится на крыльцо, стаскивает с себя сапоги, разматывает портянки, шевелит босыми пальцами. Закуривает папиросу беломор, щурится. Мама выносит ему из погреба холодной окрошки, жалуется на то что сломалась щеколда. Капитан говорит, что починит, но забывает всегда. Потом спит на койке с шариками, где днём всегда стоят три подушки, накрытые кружевной накидкой.
А утром потом просыпается, моется в рукомойнике с такой штукой, которую нужно теребить, чтобы текла вода, потом пристёгивает кобуру, делает строгое лицо и идёт на работу.
В 2021-м "домик мамы милицейского капитана" на месте, как и отделение милиции полиции по левую руку от него.
С 2006 года Горчев переезжает на Гаврскую, 8, м. "Удельная" -
(из передачи "Школа злословия", 27 октября 2008)
Авдотья Смирнова: …а у вас какой любимый вид в Питере?
Дмитрий Горчев: Самый хороший вид у меня был из прошлой квартиры с двенадцатого этажа… на Сосновку.
По понятным причинам не удалось сделать снимок из той самой квартиры, но зато есть собственная горчевская иллюстрация к его рассказу "
Блядь" - под названием "Маньяк с пылесосом".
Здесь маньяк смотрит в окно и видит то же самое, что видел сам Горчев.
Про парк:
dimkin-pics (
3 марта 2007)
Ну вот взять ту же Сосновку. Парк - он и есть парк: аллейки, скамеечки, горки, шахматисты. Лось не протопочет, заяц не пырснет, волк не провоет. Разве что вот белок в прошлом годе завезли, да и те куда-то подохли.
Но вот пройдёт бывало дождик, да выглянет солнышко - глядь, а оно вполне даже ничего, почти как настоящее.
Там же, на Гаврской, 8, жил Горчев, когда у него и "барышни К." родился "младенец", названный Митя. Случилось это в роддоме на ул. Леснозаводской.
Высотного дома (в Питере их называют "свечками"), что на заднем плане, в то время не было.
Дмитрий Горчев и Митя Горчев:
Крестили младенца в церкви Димитрия Солунского, что на 1-й Никитинской улице.
Фото с той самой даты авторства
soamo - кум
potap:
Младенец с тех пор немного подрос -
dimkin (
15 марта 2007)
Гуляя со вверенным мне младенцем по ГУП "Сосновка", поднял глаза к небу и что я там, в этом небе, увидел? А увидел я там громко вопиющие безобразие и бесхозяйственность. Среди бела дня при ясном солнце там светили фонари ночного освещения (док. подтверждение прилагается).
Будучи возмущён такими методами ведения садово-паркового хозяйства, я заспешил домой, чтобы привлечь к этому факту внимание городских властей, и что я увидел, подняв глаза к небу на проспекте имени французского революционера Мориса Тореза? Правильно! Я увидел всё те же горящие днём фонари (док. подтверждение
прилагается). То есть ГУП "Сосновка" тут вовсе не при чём!
Возникает вопрос: а кому это выгодно? Безусловно, это выгодно всем нам хорошо известному врагу пенсионеров и детсадов г-ну Чубайсу, которому за потреблённое электричество исправно платит городская казна (за счёт тех же самых пенсионеров и детсадов). И кое-кому, видимо, выгодно, чтобы сумма эта была как можно более огромной.
С чем я и требую немедленно разобраться лично губернатора Валентину Ивановну Матвиенко.
О себе сообщаю, что свою задолженность за электричество погашу полностью уже в текущем месяце, но только при том, разумеется, условии, что безобразия эти немедленно прекратятся.
В 2008-м Дм. Горчев переехал в дом на улице Гданьской, тоже близ парка Сосновка. В то время половину времени он проводил в городе, половину - в Гостилово.
dimkin (
13 августа 2008)
Сходили с Дмитрием Дмитриевичем в Сосновку (когда же я там был в последний раз?) - там развелось огромное количество ничего не страшащихся белок. Дмитрий Дмитриевич нашёл без моей помощи малину - с его-то ростом это просто, а мне сверху ничего не видно. Поели.
Сосновка была не единственным питерским парком, который любил Горчев.
Рассказ Дм. Горчева "Парк лесотехнической академии"
В петербуржском парке лесотехнической академии есть две могилки. В одной могилке лежит Михаил Алефперьевич без фамилии, а в другой просто Вольф без имени и отчества. Фамилию, имя и отчество у них отобрали при Развоплощении за какие-то неведомые нам прегрешения перед силами Мирового Порядка. Теперь Михаил Алефперьевич и Вольф лежат тихо и отбирают у каждого проходящего мимо жизненную силу, но по чуть-чуть, чтобы не было заметно. Когда они наберут достаточно жизненной силы, они снова воплотятся: Михаил Алефперьевич вновь станет весёлым и круглым в очёчках, он будет скакать по аллеям и щекотать всех до смерти, а Вольф будет тощий и сутулый с огромной палкой с железным наконечником. Тогда, наконец, в парке лесотехнической академии опять наступит Порядок.
А то сейчас Порядка никакого нет. Например, в соседнем Ботаническом Саду, если какое-то африканское дерево начинает присаживаться на корточки, щёлкать ветками и доёбываться до берёзок, из будки немедленно выскакивает сторож с кнутом и хорошенько такое дерево учит. А в парке лесотехнической академии все деревья дикие - кривые и грязные. Они слоняются по парку, мусорят листьями, а некоторые даже выцарапывают на себе оскорбительные для людей картинки. Только люди не понимают, что эти картинки оскорбительные: например, деревьям кажется очень смешно то, что у людей есть уши. Деревья рисуют на себе палочку с ушами и хохочут, а людям хоть бы хуй.
Иногда несколько деревьев насосутся какой-то дряни из подземного ручья и все передерутся. Неподалёку от железнодорожного моста есть целое кладбище таких дохлых деревьев.
Ещё в зарослях крапивы, там где она всего гуще, живёт Голый Милиционер. Его многие видели, но никто не сфотографировал, потому что он очень неприличный.
А в самом центре парка лесотехнической академии, там, где сходятся все тропинки, растёт Старый Лох. Самого Старого Лоха не видно, потому что он растёт вниз головой, корнями вверх. Если встать в середине этих корней, то ничего не будет. Также Старый Лох не собирается дорасти до Центра Земли и разорвать её на части. Кроме того, он не собирается установить власть над всеми деревьями в мире и пригласить Антихриста. Он вообще ничего не собирается - просто Ебанутый Старый Лох, и всё.
После того, как выгуливаемая собачонка размером с полтапочка неистово нас облаяла, шедшая следом хозяйка извинилась. Культурная столица.
Лоха не нашли. Только Башню.
Если же говорить о месте работы, оно за все годы жизни в Питере было одним - издательство "
Геликон Плюс" на Васильевском острове (1-я линия В. О., дом 28).
Здесь Горчев работал художником, иллюстрируя и оформляя различные издания.
Здесь же выходили его книги.
Горчев в "Геликоне":
Неподалеку находится одно из любимых "злачных" мест, куда любил захаживать Горчев (та же 1-я линия В. О., 34 литера А) - правда, заведение не сохранилось, на его месте теперь китайский ресторан.
"Барышня К." вспомнила, что Горчев любил китайскую кухню и наверняка обрадовался бы, узнав об этой перемене. Продолжая тему любимых заведений, заглянем также во двор неподалеку от Сенной площади -
dimkin (
10 декабря 2006)
На Сенной площади, где я бесцельно бродил утром в ожидании открытия нужного магазина, ко мне обратился человек лет тридцати пяти: "Уважаемый! - сказал человек с достоинством. - Помогите старому доброму панку мелочью на алкоголь". Сказав эту фразу, Старый Добрый Панк задумался. "Да! - сказал он, торжественно подняв палец. - Именно на алкоголь!"
Я отсыпал ему какой-то мелочи из кармана, и Старый Добрый Панк удалился.
Но у меня всё же осталось ощущение, что он меня развёл и на самом деле он собирает деньги на ипотеку или, страшно подумать, на лечение больной мамы. Но кто в наш подлый и циничный век поверит в басни про больную маму? Никто. А на алкоголь подают, видимо, охотно.
В районе Сенной площади по весьма формальному адресу Московский проспект, 1/2, находилась рюмочная, где любил бывать Дмитрий.
Увы, рюмочной там больше нет, магазин крафтового пива. Может, даже и вкусного.
И все же одно из трех любимых заведений сохранилось и поныне, пережив и, мягко говоря, нелегкий 2020-й. Кафе "
Чердак", что на Старо-Петергофском проспекте, 54.
Почему "Чердак" на первом этаже (спасибо хоть не цокольный) - загадка.
Очень колоритное место.
Внутри, кстати, с тех самых пор почти ничего не изменилось.
Туалет изнутри можно закрыть на любой из полудюжины замков. А столики тут бронируют с исключительной точностью:
В общем, тепло и лампово.
Продолжение см.
во 2 части.